Глава 3 Организация внутрибанковского контроля




 

Под контрольными процедурами понимается совокупность всех проверок, проводимых службой внутреннего контроля (СВК) в целях осуществления функций.

Целью проведения контрольных процедур является получение оценки эффективности системы внутреннего контроля по всем либо по отдельным направлениям деятельности филиала.

Основными задачами контрольных процедур является:

1) проверка соблюдения законодательства РФ, нормативных документов и указаний ЦБ РФ и других, контролирующих и надзорных органов, внутренних нормативных документов Сбербанка России;

2) проверка полноты применения процедур по идентификации банковских рисков и оценки эффективности системы управления банковскими рисками;

3) оценка соблюдения принципов и процедур внутреннего контроля в применяемых технологиях;

4) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, надежности и своевременности и сбора и представления информации и отчетности;

5) проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества Банка;

6) оценка соответствия квалификации персонала выполняемым функциям в рамках системы внутреннего контроля;

7) выработка рекомендаций по минимизации банковских рисков, устранению причин нарушения, ошибок и недостатков, совершенствованию системы внутреннего контроля.

Видами контрольных процедур является:

- комплексная документальная ревизия – комплекс проверочных действий, охватывающий все основные направления деятельности филиала Банка;

- тематическая проверка – комплекс проверочных действий, осуществляемых для оценки положения дел на одном или нескольких участках работы филиала Банка.

Комплексная документальная ревизия филиала Банка проводится, как правило, вышестоящим подразделением СВК совместно с подразделениями СВК проверяемого филиала.

Тематические проверки могут проводиться:

1. вышестоящим подразделением СВК с выездом в подчиненный филиал, аналогично комплексной документальной ревизии, но не по всем, а только по нескольким направлениям деятельности филиала. Одной из целей выездной тематической проверки может являться контроль выполнения предложений и указаний, содержащихся в документе, подготовленном по итогам ранее проведенной контрольной процедуры;

2. самостоятельно подразделением СВК в филиале по месту его нахождения по конкретному направлению деятельности или вопросу;

3. одновременно несколькими подразделениями СВК в филиалах по месту их нахождения по единой программе, разработанной вышестоящим подразделением СВК, которое принимает на себя функции по сбору отчетов о результатах проверки, их обобщению, реализации итогов и принятию необходимых мер. Централизованная тематическая процедура обычно проводиться по конкретным вопросам с целью оценки положения дел на одном или ряде участков работы;

4. в отдельных случаях возможно также проведение тематической проверки одного филиала силами подразделения СВК по другому филиалу, без непосредственного участия в проверке сотрудников вышестоящего подразделения СВК. Решение данных вопросов находится в компетенции вышестоящего подразделения СВК.

Планирование контрольных процедур, в том числе разработка, согласование и утверждение годовых и текущих планов работ; внесение изменений в утвержденные планы работ; порядок представления отчетности осуществляется подразделениями СВК в соответствии с отдельными указаниями Сбербанка России по данному вопросу. При этом должны быть учтены следующие принципы формирования ревизионных групп.

Ревизионные группы формируются исходя из сложности предстоящей контрольной процедуры, специфики проверяемого объекта, с учетом специализации и опыта сотрудников подразделения СВК. Участники ревизионной группы должны обладать профессиональной компетентностью, надлежащими навыками и опытом, необходимым в данных условиях.

Руководителем ревизионной группы назначается сотрудник подразделения СВК, имеющий опыт участия в комплексных документальных ревизиях и тематических проверках по различным направлениям деятельности, обладающий организаторскими способностями и навыками руководства.

Этап подготовки к комплексным документальным ревизиям начинается, как правило, не позднее, чем за две-три недели до их начала, и состоит из мероприятий организационного и аналитического характера. Сроки подготовки к тематическим проверкам определяются индивидуально, исходя из предстоящего объема проверочных действий и их сложности.

Проведение аналитических мероприятий позволяет сформировать у участников ревизионной группы предварительное представление о состоянии системы внутреннего контроля объекта предстоящей ревизии (проверки), его отличительных особенностях и присущих этим особенностям рисков.

В ходе подготовительного этапа участники ревизионной группы обязаны ознакомиться и изучить все изменения во внешней и внутренней сред по проверяемым ими направлениям деятельности, в том числе в законодательстве, внешних и внутренних нормативных документах, составе и характеристиках банковских продуктов, лимитах, ограничениях, савках, тарифах и т.п. Следует также изучить материалы проверок, проведенных сотрудниками подразделениями СВК в других филиалах.

В завершение подготовительного этапа руководитель ревизионной группы проводит заключительный инструктаж со всеми ее участниками, на котором знакомит с утвержденной программой, информирует о поставленных задачах, обсуждает организационные вопросы.

В начале проведения контрольных процедур ревизионная группа проводит совещание с руководством проверяемого филиала и начальниками подразделений, деятельность которых будет проверяться.

В процессе проведения контрольных процедур должно обеспечиваться эффективное взаимодействие и обмен информацией внутри ревизионной группы.

Все участники ревизионной группы при осуществлении проверочных действий, заполнение анкеты, определении оценки функционирования системы внутреннего контроля и формировании справки проверки руководствуется требованиями.

Обычной последовательностью действий при проверке любого направления деятельности является:

- планирование проверочных действий;

- осуществление проверочных действий;

- создание рабочей документации.

В ходе проведения контрольных процедур каждый участник ревизионной группы составляет справку по результатам проведения проверки закрепленного за ним направления деятельности.

Руководитель ревизионной группы до передачи справки проверки на ознакомление рассматривает ее проект, анализирует соответствие объема и содержания проведенной исполнителем работы требованиям программы и анкеты, в случае отклонений уточняет их причины и оценивает обоснованность.

В каждом подразделении СВК должен быть создан и поддерживаться в актуальном состоянии электронный архив документов проведенных контрольных процедур с возможностью доступа к нему сотрудников данного подразделения.

После завершения контрольной процедуры руководитель ревизии кратко докладывает ее итоги руководителю подразделения СВК и передает для рассмотрения акт. По решению руководителя подразделения СВК может быть организованно совещание со всеми членами ревизионной группы.

Стандартными способами реализации является:

- письмо в адрес проверенного филиала;

- приказ;

- постановление Правления банка или решение Совета отделения.

Банк устанавливает следующий порядок контроля за принятием мер по устранению выявленных нарушений.

При выявлении в ходе контрольной процедуры нарушении руководством подразделений и сотрудниками проверяемого филиала должна быть начата работа по устранению, как самих нарушений, так и причин, вследствие которых они были допущены.

 


Заключение

 

Деятельность Банка в условиях рыночной экономики связана с оптимизацией вовлеченных средств, снижением уровня затрат на каждый полученный рубль дохода, усовершенствованием структуры расходов - каждый затраченный рубль должен приносить прибыль не только в отчетном периоде, но и являться резервом прибыли в будущем периоде.

Главными задачами Сбербанка России являются:

* развитие и повышение эффективности активных операций, путем развития кредитования физических и юридических лиц;

* разработка мероприятий и внедрение ипотечного кредитования на цели потребления, приобретения и строительства жилья;

* кредитная экспансия в отдельные предприятия приоритетных отраслей с учетом особенностей региона, путем проведения гибкой процентной политики;

* снижение доли неработающих активов в сумме чистых активов путем совершенствования организации управления денежными средствами банка, денежными потоками;

* ужесточение требований к платежеспособности и кредитоспособности клиентов; наращивание прибыли за счет снижения затрат.

Независимо от экономических условий для банковской деятельности ресурсная база имеет первостепенное значение. Именно пассивные операции предшествуют активным и определяют объем и масштаб доходных операций. В связи с этим вопросы наращивания ресурсного потенциала и обеспечение его стабильности посредством эффективного управления пассивными операциями приобретает особую остроту и актуальность.

 


Список использованной литературы

 

1. Устав ОАО Сбербанка России, утвержденный годовым общим собранием акционеров протокол №17 от 24 июня 2005 года

2. Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г

3. Правила кредитования физических лиц Сбербанка России и его филиалами №229 от 30 мая 2003 года

4. Годовой отчет Сбербанка России за 2006, 2007 годы

5. Годовой отчет Сбербанка России Чувашское отделение за 2006,2007 годы

6. http: // www. sbrf. ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: