Примерная программа кружка по изучению марксизма-ленинизма




Нижеследующий план не претендует на обязательность. Это лишь один из возможных вариантов. Рады будем получить от наших читателей, осуществляющих кружковую работу, другие варианты программы, которые читатели находят более целесообразными.

Данная программа рассчитана на еженедельные собрания, строится без учёта отменённых по каким-либо причинам занятий. В случае отмены занятия следует самостоятельно перераспределить материал. Объём чтения не должен превышать за неделю 100 страниц, поскольку не все смогут подготовиться к собранию. Если литература сложная, тогда этот лимит уменьшается. Наш курс марксизма предполагает параллельное изучение двух-трёх дисциплин.

В соответствие с целями нашего кружка (подготовить пропагандистов, агитаторов и людей, способных создать и вести другие кружки), начальный период обучения (вводный курс) будет строиться вокруг работ, способных дать правильное представление о марксизме. Основная задача тут – научиться систематически читать материалы к кружку, а также окинуть взглядом вопросы, которые будут изучаться в дальнейшем.

Большинство произведений классиков писались более 100 лет назад. Наука за это время значительно шагнула вперёд и при изучении того же «Анти-Дюринга» важно привлекать новые данные по естественным наукам.

Помимо азов каждый участник кружка должен ознакомиться с книгой Поварнина «Как читать книги», что поможет в дальнейшем не тратить время на заведомо бесполезные книги (как оценить книгу вы узнаете из работы Поварнина). Далее – освоить книгу «Основы советского ораторского искусства», что поможет не только в выступлениях, но и в написании статей.

Направления работы, обозначенные в программе:

1. Вводный курс;

2. Курс основ советского ораторского искусства;

3. Формальная логика;

4. Философия.

Представленный курс рассчитан примерно на один учебный год и не является завершённым. Сейчас в разработке находятся разделы: политэкономия, научный социализм, история философии, история Нового времени (т.е. история становления и развития капитализма).

Помимо чтения предполагается давать участникам кружка писать заметки и эссе, как связанные напрямую с изученной работой, так и косвенно. Как вариант, могут предлагаться обзоры на фильмы.

 

1 занятие:

1. К. Маркс: “Манифест Коммунистической партии”.

2. Ф. Энгельс: “Принципы коммунизма”.

3. Поварнин С.И. — Как читать книги

Темы для письменных работ:

Что устарело в Манифесте?

Марксизм и мифы о нём (марксизм не учитывает психологию, всё сводит чисто к экономике. + письма Энгельса об историческом социализме), т.е. чем марксизм отличается от карикатуры на марксизм.

Неизменность аргументации антикоммунистов от Манифеста компартии до сегодняшних дней (аргументация антикоммунистов от Манифеста компартии до сегодняшних дней)

Дополнительно (по желанию):

Новая история: учебник для 8 класса. А.В. Ефимов. Глава 8. Возникновение научного коммунизма. К. Маркс и Ф. Энгельс (до 1848 года)

И.Ф. Белоус. Как изучать произведение К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии».

2 занятие:

1. Ф. Энгельс: “Эльберфельдские речи”.

2. В.И. Ленин: “Три источника и три составных части марксизма”.

3. Ф. Энгельс: “Развитие социализма от утопии к науке”.

4. Ножин Е.А. – Основы советского ораторского искусства Глава I. Из истории ораторского искусства

Упражнения (даны в конце главы): отвечать на все вопросы.

3 занятие:

Здесь мы должны понять вектор развития ЛК.

1. Теоретический минимум: введение (программный документ ЛК)

2. Тезисы о большевистской партии 21 века

3. Глава II. Ораторская речь как процесс

Упражнения (даны в конце главы): отвечать на все вопросы.

Дополнительная литература (по желанию):

Г.В. Плеханов: “Основные вопросы марксизма”.

4 занятие:

1. И.В. Сталин. Об основах ленинизма (Лекции, читанные в Свердловском университете) (из сборника «Вопросы ленинизма»).

5 занятие:

1. И.В. Сталин. Октябрьская революция и тактика русских коммунистов (из сборника «основы ленинизма»).

2. И.В. Сталин. К вопросам ленинизма (из сборника «основы ленинизма»).

6 занятие (первое занятие по философии):

1. И.В. Сталин. О диалектическом и историческом материализме.

2. Глава III. Тема, вид и цель ораторской речи. Подбор

Упражнения (даны в конце главы): упражнения 2-4 делать так, как указано в учебнике. Упражнения 5-10 будем делать следующим образом:

Начинаем делать доклад-«курсовой проект» за всё время изучения ораторского искусства (выступления на выбранную тему проекта начнутся с 21 занятия). Критерий: тема может быть напрямую не связана с марксизмом, но в докладе должен даваться марксистский анализ и выводы.

Список тем ограничивается только вашей фантазией и возможностями. Мы же, в свою очередь, предлагаем следующие темы:

– деятельность кружка (отдельный аспект);

– деятельность ЛК;

– деятельность РСДРП(б)/ВКП(б) и т.д. и т.п.;

– ораторский стиль пролетарских революционеров (один человек – один докладчик): Ленина, Сталина, Троцкого, Калинина, Свердлова, Фиделя Кастро, Ким Ир Сена, Георгия Димитрова и т.д.

– ораторский стиль буржуазных революционеров: Мирабо, Робеспьера и т.д.

– ораторский стиль реакции: Адольфа Гитлера, Уинстона Черчилля и т.д. (стоит отметить, что Гитлер и Черчилль учились на речах английского политика Ллойд Джорджа. Кто будет брать их, пусть ознакомится с его речами в первую очередь);

– анализ кино (отдельного кинофильма);

– анализ той или иной сферы жизни (например, те же блогеры или промышленность).

Тему надо выбрать и оповестить об этом остальных, дабы темы не переплетались. На занятии следует обсудить написанные планы.

Представьте, что вы берёте интервью по теме вашего доклада. Составьте 8-10 вопросов для интервью. Если будет возможность – проведите само интервью – это стало бы полезным опытом.

Напишите небольшую речь (примерно 1-2 страницы А4) на любую тему. Мы можем предложить написать речь ко Дню рождения или день смерти Ленина, Маркса и иных пролетарских революционеров, чья дата рождения наиболее приближена к занятию. Тут важно подойти к речи творчески, а не пересказывать биографию. Во время выступления на выбранную тему используйте один-два примера из вашего собственного опыта.

Ознакомиться с рекомендациями по работе с каталогом Ленинской библиотеки: https://www.rsl.ru/ru/s97/s339/d1329/tips. Если вы не из Москвы и Подмосковья, выясните какая библиотека в вашем районе является крупнейшей из доступных. Поступайте по аналогии с приведённым заданием.

Записаться в Ленинскую библиотеку, всем вместе прийти и каждый должен заказать хотя бы по одной книге.

Пользуясь предметным каталогом библиотеки, подберите необходимую литературу по теме «История ВКП(б)» или иной интересующей тематики.

Работая над литературой в период подготовки к выступлению, сделайте пять—шесть записей на карточках – делать не надо, но если есть желание, никто не запрещает.

Занятие

1. В.П. Огородников: “Курс лекций по философии марксизма” (видео): Смотрим и конспектируем лекцию 1-1. Особое внимание обращайте на определения.

2. Глава IV. Композиция и план речи

Упражнения (даны в конце главы): отвечать на все вопросы.

1. Выберите две-три речи классиков марксизма или деятелей российского и мирового коммунистического движения, прочтите их вступительную часть и постарайтесь ответить. на следующие вопросы: а) каковы общие особенности каждого вступления? б) использованы ли приемы привлечения внимания? в) дают ли они представление о содержании речи? Как вариант, можно использовать речи Ленина и Сталина. Рекомендуется использовать сборник И.В. Сталина «Вопросы ленинизма».

2. Прочтите заключительную часть выбранных вами речей. Каковы особенности каждого заключения?

3. Подготовьте ещё одну речь. Причём важно обратить внимание на вступление к вашему докладу. Позаботьтесь, чтобы ваше вступление: а) привлекало внимание аудитории и помогало установить с ней контакт; б) давало представление о содержании и целевой направленности речи.

4. Придумайте три различных заключения к своей речи: а) заключение-обобщение; б) заключение — постановку задач; в) заключение-иллюстрацию.

Соответственно, во время выступления вам следует выбрать наиболее удачное из получившихся, а затем уже поведать аудитории по остальным двум заключениям.

Занятие

1. Смотрим: В.П. Огородников: “Курс лекций по философии марксизма” (видео):

А именно: 1-2, 1-3, 1-4, 2-1, 2-2, 2-3.

2. Глава IV. Композиция и план речи

Задание:

Просмотрите текст лекции и ответьте на следующие вопросы: а) по какому принципу излагается в них материал? Использовано ли сочетание различных принципов? б) как бы вы расположили материал этих лекций? в) соблюдаются ли требования основных логических законов в этих лекциях? Приведите примеры.

На текущий момент вы уже должны были ознакомиться с лекцией И.В. Сталина «Об основах ленинизма» (Лекции, читанные в Свердловском университете) из сборника «Вопросы ленинизма», поэтому на их примере и можно разобрать проблематику.

Занятие

1. Смотрим: В.П. Огородников: “Курс лекций по философии марксизма” (видео):

А именно: 2-4, 3-1, 3-2, 3-3, 3-4.

2. Глава IV. Композиция и план речи

 

Задание:

Прослушайте какую-нибудь лекцию или доклад и постарайтесь записать их план. Удачно ли логическое членение речи? Как осуществляется переход от одного раздела к другому? Как бы вы построили подобную лекцию?

На текущий момент уже просмотрены лекции В.П. Огородника, поэтому можно разобрать на их примере.

 

10 занятие:

1. Роман Голобиани «Дорогу осилит идущий» (В первую очередь главы 5, 6 и 7; работа На сайте опубликована последняя редакция текста. Так что желательно читать версию с сайта)

2. Глава V. Доказательство и фактический материал

Упражнения (даны в конце главы): отвечать на все вопросы и выполнять задание:

2. Приведите примеры неправильного использования аргументов в известных вам речах. В качестве примера можно взять логические ошибки, приведённые в «Дороге…» Романа Голобиани.

3. Подготовьте речь на 5 минут развитии капитализма в России/Китае/какой-либо другой страны. Каждый может взять отдельный аспект развития капитализма. Используйте в ней в качестве аргументов два фактических, два-три цифровых примера и две ссылки на авторитеты. В ходе подготовки к выступлению используйте материалы СМИ.

11 занятие:

Непосредственно философия (начало):

1. Энгельс “О диалектике” (старое предисловие к «Анти-Дюрингу»).

Ко каждой главе (в т.ч. предисловиям и введению) даётся задание: прочитать, законспектировать и затем тезисно (с минимальными доказательствами) выделить положительную часть. Тезисы важно обсудить после того как все пришлют их.

Во время чтения «Анти-Дюринга» обязательно после каждой главы смотрите «из подготовительных работ к Анти-Дюрингу» и «заметки» – даются в конце книги. Мысли из этих дополнительных материалов надо включать в тезисы.

2. С.Н. Виноградов и А.Ф. Кузьмин, Логика. Учебник для средней школы.

Глава I. Предмет и задачи науки логики

Глава II. Логические приёмы

Глава III. Понятие

12 занятие:

1. Первый раздел “Анти-Дюринга”. Прочитать предисловия Энгельса к трём изданиям, введение (параграфы 1,2) и затем параграфы 3 и 4.

2. С.Н. Виноградов и А.Ф. Кузьмин, Логика. Учебник для средней школы. Глава IV. Определение и деление понятия, Глава V. Суждение.

13 занятие:

1. Первый раздел “Анти-Дюринга”. Параграфы 5, 6, 7, 8.

Примечание: лучше назначить разных докладчиков по первым и вторым двум параграфам. Желательно, чтобы занятие вели люди с соответствующими специальными знаниями в области физики, химии, биологии и т.д.

2. С.Н. Виноградов и А.Ф. Кузьмин, Логика. Учебник для средней школы.: Глава VI. Преобразование суждений,

Глава VII. Основные законы логического мышления

14 занятие:

1. Первый раздел “Анти-Дюринга”. Параграфы 9, 10, 11.

2. С.Н. Виноградов и А.Ф. Кузьмин, Логика. Учебник для средней школы. Глава VIII. Дедуктивные умозаключения, Глава IX. Индуктивные умозаключения

15 занятие:

1. Первый раздел “Анти-Дюринга”. Параграфы 12, 13, 14.

В качестве дополнительного материала нужно прочитать «о диалектическом противоречии» за авторством Р. Голобиани: https://lenincrew.com/dialectical-contradiction/. Сама полемика нас здесь слабо интересует, и важно обратить внимание на вторую часть работы: 2. Слабые места в философии Энгельса на примере категории «диалектическое противоречие».

2. С.Н. Виноградов и А.Ф. Кузьмин, Логика. Учебник для средней школы: Глава X. Аналогия, Глава XI. Гипотеза, Глава XII. Доказательство

16 занятие:

1. В. И. Ленин «О государстве».

2. Глава VI. Культура ораторской речи

Упражнения (даны в конце главы):

2. Прочтите лекцию В. И. Ленина «О государстве» и покажите, как В. И. Ленин добивается ясности и точности изложения. Задание состоит в том, чтобы сначала обсудить содержание работы, а затем уже показать, как Ильич добивается ясности и точности.

3. Ознакомьтесь со словарем-справочником «Правильность русской речи» и приведите пять наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров словоупотребления. Обсудить на кружке.

4. Выберите одну из речей М. И. Калинина в книге «О коммунистическом воспитании» и расскажите об особенностях ее языка. Каждый участник кружка выбирает разную статью.

Статьи там следующие:

1. Учёба и жизнь.

2. Выращивать новые отношения человека к человеку.

3. Борьба за нового человека.

4. Речь на вечере, посвященном чествованию учителей-орденоносцев сельских школ

5. Речь на совещании учащихся восьмых, девятых и десятых классов полных средних школ бауманского района города москвы.

6. О коммунистическом воспитании.

7 О моральном облике нашего народа.

Задание соответствующее: сначала обсудить содержание, а потом уже показать особенности языка.

5. Прочтите внимательно текст «Манифеста Коммунистической партии». Отметьте случаи использования метафор, сравнений, метонимии. Найдите также примеры использования повтора, градации, риторических вопросов и других средств выразительности. Здесь нужно, чтобы каждый член кружка показал несколько примеров.

6. Приведите пять примеров использования фразеологических единиц и крылатых слов в речах В. И. Ленина.

7. Прочтите речь Л. И. Брежнева «О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик». Отметьте использованные приемы «персонификации» – делать по желанию.

8. Уёмов А.И. – Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить: первые 4 главы

В 5 главе пропускаем пункт «А. логические формы мыслей», ибо аналогичный материал изложен в учебнике.

17 занятие:

1. Ленин «О значении воинствующего материализма».

2. Уёмов А.И. – Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить: V. как логика помогает бороться с логическими ошибками пункт «Б. как избежать логических ошибок в мыслях различной формы».

3. Глава VI. Культура ораторской речи (завершение у пражнений):

4. Подготовьте ещё одну речь по ранее заявленным критериям (более-менее свободная тема, 1-2 страницы А4). Постарайтесь использовать три—четыре приема достижения эмоциональности языка.

5. Прочтите речь М. А. Шолохова на XXIV съезде КПСС (в книге «XXIV съезд. Стенографический отчет. Часть 1. 1971» стр. 429-435). Какими средствами оратор добивается юмористического эффекта?

18 занятие:

1. Ф. Энгельс: “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.

2. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 1. Параграфы 1, 2.

Так как для более успешного выявления логических уловок и лучшего усваивания навыков правильного мышления требуется практика, ей и предлагается заняться. На кружке не надо проверять задания от и до. Достаточно убедиться, что все их сделали и обсудить спорные моменты.

19 занятие:

1. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта»

Введение

Глава 1. Природа и предистория человеческого

Интеллекта

1.1. Природа интеллекта

1.2. Предыстория интеллекта

Глава 2. Первобытный интелект

Глава 3. Античный интелект

3.1. Общий характер античного интеллекта

3.2. Античный материализм, идеализм и диалектика

3.3. Некоторые особенности процесса логизации античного интеллекта

2. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 1. Параграфы 3, 4.

3. Глава VII. Поведение оратора перед аудиторией

Упражнения (даны в конце главы): делать все упражнения.

9. Попросите своих товарищей понаблюдать за вашим поведением перед аудиторией и высказать свои замечания – это будет реализовано во время тренировочных выступлений.

10. Подготовьте ещё одно выступление (по прежним критериям) используйте один-два способа переключения внимания, описанных в настоящей главе.

20 занятие:

1. Глава VIII. Ответы на вопросы. Искусство спора. отвечать на все вопросы в конце главы.

Упражнения к Главе VIII. Ответы на вопросы. Искусство спора. (даны в конце главы):

2. Прочтите работу В. И. Ленина «Новый фабричный закон» (1897) и подготовьте по ней краткое сообщение, отметив следующее: а) особенности композиции работы, б) формулировку вопросов и ответов, в) как обеспечиваются ясность и доходчивость ответов?

3. Прочтите запись полемики А. В. Луначарского с митрополитом Введенским «Личность Христа в современной науке и литературе» (1927) и найдите примеры использования эмоциональных полемических средств.

4. Просмотрите книгу М. И. Калинина «Беседы с народом» и найдите примеры использования логических доказательств и опровержения в дискуссии и в беседах – книги нет в электронном виде. Выполнять по желанию.

5. Вспомните или найдите в литературе случаи нарушения логических правил доказательства или опровержения в споре.

6. Проанализируйте речь Г. Димитрова на Лейпцигском процессе и определите, какие полемические средства были им использованы – книги нет в электронном виде. Выполнять по желанию.

7. Составьте перечень найденных вами примеров использования уловок в споре.

Приложения:

1. Примерная схема оценки выступления – распечатать перед до того как товарищи начнут выступать с докладами, дабы каждый участник кружка оценил речь.

2. Упражнения по технике речи – по желанию

3. Советы преподавателю ораторского искусства

2. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 1. Параграфы 5, 6.

3. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта». Главы 4, 5, 6, 7.

21 занятие:

1. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта». Главы 8 и 9

2. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. А именно читаем к занятию:

Предисловие к четвертому изданию 1891 года

Глава I. Доисторические ступени культуры

Гипотеза матриархата на сегодняшний день не подтвердилась в связи с чем рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

https://arzamas.academy/materials/167

https://vk.com/wall249491463_426

https://www.socialcompas.com/2015/08/12/130-let-posle-antropologicheskih-rabot-engelsa/

3. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 2. Параграфы 1, 2.

4. Начать выслушивать выступления товарищей. 2-4 выступления за занятие.

В качестве итога обучения основам ораторского искусства каждый участник курса должен выступить с речью (большая речь, которую надо рассказать в конце курса ораторского искусства – на эту тему писалось к шестому занятию) – докладом (примерно на 20 минут).

22 занятие:

1. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. А именно читаем к занятию:

Глава II. СЕМЬЯ, Глава III. ИРОКЕЗСКИЙ РОД.

2. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта»: Главы 10, 11 (до пункта 11.2 исключительно)

3. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 2. Параграфы 3, 4.

4. Продолжаем слушать выступления (минимум 2 человека)

23 занятие:

1. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Дочитать до конца.

2. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта»: Главы 11 (начиная с 11.2), 12.

3. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 3. Параграфы 1, 2.

4. Продолжаем слушать выступления (минимум 2 человека).

24 занятие:

1. В.И. Ленин: “Государство и революция”. Предисловия, главы 1 и 2.

2. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта»: Глава 13.

3. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 3. Параграфы 3, 4.

4. Продолжаем слушать выступления (минимум 2 человека).

25 занятие:

1. В.И. Ленин: “Государство и революция”. Глава 3, 4, 5.

2. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта»: Глава 14.

3. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 3. Параграфы 5, 6.

26 занятие:

1. В.И. Ленин: “Государство и революция”. Глава 6 и послесловие.

2. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта» (Часть 3): Главы 1, 2 (до 2.3)

3. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 3. Параграфы 7, 8.

27 занятие:

1. В.И. Ленин: “Пролетарская революция и ренегат Каутский”. Предисловие и до главы «Советская конституция».

2. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта» (Часть 3): Главы 2 (начиная с 2.3), Глава 3, Глава 4 (до 4.3).

3. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 3. Параграфы 9, 10.

28 занятие:

1. В.И. Ленин: “Пролетарская революция и ренегат Каутский”. Предисловие и до главы «Советская конституция».

2. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта» (Часть 3): Главы 4 (начиная с 4.3), глава 5.

3. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 3. Параграфы 11, 12.

29 занятие:

1. В.И. Ленин: “Пролетарская революция и ренегат Каутский”. Дочитать.

2. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта» (Часть 3): Главы 6, 7.

3. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 3. Параграфы 13, 14.

30 занятие:

1. В.И. Ленин: “Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата”.

2. В.В. Орлов «История человеческого интеллекта» (Часть 3): Глава 8

3. Уёмов А.И. – Задачи и упражнения по логике (1961). Глава 3. Параграфы 15, 16.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: