Общие требования к оформлению методической разработки




Методические рекомендации

Для преподавателей

По оформлению методической разработки занятия

 

 

Москва 2015

Пояснительная записка

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и постоянное обновление его содержания, появление новых эффективных педагогических технологий и методов обучения диктует необходимость создания методического обеспечения каждого раздела, каждой темы, каждого занятия. Несомненным является и то, что качество и эффективность образовательного процесса тесно связаны с тем, насколько хорошо преподаватели колледжа знают методические основы проектирования комплексов дидактических средств обучения и умеют их разрабатывать.

Цель методических рекомендаций – выработать единый методологический подход к созданию учебно-методической документации во всех структурных подразделениях колледжа, дать преподавателям возможность в едином ключе оформлять все методические материалы, предназначенные как, для коллег, так и для студентов.

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка – может содержать структурированный подробно пошагово описанный ход проведения конкретного учебного занятия или мероприятия (научно-практической студенческой конференции и др.) и методические советы по его организации.

Методическая разработка - может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Основной целью создания любой методической разработки является оптимизация учебного процесса за счет обогащения современными (возможно авторскими) методиками преподавания и улучшение качества подготовки обучающихся по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

1. разработку конкретного занятия;

2. разработку серии занятий;

3. разработку темы программы;

4. разработку частной (авторской) методики преподавания учебной дисциплины или профессионального модуля;

5. разработку общей методики преподавания учебной дисциплины или профессионального модуля;

6. разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

7. разработку, методики связанной с изменением материально-технических условий преподавания предмета;

8. разработку, методики или методик связанных с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;

9. разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов;

К методическим разработкам во всех образовательных учреждениях предъявляются достаточно высокие требования, поэтому преподавателю перед ее написанием необходимо хорошо осмыслить определенные моменты, имеющие наиболее важное значение в плане и способные серьезно повлиять на возможность утверждения и внедрения данной разработки в образовательный процесс. Так, очень важно выбрать актуальную, хорошо известную преподавателю тему, по которой у преподавателя уже имеются определенные наработки и практический положительный педагогический опыт. Не менее важным, является и определение цели создания данной методической разработки.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

· Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

· Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

· Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

· Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко

· Язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным.

· Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

· Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

· Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

· Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?», то есть содержать конкретные материалы которые может использовать преподаватель при проведении занятия (технологическую карту занятия, тестовые задания с эталонами ответов и критериями оценки, ситуационные задачи с эталонами ответов и критериями оценки, сценарий деловый игры с карточками для каждого участника, подробный детально разработанный кейс данной конкретной темы, алгоритмы манимуляций с критериями оценки и др.

Общие требования к оформлению методической разработки

Структура методической разработки:

· титульный лист

· пояснительная записка

· содержание

· введение

· основная часть

· заключение

· список использованной литературы

· приложения

· рецензии (внешняя и внутренняя)

Титульный лист должен содержать:

1. Наименование организации, где выполнялась работа

2. Наименование работы

3. Название темы

4. Сведения об авторе (должность, Ф.И.О.)

5. Место и дату выполнения работы

В пояснительной записке кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна (для преподавателей или для студентов)

Содержание работы печатается на отдельном листе. Здесь даются наименование разделов и указываются соответствующие страницы по тексту. Разделы «Пояснительная записка» и «Введение». Раздел «Основная часть» может иметь сквозную нумерацию и нумерацию подразделов.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. вопрос, почему преподаватель выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Количество разделов в основной части работы может изменяться в зависимости от объема имеющегося материала и цели поставленной автором.

Основная часть, как правило, состоит из 3 блоков: методического, информационного и блока контроля знаний и сформированных компетенций.

Методический блок – содержит рекомендации по работе с методической разработкой и технологическую карту занятия (см. приложение 1).

Информационный блок – может содержать информационный материал к теоретическому или практическому занятию, описание применяемых методов обучения или педагогических технологий, терминологический словарь (глоссарий) или другую информацию (определяется автором).

В этом разделе подробно рассматриваются все вопросы, внесенные в содержание. По ходу изложения можно представлять необходимые иллюстрации (рисунки). Их нумерация обычно проводится в пределах текущего раздела (например, рис.1.1, рис. 2.1 и т.д.).

Каждый рисунок должен иметь название и «шапку» с наименованием колонок (если рисунок представлен таблицей).

Блок контроля знаний и сформированных компетенций – должен содержать все включенные в данную методическую разработку контролирующие материалы с подробными инструкциями для преподавателя и для студентов, эталонами ответов и критериями оценки.

В заключение (1-2 страницы) автор методической разработки подводит итоги по тем проблемным вопросам, которые поставил перед ее написанием.

В список литературы по порядку включаются те источники, которые использовались при написании работы. На все перечисленные в «Списке литературы» источники должны быть ссылки в основном тексте работы в виде номеров из списка, заключенных в квадратные скобки. Пример: [5], где 5 это номер по порядку в списке использованных источников.

В раздел «приложение» помещают относящиеся к работе дополнительные материалы, которые усиливают или иллюстрируют важные стороны излагаемых вопросов. В качестве таких материалов могут быть даны примеры раздаточных карточек, опорных конспектов, схемы изложения учебных вопросов, фрагменты из конспектов открытых уроков, выдержки из авторских описаний лабораторных или демонстрационных работ и пр. [1].

Рецензия должна содержать:

• наименование темы методической разработки;

• упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений;

• краткий перечень основных вопросов, изложенных в методической разработке;

• обязательную характеристику методической разработки с точки зрения ее актуальности;

• перечень положительных сторон методической разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости методической разработки;

• вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или студентов;

• должность и место работы рецензента, его подпись.

Рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжа, специалистами предприятий соответствующего профиля.

Работа должна быть логически выдержана, в ней соблюдается единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая, стилистическая грамотность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: