Рассказ о герое художественного произведения




Анализ лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?
  2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
  8. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, аллитерация (звукопись), цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
  9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
  10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
  11. Чувства и мысли, вызванные знакомством с данным произведением.

 

 

Отзыв о книге 1


Введение. Здесь можно рассказать о своих читательских пристрастиях, поделиться историей – как вы познакомились с данным произведением, как проходил процесс чтения. Тут же кратко дается оценка книги – понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной. В этой части обязательно нужно указать название книги и ее автора.
Рассуждение. Теперь пришла пора аргументировать свою оценку и приводить доводы. Это лучше делать последовательно и по пунктам.

 

1. Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые были подняты в произведении?
2. Сделайте небольшой обзор событий, которые описаны в книге. Но ни в коем случае не пересказ сюжета. Отзыв ориентирован на человека, который, возможно, не читал произведения, так что не раскрывайте все секреты: если вы пишете о детективе – можно описать завязку, но ни в коем случае нельзя указывать, что убийцей оказался садовник. При этом можно обозначить самые важные эпизоды.
3. Оценка персонажей, их действий. Здесь не нужно описывать всех участников. достаточно двух-трех главных героев книги. Обязательно нужно выразить свое отношение к героям и их судьбам.

4. Особенности книги. Возможно, это произведение написано очень интересным языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания природы, необычное построение сюжета, трогательная история, читая которую, вы не смогли сдержать слез, – все это нужно отметить.

5. Итог рассуждений – ваши мысли и чувства относительно прочитанной книги.

Обобщение. Здесь вы можете сравнить это произведение с другими: или произведениями этого же автора, или с произведениями в этом же жанре. В обобщении вы можете сказать, что намерены продолжить знакомство с этим автором, прочитать другие его книги. Или же порекомендовать эту книгу читателям. А возможно (ведь отзыв может быть и отрицательным), посоветовать им никогда не брать в руки этой книги.

 

 

Отзыв о книге 2

 

1. О чём эта книга?

2. Что ты знаешь об авторе книги?

3. Какова тема и основная мысль произведения?

4. Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление?

5. Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?

6. Понравилась ли книга? Чем?

7. Кто из героев особенно понравился? Почему?

8. С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?

9. Как ты охарактеризуешь главных героев?

10. Где и в какое время происходили события, описанные в книге?

11. Упоминается ли в книге о каком-либо важном историческом событии?

12. Что ты знаешь об этом историческом периоде из других книг, кинофильмов?

13. На какие природные особенности обращает внимание автор? Почему?

14. О чём ты размышлял после прочтения книги?

15. Что тебе запомнилось, что показалось необычным?

16. Чем обогатила тебя книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?

17. Чему научила тебя эта книга?

 

Рассказ о герое художественного произведения

1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

3. Наличие прототипов и автобиографических черт.

4. Анализ имени.

5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

6. Речевая характеристика.

7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

13. Оценка литературного персонажа его современниками.

14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

С помощью представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое любого произведения. При анализе не обязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам действительно помогут.

 

 

Эссе

1. Вступление. Это 2-3 предложения, служащие для последующей формулировки проблемы. Можно начать с риторического вопроса (который не требует ответа, например: Может ли телевидение заменить книгу?) или высказать авторитетное мнение (психологи утверждают, что частый просмотр телевизионных программ приводит к настоящей зависимости). Эссе нельзя начинать с описания текста, например: в данном тексте автор говорит о …; текст посвящен…; основной вопрос, поднимающийся в тексте …

2. Формулировка проблемы. Выявите в тексте проблему, которая важна не только для автора, но и для каждого человека. Можно написать следующим образом: Автор заставляет задуматься над проблемой…; Автор рассуждает над такими вечными вопросами, как…; Проблема… волнует человечество вот уже не один век… Если Вы затрудняетесь в выборе проблемы, напишите так: «Автор затрагивает несколько актуальных проблем, одна из которых — … ».

3. Комментарии к проблеме. Рассуждайте о проблеме, подумайте, насколько она актуальна в наши дни, в каких случаях приходится сталкивать с такой проблемой. При наличии дополнительных знаний, расскажите, как ранее люди пытались разрешить эту проблему. Ни в коем случае не пересказывайте текст, не говорите о том, что делают герои, а комментируйте их поступки. На что особенно обращает внимание автор? Проследите за этим.

4. Авторское мнение и аргументация. Совпадает ли Ваше мнение с мнением автора и почему? Если Ваша точка зрения совпадает с авторской, приведите свои 2-3 аргумента в поддержку данного мнения. Ни в коем случае не повторяйте аргументы автора. Ели ваши мнения не совпадают, можно написать так: Автор прав в том, что… Однако я не могу согласиться с тем, что…

5. Заключение. Сделать вывод, обобщить сказанное. Например: Таким образом, автор, поднимая актуальную проблему, призывает…; Подводя итог, хочется ещё раз отметить важность проблемы…; Данный текст заставляет нас глубже задуматься о….

Эффектное заключение эссе – призыв к читателю или риторический вопрос, например: Разве книги уйдут из нашей жизни? Только если мы перестанем ценить сокровища человеческого наследия!

 

 

Как составить план

1. Прочитай произведение.

2. Определи идею, то есть главную мысль.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. Раздели произведение на части.

6. Озаглавь каждую часть.

7. Прочитай название частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

 

Виды плана

  • Вопросный план записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой-либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстанавливать содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему», и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли» и т.п.).
  • Назывной план записывается в виде тезисов, в которых не используются глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.
  • Тезисный план записывают в виде тезисов. Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
  • Опорная схема. Этот план состоит из «опор», то есть слов или словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст. Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею пользоваться
  • Комбинированный план может сочетать в себе различные виды планов, например, вопросы и тезисы.

 

Анализ сказки

Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

1. Прочитай внимательно сказку. Определи, относится она к устному народному творчеству или у нее есть автор.

2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что взято из реальной жизни?

3. Что в этой сказке понравилось тебе больше всего?

4. Назови волшебные предметы из этой сказки, которые являются частью реальной жизни.

5. Подумай, чего на самом деле никогда не может быть в реальной жизни.

6. Какой момент в сказке ты считаешь самым захватывающим?

7. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки. Перечисли основные черты характера главных героев, вспомни их самые важные, значительные поступки.

8. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.

9. Какие пословицы могли бы передать основную мысль этой сказки? Одним предложением вырази главную мысль сказки.

10. Какие еще сказки напомнила тебе эта сказка замыслом, сюжетом и характером главного героя?

 

 

Анализ басни

Басня – Короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главными героями басни чаще всего являются животные, реже – люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера: гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.

Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например, лиса – хитрость, осёл – глупость, вол – работоспособность, медведь – неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть, сила и т.д.

 

1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.

2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее мораль, то есть главную мысль, идею.

3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.

4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.

5. Определи, как написана эта басня: прозой или стихами.

6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?

7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

9. Что тебе показалось смешным, а что – поучительным?

10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».

11. Какие выражения из этой басне обогатили русский язык., украсили его?

 

 

Анализ рассказа

Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.

 

1. Прочитай внимательно рассказ.

2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.

3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нём? Какие еще книги этого автора ты читал?

4. Узнай, когда и где рассказ был написан.

5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе:

- повествование (рассказывает);

- описание (показывает);

- рассуждение (доказывает)

6. Кратко перескажи рассказ.

7. Что, по-твоему, явилось кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным?

10. Кому из героев ты больше сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытывал вместе с этим героем?

 

*Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ

 

11. О чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй главную идею этого произведения.

12. Подумай, как может сложиться судьба этого героя в будущем?

13. Какие достоинства произведения ты отметил?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: