ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ БИЛЕТУ №2




Задача 1

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ БИЛЕТУ №1

1. Составьте алгоритм деятельности специалиста по социальной работе с приемной семьей или семьей опекунов и попечителей.

Социальная работа с семьями, где воспитываются опекаемые дети, представляет собой поэтапную систему:

1), выявляются дети, нуждающиеся в социальной защите, по причине нарушения статей 121 – 122 Семейного кодекса Российской Федерации. Главная задача социального работника является ранее выявление таких детей и семей и информирование об этом специалистов Отдела по защите прав несовершеннолетних и инспектора по делам несовершеннолетних в течение трех дней со дня выявления нарушений. Главная задача социального работника на этом этапе определить причины нарушения статей 121 – 122 Семейного кодекса РФ, например: смерь родителей, невыполнение адекватного воспитания ребенка родителями, неадекватное осуществление опеки или попечительства, нахождение родителя под следствием, потеря дееспособности родителей и другие;

2) выбираются приемлемые формы устройства выявленных проблемных детей. При выполнении работы на данном этапе, социальный работник анализирует условия, в которых проживает ребенок.

3) осуществляется патронаж опекаемых семей, в которых воспитываются дети, лишенные родительского попечения. Для этого социальный работник постоянно посещает семьи, встречается с опекаемым ребенком и его опекунами, выясняет условия жизни ребенка, особенности прохождения адаптации в новой семье.

4) социальный работник оказывает консультативную помощь приемным родителям на протяжении всего времени обучения ребенка в школе, обследует жилье, в котором проживает ребенок, ведет учет сохранности имущества ребенка, отслеживает расходы на денежные выплаты и т.д.

Проводя патронаж опекаемых семей и выясняя условия, в которых проживает ребенок, социальный работник следит за должным содержанием ребенка и его комфортным пребыванием в семье. Если социальным работником выявляются нарушения воспитания и обучения ребенка в условиях семьи, жестокое отношение к нему и другие негативные прецеденты, то он в праве поставить вопрос о дальнейшей нахождении опекаемого ребенка в семье.

На каждого ребенка, лишенного родительского попечения, социальный работник (социальный педагог) заводит личное дело, в котором содержатся следующие документы:

1) информация о ребенке, оставшемся без попечения родителей;

2) карточка на подопечного несовершеннолетнего;

3) акт обследования семьи кандидата в опекуны;

4) отчет о расходовании денежных средств, получаемых опекуном на содержание подопечного;

5) акт обследования жилищно-бытовых условий опекаемого ребенка;

6) акт обследования жилого помещения;

7) копии ходатайств различного рода (о лишении прав родителей, о привлечении административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей, об оказании материальной поддержки семья, об отчислении ребенка из приюта) и другие документы, сопровождающие социально-педагогическую работу с приемными семьями.

На детей, находящихся под опекой, социальный работник составляет план и программу индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы на основании следующих сведений:

1) о семье:

- характеристика семьи;

- состав семьи;

- уровень образованности;

- место работы;

- количество детей в семье;

2) о ребенке:

- возраст;

- занятость;

- уровень психофизического развития;

- уровень интеллектуального развития;

- степень выраженности факторов социального неблагополучия;

3) о психологическом климате в семье:

- тип взаимоотношений;

- характер отношений.

Использование индивидуального плана коррекционно-реабилитационной работы, позволяет более эффективно организовать и проводить работу с опекаемым ребенком и отследить динамику полученных результатов.

Социальный работник предоставляет следующие отчетные документы в Отдел по защите прав несовершеннолетних:

1) акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемого ребенка (2 раза в год);

2) отчет о расходовании денежных средств, получаемых опекуном на содержание подопечного;

3) отчет доверительного управляющего об управлении имуществом несовершеннолетнего;

4) акт обследования жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, находящимся под опекой.

5) отчет об индивидуальной работе с опекаемым ребенком.

Можно предложить следующие мероприятия для каждого направления деятельности социального работника с опекаемыми детьми.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ БИЛЕТУ №2

 

2. Представьте план действий социального работника по социальной реабилитации ребенка-инвалида.

Технология реабилитации в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, имеет свои особенности. Наиболее эффективной является ранняя диагностика инвалидности, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка в целях своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития. 1)В первую очередь проводится ранняя социально-реабилитационная работа, ее основная цель – обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения 2)Вторая важная задача – предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки нейтрализовать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей. Проведение ранней социально-реабилитационной работы помогает членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, которые более эффективно адаптируют их к особенностям ребенка. Эта работа нацелена на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.

3) Третья цель ранней социально-реабилитационной работы – абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка.

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а но месту жительства, в семье.

Программа реабилитации – это система мероприятий, совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию возможностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации, причем в этой системе обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи (такие как: приобретение родителями специальных знаний; психологическая поддержка семьи; помощь семье в организации отдыха и т.д.), которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов реабилитации, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Во многих странах программой руководит один специалист – это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на пол- года или на более короткий срок – в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

 

Коррекция. По прошествии установленного срока специалист- куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить результаты поставленных целей, проанализировать успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку для комплексного решения проблем инвалида необходимо работать сразу в нескольких направлениях. Всем членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации должна входить и организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

Существуют шесть компонентов успешного взаимодействия специалистов и родителей, в частности при посещении семьи на дому: 1) регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости – раз в неделю, в две недели или в шесть недель); 2) подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков; 3) использование вспомогательных материалов, пособий для родителей; 4) привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников; 5) внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье); 6) организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты; социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).

Все это будет способствовать более качественному развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству. Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником или любым другим специалистом по реабилитации может потребовать определенных усилий. Однако при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым: взаимодействия должны быть партнерскими.

 

.

Партнерство – это такой стиль отношений, который подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом для осуществления помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.

Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров. Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно: во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о проблемах, но и об успехах и достижениях ребенка; во-вторых, полученная информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы; в-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия – залог успешной коммуникации. Социальный работник должен демонстрировать открытость, тогда и родители нс будут испытывать стесненность в его присутствии.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию, и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

Выполняя программу реабилитации ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены в другие взаимодействующие между собой системы. Чтобы социально-реабилитационная работа была успешной, необходимо добиваться нормализации всех систем взаимоотношений.

Существует несколько систем взаимоотношений родителей, группы родителей и специалистов, а также родителей между собой.

Непосредственная работа специалиста с конкретной семьей основывается на том, что социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его обращает внимание на внешнее состояние и окружение квартиры; старается увидеться со всеми членами семьи; интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется занятиями ребенка; отвечает на вопросы родителей; наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем.

Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его наблюдают, как специалист обращается с ребенком; специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты; демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.

При проведении непосредственной работы с группой родителей предусматривается следующее: 1) встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее; 2) выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы; 3) организация специального курса для родителей по той или иной тематике; 4) показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла; 5) организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциаций родителей и специалистов. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям; помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.), что позволяет развить общение детей вне семейного окружения; интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.

Работая с конкретной семьей, необходимо выполнение следующих аспектов: 1) анализ записей в домашнем дневнике наблюдений; 2) представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации; 3) письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов; 4) контакты по телефону; 5) выдача родителям фильмов по рекомендации специалиста; 6) выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий; 7) проведение родителями на дому игр и занятий; 8) занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха; 9) предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием нанки материалов, касающихся их ребенка; 10) выдача родителям на дом текстов реабилитационных песен, стихов, перечня упражнений; 11) перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.

В свою очередь, специалист по социальной работе в ходе работы с группой родителей должен выполнять такие задачи, как: 1) предоставление родителям информации о тех или иных услугах, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; 2) рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам; 3) подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка; 4) организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или уголке для родителей; 5) подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха; 6) подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов; 7) рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; 8) подготовка видеопрограммы для родителей; 9) организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей; 10) составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет; 11) подготовка учебного пособия или руководства для родителей.

Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, специалистам необходимо использовать ресурсы, полученные при: работе в команде; организации консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где специалисты делятся успехами или обсуждают неудачи, находя совместное решение проблем; использовании публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: