Анализ социально-экономического развития г. Москвы в 2018 г. и прогноз на 2020-2022 гг.




Анализ сложившихся тенденций социально-экономического развития (далее – СЭР) города Москвы показал, что они оказали прямое воздействие на экономику города. Основные тенденции СЭР города Москвы характеризуются ростом инвестиций в основной капитал, расширением потребительского спроса (объемов розничной торговли, общественного питания и платных услуг), устойчивым снижением инфляции, повышением деловой активности и увеличением производства и объемов экспорта основных отраслей реального сектора, положительным финансовым результатом деятельности предприятий и организаций, ростом реальной заработной платы. Все составляющие экономической политики города сконцентрированы на распространение практики государственно-частного партнерства, развитие городской инфраструктуры, создание условий для привлечения инвестиций, оптимизацию расходов и увеличение доходов бюджета, улучшение качества жизни в городе.

К элементам экономической политики, способствующей последовательной реализации общественных мер в городе Москве относится:

· стабильная бюджетная политика: бюджетные инвестиции в развитие инфраструктур, поддержание высокого социального стандарта, увеличение конкурентности и прозрачности осуществления закупок для нужд города;

· активная инвестиционная политика, направленная на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и улучшение инвестиционного климата;

· стимулирующая налоговая политика, обеспечивающая равные условия ведения бизнеса и стимулы к эффективному использованию ресурсов;

· взвешенная тарифная политика, направленная на сдерживание роста тарифов.

В течение 2017 года и января–августа 2018 года инфляция устойчиво снижается – с уровня 105,9% в январе 2017 года (в среднегодовом выражении, к соответствующему периоду предыдущего года) до 103,3% в августе 2018 года. В то же время, начиная с конца 2-го квартала 2018 года все более заметны признаки ускорения инфляции под влиянием роста волатильности финансового и валютного рынков, ослабления курса рубля вследствие действия геополитических факторов. Инфляционный эффект от ослабления курса рубля проявится в 4-м квартале 2018 – начале 2019 года.

В 2018 году предпринимательская активность остается на высоком уровне. Количество вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей за 8 месяцев 2018 года составило 46,8 тыс., что превысило на 14,9% показатели аналогичного периода 2017 года. Общее число действующих индивидуальных предпринимателей за 8 месяцев 2018 года увеличилось на 8,5% относительно конца 2017 года – до 308,7 тыс. индивидуальных предпринимателей. Восстановление и рост экономической активности в реальном секторе экономики также подтверждается его финансовыми результатами – увеличением прибыли предприятий.

С начала 2018 года в городе Москве сохраняется высокая инвестиционная активность. В первом полугодии 2018 года инвестиции в основной капитал в городе Москве выросли на 4,8% к соответствующему периоду 2017 года (в сопоставимых ценах, по полному кругу организаций) и составили 722,9 млрд. рублей или 12,1% от общероссийского объема. При этом опережающими темпами растут инвестиции в научные исследования и разработки, ИТ-инфраструктуру – в первом полугодии 2018 года объем капвложений по данному направлению составил 76,3 млрд. рублей (10,5% от общего объема инвестиций в основной капитал), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,4%.

По состоянию на 1 октября 2018 года 42 компаниям присвоен статус промышленного комплекса, 33 компании получили статус технопарка, 5 компаний – статус якорного резидента технопарка. Общая площадь земельных участков предприятий, получивших статусы, составляет 834,8 га, а количество рабочих мест – 98,7 тыс. человек. Объем инвестиций, осуществленных предприятиями с особым статусом за 5 лет, составил почти 85 млрд. рублей. В 2018 году основные индикаторы производственной активности указывают на положительную динамику развития городской промышленности. По итогам 2018 года ожидаются положительные темпы роста в большинстве промышленных отраслей. Индекс промышленного производства обрабатывающих производств оценивается по итогам 2018 года не менее 106,6%.

В 2018 году наблюдается ускорение динамики роста потребительского рынка – за 8 месяцев оборот розничной торговли увеличился на 2,4% к аналогичному периоду 2017 года (в сопоставимых ценах), прежде всего в сегменте организованной торговли. Ожидается, что по итогам 2018 года оборот розничной торговли увеличится на 3,0% и достигнет 4804 млрд. рублей.

В течение 2017–2018 годов ситуация на рынке труда остается стабильной с тенденцией снижения уровня безработицы – с 0,51% по состоянию на 1 января 2017 года и до 0,34% – по состоянию на 1 сентября 2018 года (от численности экономически активного населения). Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, снизилась за указанный период на 12,3 тыс. человек и составила 24,6 тыс. человек.

В рамках развитой системы мер социальной поддержки жителям Москвы в полном объеме предоставляются государственные льготы и гарантии, качественное социальное обслуживание граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов, семей с детьми. Основные направления социальной поддержки также включают мероприятия по поддержке малоимущих граждан, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактике социального сиротства, поддержке многодетных и малообеспеченных семей, а также граждан старшего поколения, ветеранов и инвалидов. С целью улучшения материального положения граждан старшего поколения и ветеранов с 1 января 2018 года городской социальный стандарт минимальных доходов неработающих пенсионеров повышен до 17,5 тыс. рублей (на 20% или 3 тыс. рублей). В городе Москве порог предоставления субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг вдвое ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В Москве субсидия предоставляется, если расходы семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 10% семейного бюджета, соответствующий федеральный стандарт равен 22%.

Тарифы на электрическую энергию для населения с учетом НДС с 1 января 2019 года сохранены на уровне действовавших во 2-м полугодии 2018 года.

Характерные особенности бюджета города Москвы – устойчивость и сбалансированность в краткосрочном и среднесрочном периодах. Сбалансированность бюджета города Москвы достигается за счет детального экономического анализа ситуации при принятии новых расходных обязательств, ограничения необоснованного роста расходов бюджета Москвы, обеспечения стабильных источников доходов в долгосрочном периоде, а также увеличения налогового потенциала бюджета города Москвы.

Перейдем к прогнозу СЭР города Москвы на 2020-2022 гг.

Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов на основе анализа и отчетов СЭР города за 2018 год и оценки 2019 года представлены на рисунке 1.

Возможное замедление уровня инфляции до 103,3% (целевой вариант прогноза) может быть обусловлено преобладанием в среднесрочной перспективе дезинфляционных факторов и снижением инфляционных рисков на фоне отсутствия со стороны Банка России резких шагов по изменению денежно-кредитных условий в российской экономике.

Основные внутренние риски превышения прогнозируемого уровня инфляции связаны с динамикой следующих факторов:

- повышенные инфляционные ожидания населения и бизнеса;

- неопределенность, связанная с влиянием отдельных параметров бюджетной политики, в том числе по использованию ликвидной части средств Фонда национального благосостояния сверх порогового уровня 7% ВВП.

Основные внешние риски превышения прогнозируемого уровня инфляции связаны с возможным ослаблением курса рубля под действием геополитических факторов, а также волатильностью на рынках углеводородов и других ключевых для российской экономики товарных рынках.

Рисунок 1. Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

Устойчивый характер роста городской экономики в 2020-2022 годах (в среднем на 3% и 3,1% ежегодно по базовому и целевому варианту соответственно) будет обеспечен положительной динамикой развития реального сектора экономики, высокой инвестиционной активностью на фоне стабильного финансирования развития объектов городской инфраструктуры и реализации программы реновации жилья, расширением потребительского спроса на фоне роста реальной заработной платы и поддержания высокого социального стандарта.

Указанная динамика роста инвестиций в среднесрочной перспективе будет способствовать достижению целевых значений показателей экономической активности, предусмотренных в оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти), утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 №193.

Прогнозируется, что в 2020-2022 годах рост обрабатывающих производств составит 103,4-104,0%. Потенциал роста промышленности города Москвы остается зависимым от внешних условий: доступности финансовых ресурсов, эффективности мер федеральной денежно-кредитной и бюджетной политики, мер по повышению потенциала экономического роста, а также от повышения уровня оптимизма в предпринимательской среде и снижения инвестиционных рисков.

По прогнозу в среднесрочной перспективе (2020-2022 года) темпы роста сектора платных услуг составят 102,5-102,7% (в сопоставимых ценах), по целевому варианту – 102,8-103,0%. Увеличение городского социального стандарта, сохранение текущего тренда роста реальной заработной платы и социальных выплат, рост численности населения города и доступность потребительского кредитования на фоне умеренных темпов инфляции, а также реализация совокупности мер по развитию сферы торговли и услуг города Москвы будут стимулировать дальнейший рост потребительского рынка города.

В среднесрочной перспективе прогнозируется сохранение низкого уровня безработицы, доля зарегистрированной безработицы будет составлять в среднем 0,4% от экономически активного населения, уровень безработицы, рассчитываемый по методологии Международной организации труда, составит около 1,3% от экономически активного населения (по базовому и целевому варианту прогноза).

В 2020-2022 годах темпы роста номинальной заработной платы составят в среднем 106,8% ежегодно, что позволит достичь целевых значений показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.04.2019 №193 в части показателей оплаты труда.

Пересмотр тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и энергетики для населения города Москвы в 2020–2022 годах будет осуществляться с учетом предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемых для города Москвы Правительством Российской Федерации.

Реализация проектов по расширению налогового потенциала позволит обеспечить устойчивый рост собственных доходов. Росту поступлений налоговых доходов способствуют развитие и популяризация патентной системы для малого бизнеса, введение трудового патента как элемента экономического регулирования рынка труда иностранных граждан, усиление роли имущественных налогов, выравнивание налоговой нагрузки (торговый сбор), введение налога на профессиональный доход (легализация доходов самозанятых).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: