Тема: «Индивидуально-типологические и возрастные особенности высшей нервной деятельности детей и подростков»




Практические занятия по курсу

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

(1 курс ФМиИ, ФФ)

Занятие № 1.

Тема: «Закономерности роста и развития детского организма. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма»

Вопросы для обсуждения

1. Основные закономерности роста и развития.

2. Учение о гетерохронности развития человека. Понятие системогенеза.

3. Биологическая надёжность и механизмы её образования.

4. Сенситивные и критические периоды развития.

5. Показатели роста и развития ребёнка. Почему физическое развитие называют показателем здоровья человека?

6. Типы конституции человека. Почему изучению конституции человека отводят важное место в физиологии?

Задания

1. Назовите периоды онтогенеза и охарактеризуйте их (письменно).

2. Перечислите факторы, влияющие на развитие человека (письменно).

Литература

Основная:

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребёнка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 416 с.

2. Лысова, Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст]: Учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. – Новосибирск: сиб. унив. изд-во, 2009. – 395с.

3. Любимова, З.В. Возрастная физиология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч./ З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 304 с.: ил.

4. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Марков. - М: Академия, 2001. - 320 с. - (Высшее образование).

5. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 376 с.

6. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов мед. вузов / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: Академия, 2004. - 528 с. - (Высшее профессиональное образование).

7. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 432 с.

Дополнительная:

1. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: учебник для студентов пед. вузов и ин-тов физич. культуры / В. И. Дубровский. - М.: Флинта: RETORIKA-A, 1999. - 560 с.

2. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - 2-е изд., стер. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 608 с.: ил. - (Учебник для вузов).

3. Жилов, Ю.Д. Основы медико-биологических знаний: допущено УМО вузов РФ по пед. образованию в качестве учеб. для студ. пед. вузов / Ю. Д. Жилов, Г. И. Куценко, Е. Н. Назарова; под ред. Ю. Д. Жилова. - М.: Высш. шк., 2001. - 256 с.: ил.

4. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для вузов / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Учебное пособие для вузов).

5. Куинджи, Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: метод. пособие / Н. Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

6. Чумаков, Б.Н. Валеология: курс лекций: Учебное пособие / Б. Н. Чумаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.

Занятие № 2.

Тема: «Анатомо-физиологические особенности созревания мозга»

Вопросы для обсуждения

  1. Нервная система и её значение для организма человека.
  2. Особенности строения нервной ткани у детей.
  3. Центральная и периферическая нервная система.
  4. Соматическая и вегетативная (симпатическая и парасимпатическая) нервная система.
  5. Состав и функции лимбической системы.
  6. Ретикулярная формация и её функции.
  7. Возрастные особенности созревания мозга в онтогенезе человека.

Дополнительные вопросы

  1. Почему нейрон считают основной структурно-функциональной единицей нервной системы?
  2. Охарактеризуйте возрастные преобразования нейронов и нервных волокон.
  3. Охарактеризуйте структуру и функциональную роль спинного мозга.
  4. Назовите основные функции продолговатого, среднего и промежуточного мозга. Какова роль гипоталамуса в регуляции функций организма?
  5. Какие функционально различные области коры вы знаете?
  6. Назовите основные этапы и закономерности развития коры больших полушарий.
  7. К какой части головного мозга сходятся все раздражения от внешнего и внутреннего мира?
  8. Какие методы используются для оценки функциональной организации мозга?

Задания

  1. Функциональное значение различных отделов мозга человека (письменно).

 

Название отдела мозга Функциональное значение
Спинной мозг Головной мозг: Продолговатый мозг Гипоталамус Мост Мозжечок и т.д. …………………………………..   ………………………………….. ……………………………….. ……………………………….. …………………………………

 

  1. Симпатическая и парасимпатическая нервная системы и их функции: сравнительная характеристика (письменно).

 

 

Литература

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребёнка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 416 с.

2. Лысова, Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Текст]: Учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. – Новосибирск: сиб. унив. изд-во, 2009. – 395с.

3. Любимова, З.В. Возрастная физиология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч./ З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 304 с.: ил.

4. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Марков. - М: Академия, 2001. - 320 с. - (Высшее образование).

5. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 376 с.

6. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов мед. вузов / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: Академия, 2004. - 528 с. - (Высшее профессиональное образование).

7. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 432 с.

8. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2001.

9. Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов/ Н.А. Фомин. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992. – 351 с.

10. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов/ В.В. Шульговский. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 277 с.

Занятие № 3.

Тема: «Индивидуально-типологические и возрастные особенности высшей нервной деятельности детей и подростков»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о высшей нервной деятельности.

2. Этапы формирования ВНД у детей.

3. Классификация типов ВНД по И.П. Павлову, Н.Н. Красногорскому, А.Н. Иванову-Смоленскому.

4. Темперамент и его значение в жизни человека.

5. Особенности эмоций человека.

6. Неврозы у детей, их профилактика.

Дополнительные вопросы

1. Что составляет основу высшей и низшей нервной деятельности?

2. Дайте характеристику первой и второй сигнальным системам ВНД.

3. Назовите возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальной системы.

4. Чем ВНД человека отличается от ВНД животного?

5. Почему необходимо учитывать тип ВНД ребенка в процессе обучения?

6. Почему типологические особенности ВНД называют почвой для возникновения невроза?

7. Объясните смысл высказывания: «Дети рождаются без асимметрии полушарий головного мозга».

Задания

1. Педагогический подход к детям с разными типами ВНД (письменно).

2. Асимметричное функционирование головного мозга человека (письменно).

 

Литература

 

Основная:

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребёнка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 416 с.

2. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности/ Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

3. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребёнка/ Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Любимова, З.В. Возрастная физиология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч./ З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 304 с.: ил.

5. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 376 с.

6. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 432 с.

7. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2001.

8. Шульговский, В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов/ В.В. Шульговский. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 277 с.

Дополнительная:

  1. Безруких, М.М. Особенности профиля латерализации моторных и сенсорных функций у детей 6-7 и 9-10 лет / М.М. Безруких, А.В. Хрянин, Я.И. Зельдович // Новые исследования. - 2005. - N 2. - С. 5-21.
  2. Безруких, М.М. Развитие познавательных функций у леворуких и праворуких мальчиков 6-7 лет / М.М. Безруких, А.С. Верба // Новые исследования. - 2005. - N 2. - С. 22-32.
  3. Киселев, С. Ю. Различия в нейропсихологическом профиле у детей пяти и шести лет / С. Ю Киселев, И. Г. Бородийчук // Вопросы психологии. - 2006. - N 4. - С. 47-57.
  4. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность. – СПб., 2002.
  5. Хомская, Е.Д. Нейропсихология. - СПб.: Питер, 2003.
  6. Фомин, Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов/ Н.А. Фомин. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992. – 351 с.
  7. Психофизиология / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2001.
  8. Суховей, И. Если мозг устал... / И. Суховей // Учитель в школе. - 2007. - N 2. - С. 109-112.
  9. Бехтерева, Н. П. Новое в изучении мозга человека / Наталья Бехтерева // Свободная мысль. - 2009. - N 5 (1600). - С. 113-120.

 

Занятие № 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: