Практическое занятие по зарубежной литературе. Гете, «Страдания молодого Вертера». Шиллер, «Разбойники».




1. Гете. «Страдания молодого Вертера». Вертер – бюргер. Социальный контекст образа героя. Социально-политические аспекты сюжета. Доклад – Аида Батыева.

В литературе, особенно отечественной, можно встретить рассуждения о том, что драма Вертера в значительной степени обусловлена ущербностью его социального положения. В качестве доказательства приводится, например, эпизод изгнания Вертера из дома графа фон К. С другой стороны, нередко рассуждения о романе игнорируют социально-политические аспекты сюжета. Определите социальный и экономический статус Вертера. Найдите в тексте детали, по которым можно судить об отношении Вертера к социальным верхам и социальным низам. Прокомментируйте письма от 15 и 17 мая и эпизод у графа фон К*.

2. Вертер – художник. Эстетическая проблематика в романе Гете.Доклад – Наталья Чермных.

Эстетическая проблематика занимает важное место в романе Гете. Вертер – художник, он много размышляет о живописи; обратите внимание на то, что он часто описывает пейзажи, портреты, сцены так, как будто они уже стали предметом живописного изображения или как программы для воплощения на картине (см. описание сцены у колодца в письме от 15 мая, первой встречи с Лоттой, когда она окружена братьями и сестрами в письме от 16 июня). Особое внимание обратите на письма от 26 и 27 мая, в которых Вертер формулирует свои эстетические принципы, устанавливает соотношение категорий «природа», «гений», «правила».

3. Тема природы в романе Гете.Доклад – Скулыбердин.

Проследите за тем, в каком смысле и в каких контекстах в романе употребляется слово «природа». Как меняется отношение Вертера к природе? Каково соотношение категорий «природа», «Бог», «личность» в романе?

4. Любовь Вертера. Психологический и философский аспекты любовного сюжета.Доклад – Юрий Афанасьев.

Рассматривая вопрос о характере любовного чувства Вертера, обратите внимание на первые впечатления героя от облика Лотты, на письма от 19,21 июня, 1 июля. В каком отношении к основной проблематике романа находится тема обмана и самообмана (письма от 11 и 30 июля, 8 августа)? Проанализируйте письма от 12 и 18 августа.

5. Гете. «Страдания молодого Вертера». Шиллер, «Разбойники». Вертер и Карл Моор: два бунтаря.Доклад – Дарья Мосина.

Различия и сходства двух героев. Социальный статус, характер. Сказочное и реалистическое в образах героев, в обстоятельствах, в сюжете. Обратите внимание на то, что в обоих произведениях важнейшую роль играет тема природы; также и на сходные черты в характеристиках Лотты и Амалии. Проанализируйте вступительную сцену, где Франц издевательски характеризует Карла, перечисляя все те признаки, которые в равной мере могли бы быть отнесены к Вертеру.

 

Старик Моор (горько плачет). Мое имя! Мое честное имя!

Франц (падает ему на грудь). Презренный, трижды презренный Карл! Разве я не предчувствовал этого еще в детстве, Когда мы услаждали душу молитвами, а он, как преступник от темницы, отвращал свой взор от божьего храма, таскался за девками, гонял по лугам и горам с уличными мальчишками и всяким сбродом, выклянчивал у вас монеты и бросал их в шапку первого встречного нищего? Разве я не предчувствовал этого, видя, что он охотнее читает жизнеописания Юлия Цезаря, Александра Великого и прочих столь же нечестивых язычников, чем житие кающегося Товия? Сотни раз я предсказывал вам, - ибо любовь к брату всегда уживалась во мне с сыновним долгом, - что этот мальчик ввергнет нас в позор и гибель. О, если бы он не носил имени Мооров! Если б в моем сердце было меньше любви к нему! Безбожная любовь, которую я не в силах вырвать из своего сердца! Она еще будет свидетельствовать против меня перед престолом всевышнего.

Старик Моор. О, мои надежды! Мои золотые грезы!..

Франц. Вот именно. Про что же я вам и толкую. Этот пылкий дух, что бродит в мальчике, говаривали вы тогда, делающий его столь чутким ко всему великому и прекрасному, эта искренность, благодаря которой его душа, как в зеркале, отражается в его глазах, эта чувствительность, заставляющая его проливать горючие слезы при виде любого страдания, эта мужественная отвага, подстрекающая его залезать на вершины столетних дубов и вихрем переноситься через рвы, изгороди и стремительные потоки, это детское честолюбие, это непреклонное упорство и прочие блистательные добродетели, расцветающие в сердце вашего любимца, - о, со временем они сделают из него верного друга, примерного гражданина, героя, большого, великого человека! Вот и полюбуйтесь теперь, отец! Пылкий дух развился, окреп - и что за прекрасные плоды принес он! Полюбуйтесь-ка на эту искренность - как она быстро обернулась наглостью, а чувствительность - как она пригодилась для воркования с кокетками, как живо отзывается она на прелести какой-нибудь Фрины. Полюбуйтесь на этот пламенный дух: за каких-нибудь шесть годков он начисто выжег в нем все масло жизни, и Карл, еще не расставшись с плотью, призраком бродит по земле, а бесстыдники, глазея на него, приговаривают: "С'est l'amour qui a fait ca!"

6. Трансформации образа благородного разбойника в литературе и искусстве. Карл Моор и другие.Доклад – Катя Бабикова.

Вспомните образы персонажей фольклора и литературы, в тех или иных отношениях подобных Карлу Моору. Сравните их.

 

Литература

Абуш А. Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. – М., 1964.

Аникст А. А. Творческий путь Гете. М., 1986.

Аникст А. А. Художественный универсализм Гете // Гетевские чтения. 1984. М., 1986.

Бент М. «Вертер, мученик мятежный…»: Биография одной книги. Челябинск, 1997.

Вильмонт Н. Н. Гете. М., 1959.

Вильмонт Н. Н. Достоевский и Шиллер. – М., 1984.

Вильмонт Н. Н. Еще раз о Гете // Вильмонт Н. Н. Великие спутники: Лит. этюды. М., 1966.

Гете И. В. Избр. произв. : в 2 т. / Вступит.ст. Н. Н. Вильмонта. М., 1985.

Гете И. В. Собрание соч. : в 10 т. / Под общ. ред. Н. Н. Вильмонта и др. М., 1975–1978.

Гете И. В. Фауст / Вступит. ст. и примеч. Н. Н. Вильмонта. М., 1969 (БВЛ).

Гете И. В. Фауст. Лирика / Вступит. ст. и примеч. Ал. В. Михайлова. М., 1986.

История немецкой литературы / Пер. с нем. : в 3 т. – М., 1985–1987.

Конради К .О. Гете. Жизнь и творчество : в 2 т. М., 1987.

Ланштейн П. Жизнь Шиллера. – М., 1984.

Лозинская Л. Я. Шиллер. – М., 1960.

Людвиг Э. Гете. М., 1965.

Манн Т. Гете как представитель бюргерской эпохи. Путь Гете как писателя. Фантазия о Гете. «Вертер» Гете // Манн Т. Собрание сочинений. Т. Х. М., 1961.

Ортега-и-Гассет Х. В поисках Гете // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. (Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII – начала XIX в.). М., 1983.

Эккерман И. П. Разговоры с Гете. М., 1981.

Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!