Роман «Преступление и наказание»




 

В черновиках к «Преступлению и наказанию» Достоевский писал: «... уничтожить неопределенность, т.е. так или иначе объяснить все убийство...». Речь пойдет о мотивах (истинных и мнимых) преступления Раскольникова.

Каково социальное положение главного героя?

Главная черта социального портрета Раскольникова – крайняя степень бедности. Сын небогатого провинциального чиновника, имеет мать, живущую на пенсию за умершего мужа в 120 рублей в год, и взрослую сестру, которая поступила гувернанткой в дом состоятельного помещика Свидригайлова, чтобы помочь брату выучиться. В настоящее время он, нищий студент, исключен из университета за неуплату. Деньги на обучение присылала мать из своей крохотной пенсии, подрабатывая вязанием, и из жалованья сестры. На жизнь этих денег не хватало, и Раскольников пытался содержать себя сам, занимаясь репетиторством, за которое платили копейки, и существенно поддержать его они не могли. Не хватало на самое необходимое, поэтому он сильно пообносился, потерял приличный вид и как следствие, работу. Изо дня в день тянулось это неблагополучие. Поэтому превратился когда-то благородный человек в «лохмотника».

Означает ли это, что Раскольников оказался в безвыходном положении? И безвыходно ли оно? Он, хоть и изможден и физически ослаблен постоянным недоеданием, мог бы зарабатывать интеллектуальным трудом, например, переводами, как Разумихин, или переписыванием бумаг. Но он бездействует

Изложите кратко теорию Раскольникова. Выскажите свое мнение об этой теории.

Идея Раскольникова – это наполеоновская теория. Все человечество Раскольников делит на две неравные части: большинство – покорное стадо, подчиняющееся установленным законам, и немногочисленные герои, дерзновенно переступающие через законы старые и устанавливающие свои, новые. Для этих людей не существует самого понятия «преступление», они смело шагают через реки крови, и история их оправдывает.

Чем явилось для Раскольникова убийство?

Убийство Раскольникова является прежде всего способом испытать себя, найти ответ на вопрос, кто он: «вошь» или «наполеон», «тварь дрожащая» или «право имею»? Своим жестоким экспериментом, своим актом безграничного своеволия, осуществлением своей идеи Раскольников хотел достичь полной свободы. Новый мир должен был неминуемо засиять. Но этого не произошло. Теория погубила Раскольникова, лишила свободы действий, превратила в пешку, лишенную воли, повела его…

Каковы мотивы преступления?

Во-первых, это гнет нищеты, с которой не желает мириться Раскольников. Он видит, что мир делится на волков и овец. Предпочитая принадлежать к первым, создает свою теорию. Он не может медленно продвигаться к успеху, он хочет сразу весь капитал. Так рождается идея грабежа и убийства.

Во- вторых, если ради спасения многих нужно убить одну зловредную старушонку, то не будет ли это оправдано? (К такому выводу приходит герой романа).

Эти два мотива, два исходных пункта теории Раскольникова исключают друг друга.

 

Что происходит с человеком, оказавшимся во власти нищеты?

Она унижает достоинство человека, уязвляет его самолюбие; подавляет человека, рождает в нём комплекс неполноценности; он постоянно в плену проблем, из которых не видит выхода; он мучительно размышляет над своей жизнью, сравнивает себя с другими людьми, пытаясь объяснить причины своего неблагополучия, и начинает делать неправильные выводы; сделав неправильные выводы, человек неправильно оценивает все окружающее; личностные качества перестают быть поддержкой, утрачиваются нравственные ориентиры, и, чтобы выйти из затруднения, человек готов и способен на преступные действия.

Например, история семьи Мармеладовых.

Мармеладов, став нищим, оскорблен тем, что не может найти работу, обеспечить семью, чувствовать себя уважаемым человеком; не найдя работы, чтобы облегчить душевные страдания, начинает пить и спивается; нищета и трудности ослабили его волю, лишили надежды; изменяется сознание Мармеладова, и он совершает то, чего раньше никогда бы не сделал - крадет вещи из дома, пускает семью по миру; и как следствие – дочь отправляет на панель и не стесняется уже жить за ее счет, на деньги, заработанные ее страшным «трудом». Это его тягчайшее нравственное преступление.

Но не каждый человек и не обязательно совершает преступление. Пример тому - приятель Раскольникова Разумихин. Он зарабатывает частными уроками. Многое зависит не только от обстоятельств, но и от самого человека.

 

Случайно или закономерно, с вашей точки зрения, что Раскольников стал убийцей не только старухи-процентщицы, но и ее невинной сестры Елизаветы?

Случайно: не хотел убивать - забыл закрыть дверь.

Закономерно: Елизавета по теории Раскольникова относится к разряду низших. Значит, по теории – закономерно.

А подвернись на место Лизаветы Соня, если бы он ее не знал? А случись (1 шанс на миллиард), на месте Лизаветы мать, сестра? Убил бы? А если нет, то в теории поправочка нужна на родственников

Отчего писатель сделал приверженцем теории господства над людьми не хищного приобретателя, не бессердечного властолюбца, а гуманиста, готового во имя спасения человечества «страдания взять на себя?»

Достоевский убеждает читателя, что если на путь насилия становится даже человек добрый, честный, измученный своими страданиями, то неизбежно приносит зло себе и другим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: