МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ АВТОРУ
Статья является формой научного рассуждения, размышления (от лат. discursus - рассуждение, довод, аргумент) по поводу одной научной проблемы (от её постановки до решения). «Дискурс - это текст, погруженный в ситуацию общения» (Е.В. Михайлова, 1999). Задачей изложения является постановка и решение определенной одной научной проблемы или вопроса.
Научная статья в педагогике - это логически законченный и упорядоченный научный текст, отражающий авторское содержание (или авторскую интерпретацию) определённой научной проблемы и способов её решения.
Статья является развёрнутым, научным текстом, существенным и оригинальным по содержанию, законченным и упорядоченным.
Статья отражает авторское содержание (или авторскую интерпретацию) определённой (научной) проблемы и способов её решения в форме дискурса. В содержании статьи возможна:
систематизация знаний, описание, объяснение и обоснование процессов и явлений педагогической действительности. В статье отражается диалог мнений в форме размышления, рассуждения,который предстаёт как обращённость к читателю не с готовым знанием, а с обоснованием, логичным доказательством, обсуждением, рассуждением, приглашением к разговору и осмыслению темы.
Само рассуждение (размышление) может быть составной (структурной) частью, а может быть сквозным, т.е. формой изложения, способом презентации научной статьи.
Выделяют (М.Ю. Рождественский) ряд композиционных требований к статье, которая должна включать:
1) проблему, 2) постановку эксперимента (реального или мысленного),
3) логический аппарат, 4) само рассуждение,
5)вывод по поводу поставленной проблемы (1).
|
Как видно из этих требований, они фактически намечают структуру статьи. Однако, структура может быть различной в зависимости от вида статьи. ( Рождественский Ю.В. Теория риторики. Учебное пособие. 4-е изд. (испр.). М.: Флинта, 2006. 612 с.).
ТЕМАТИКА СТАТЕЙ
Определение актуальных проблем дошкольного образования;
Проблемы дошкольного образования, которые определяются содержанием нормативных и стратегических документов
· Сохранение и укрепление здоровья школьников, их социальная адаптация
· Повышение качества образования
· Развитие системы поддержки талантливых детей, творческое развитие личности ребенка
· Система психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с особенностями психофизического развития
· Воспитание нравственных основ личности ребенка
· Информатизация образования
· Управление ОУ.
· Формулировать тему публикации, привлекательную для широкой аудитории;
К постановке проблемы…
- К проблеме познания и понимания ребенка дошкольного возраста.
-К проблеме раннего обучения детей третьего года жизни в условиях кратковременного пребывания.
-К проблеме формирования игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в играх с правилами.
-Краеведческое образование детей дошкольного возраста: определение понятия.
-Взаимодействие воспитателя детского сада и семьи: проблема методического сопровождения.
-К проблеме методического сопровождения воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
- Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников (к постановке проблемы)
|
- Эколого-валеологическое образование дошкольников и младших школьников: к постановке проблемы
- К проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности жизнедеятельности
Описание результатов или достижений…
- Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к школе в условиях ДОУ
- Особенности доброжелательных отношений старших дошкольников в двигательной деятельности.
- Специфика профессиональной компетентности старшего воспитателя ДОУ.
- Особенности проявления интереса к СПб у детей старшего дошкольного возраста.
- Своеобразие песенных интересов современного ребенка старшего дошкольного возраста.
Описание содержания технологии, эффективности применяемых методов, приемов взаимодействии, организации педагогического процесса и т.д.
- Использование метода моделирования для развития умений выразительно рассказывать русские народные волшебные сказки детьми старшего дошкольного возраста
-Условия подготовки старших дошкольников к обучению в школе
- Игровые технологии как способ моделирования педагогического процесса формирования школьно значимых качеств детей старшего дошкольного возраста
- Технология разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка в процессе подготовки к школьному обучению.
- Детское экспериментирование как средство развития ребенка в предшкольном образовании.
Педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности.
|
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЕ
Если автор статьи ориентируется на читательскую аудиторию педагогов-практиков, то он подбирает такой «стержень для письма», который будет доступен для чтения и интересен, увлекателен для освоения. Такой стиль называется научно-популярным.
Научно-популярный стиль означает, что дискурс сохраняет научность, а популяризация идёт за счёт «восхождения» от абстрактного к конкретному, в том числе примеров реальной педагогической практики, выразительности речевых средств, ясности изложения, обращённости самого размышления к читателю (Научная статья в педагогике Ирина ШАМСУТДИНОВА, Профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ)
Среди требований к стилю статьи в методологии исследования выделяются такие, как: логичность, ясность, лаконичность, точность научной терминологии (5). Ф.А. Кузин обращает внимание исследователей на такие важнейшие требования к статьям, как: достоверность исходной информации; критичность при отборе фактов; доказательность цитируемого содержания и сопоставляемых точек зрения для объективной характеристики излагаемого явления; оптимальность числа используемых цитат (4; с.53). К перечисленным считаем необходимым добавить ещё ряд требований, усиливающих научную сущность, логическую структурированность и дискурсивность статьи:
· научность содержания и языка изложения;
· законченность, целостность раскрытия одного или нескольких вопросов;
· наличие размышлений и обсуждений;
· соответствие масштаба замысла и сделанных выводов;
· логичность и обоснованность;
· наличие выводов (кратких, ёмких смысловых положений);
· наличие ссылок.
Размышляя о сущности, характере, видах и стиле научных статей в педагогике, требованиях к ним, необходимо обсудить также встречающиеся типичные их недостатки, особенно характерные для аспирантов, начинающих учёных, выявленные и сформулированные нами в результате анализа большого числа статей. К ним мы относим:
· несоответствие содержания статьи своему названию;
· отсутствие «захода» (вступления) в статье, т.е. о чём в ней будет речь;
· несформулированность собственной идеи или новации;
· отсутствие выводов, изложения лаконичного содержания того главного, оригинального, что хотел донести как научную заявку автор читателю;
· расхождение между постановкой вопроса (или вопросов) и содержанием ответов совсем не на те вопросы или между постановкой вопроса и описанными результатами;
· логическое несоответствие между исходными положениями (логическими посылками) и выводами, т.е. сделанные выводы никак не вытекают из приводимой аргументации, основных существенных положений;
· в статье не даётся определения основного рабочего понятия (или оно логически некорректно), которым автор пользуется. Читателю остаётся лишь догадываться, что же имел ввиду автор, используя то или иное понятие;
· пропуск этапов объяснения имеющихся недостатков рассматриваемого феномена и обоснования «своего», авторского видения путей решения проблемы, которое появляется в таком случае как данность, неясно зачем;
· недостаточная целевая направленность статьи, в результате чего она содержит рассуждения «о том, о сём, обо всём»;
· наличие детального обсуждения общеизвестных положений, своего рода «научная жвачка»;
· компилятивность вместо анализа источников научной информации, нередко выражающаяся в разнообразном и многоименном «цитатнике»;
· пропуск существа опытно-экспериментальной работы, результаты которой анализируются в статье. В этом случае читателю остаётся неясным, за счёт чего получены обсуждаемые результаты; и другие.
КЛИШЕ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СТАТЬИ