Практические занятия по курсу
«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
(1 курс ФМиИ, ФФ)
Занятие № 1.
Тема: «Закономерности роста и развития детского организма. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма»
Вопросы для обсуждения
1. Основные закономерности роста и развития.
2. Учение о гетерохронности развития человека. Понятие системогенеза.
3. Биологическая надёжность и механизмы её образования.
4. Сенситивные и критические периоды развития.
5. Показатели роста и развития ребёнка. Почему физическое развитие называют показателем здоровья человека?
6. Типы конституции человека. Почему изучению конституции человека отводят важное место в физиологии?
Задания
1. Назовите периоды онтогенеза и охарактеризуйте их (письменно).
2. Перечислите факторы, влияющие на развитие человека (письменно).
Литература
Основная:
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребёнка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
2. Лысова, Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст]: Учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. – Новосибирск: сиб. унив. изд-во, 2009. – 395с.
3. Любимова, З.В. Возрастная физиология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч./ З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 304 с.: ил.
4. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Марков. - М: Академия, 2001. - 320 с. - (Высшее образование).
5. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 376 с.
|
6. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов мед. вузов / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: Академия, 2004. - 528 с. - (Высшее профессиональное образование).
7. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 432 с.
Дополнительная:
1. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: учебник для студентов пед. вузов и ин-тов физич. культуры / В. И. Дубровский. - М.: Флинта: RETORIKA-A, 1999. - 560 с.
2. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - 2-е изд., стер. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 608 с.: ил. - (Учебник для вузов).
3. Жилов, Ю.Д. Основы медико-биологических знаний: допущено УМО вузов РФ по пед. образованию в качестве учеб. для студ. пед. вузов / Ю. Д. Жилов, Г. И. Куценко, Е. Н. Назарова; под ред. Ю. Д. Жилова. - М.: Высш. шк., 2001. - 256 с.: ил.
4. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для вузов / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Учебное пособие для вузов).
5. Куинджи, Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: метод. пособие / Н. Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.
6. Чумаков, Б.Н. Валеология: курс лекций: Учебное пособие / Б. Н. Чумаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.
Занятие № 2.
Тема: «Анатомо-физиологические особенности созревания мозга»
|
Вопросы для обсуждения
- Нервная система и её значение для организма человека.
- Особенности строения нервной ткани у детей.
- Центральная и периферическая нервная система.
- Соматическая и вегетативная (симпатическая и парасимпатическая) нервная система.
- Состав и функции лимбической системы.
- Ретикулярная формация и её функции.
- Возрастные особенности созревания мозга в онтогенезе человека.
Дополнительные вопросы
- Почему нейрон считают основной структурно-функциональной единицей нервной системы?
- Охарактеризуйте возрастные преобразования нейронов и нервных волокон.
- Охарактеризуйте структуру и функциональную роль спинного мозга.
- Назовите основные функции продолговатого, среднего и промежуточного мозга. Какова роль гипоталамуса в регуляции функций организма?
- Какие функционально различные области коры вы знаете?
- Назовите основные этапы и закономерности развития коры больших полушарий.
- К какой части головного мозга сходятся все раздражения от внешнего и внутреннего мира?
- Какие методы используются для оценки функциональной организации мозга?
Задания
- Функциональное значение различных отделов мозга человека (письменно).
Название отдела мозга | Функциональное значение |
Спинной мозг Головной мозг: Продолговатый мозг Гипоталамус Мост Мозжечок и т.д. | ………………………………….. ………………………………….. ……………………………….. ……………………………….. ………………………………… |
- Симпатическая и парасимпатическая нервная системы и их функции: сравнительная характеристика (письменно).
|
Литература
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребёнка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
2. Лысова, Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст]: Учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. – Новосибирск: сиб. унив. изд-во, 2009. – 395с.
3. Любимова, З.В. Возрастная физиология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч./ З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 304 с.: ил.
4. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Марков. - М: Академия, 2001. - 320 с. - (Высшее образование).
5. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 376 с.
6. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов мед. вузов / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: Академия, 2004. - 528 с. - (Высшее профессиональное образование).
7. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 432 с.
8. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2001.
9. Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов/ Н.А. Фомин. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992. – 351 с.
10. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов/ В.В. Шульговский. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 277 с.
Занятие № 3.
Тема: «Индивидуально-типологические и возрастные особенности высшей нервной деятельности детей и подростков»
Вопросы для обсуждения
1. Понятие о высшей нервной деятельности.
2. Этапы формирования ВНД у детей.
3. Классификация типов ВНД по И.П. Павлову, Н.Н. Красногорскому, А.Н. Иванову-Смоленскому.
4. Темперамент и его значение в жизни человека.
5. Особенности эмоций человека.
6. Неврозы у детей, их профилактика.
Дополнительные вопросы
1. Что составляет основу высшей и низшей нервной деятельности?
2. Дайте характеристику первой и второй сигнальным системам ВНД.
3. Назовите возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальной системы.
4. Чем ВНД человека отличается от ВНД животного?
5. Почему необходимо учитывать тип ВНД ребенка в процессе обучения?
6. Почему типологические особенности ВНД называют почвой для возникновения невроза?
7. Объясните смысл высказывания: «Дети рождаются без асимметрии полушарий головного мозга».
Задания
1. Педагогический подход к детям с разными типами ВНД (письменно).
2. Асимметричное функционирование головного мозга человека (письменно).
Литература
Основная:
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребёнка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
2. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности/ Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребёнка/ Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2000.
4. Любимова, З.В. Возрастная физиология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч./ З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 304 с.: ил.
5. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 376 с.
6. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 432 с.
7. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2001.
8. Шульговский, В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов/ В.В. Шульговский. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 277 с.
Дополнительная:
- Безруких, М.М. Особенности профиля латерализации моторных и сенсорных функций у детей 6-7 и 9-10 лет / М.М. Безруких, А.В. Хрянин, Я.И. Зельдович // Новые исследования. - 2005. - N 2. - С. 5-21.
- Безруких, М.М. Развитие познавательных функций у леворуких и праворуких мальчиков 6-7 лет / М.М. Безруких, А.С. Верба // Новые исследования. - 2005. - N 2. - С. 22-32.
- Киселев, С. Ю. Различия в нейропсихологическом профиле у детей пяти и шести лет / С. Ю Киселев, И. Г. Бородийчук // Вопросы психологии. - 2006. - N 4. - С. 47-57.
- Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность. – СПб., 2002.
- Хомская, Е.Д. Нейропсихология. - СПб.: Питер, 2003.
- Фомин, Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов/ Н.А. Фомин. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992. – 351 с.
- Психофизиология / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2001.
- Суховей, И. Если мозг устал... / И. Суховей // Учитель в школе. - 2007. - N 2. - С. 109-112.
- Бехтерева, Н. П. Новое в изучении мозга человека / Наталья Бехтерева // Свободная мысль. - 2009. - N 5 (1600). - С. 113-120.
Занятие № 4.