Описание содержания технологии, эффективности применяемых методов, приемов взаимодействии, организации педагогического процесса и т.д.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ АВТОРУ

Статья является формой научного рассуждения, размышления (от лат. discursus - рассуждение, довод, аргумент) по поводу одной научной проблемы (от её постановки до решения). «Дискурс - это текст, погруженный в ситуацию общения» (Е.В. Михайлова, 1999). Задачей изложения является постановка и решение определенной одной научной проблемы или вопроса.

Научная статья в педагогике - это логически законченный и упорядоченный научный текст, отражающий авторское содержание (или авторскую интерпретацию) определённой научной проблемы и способов её решения.

Статья является развёрнутым, научным текстом, существенным и оригинальным по содержанию, законченным и упорядоченным.

Статья отражает авторское содержание (или авторскую интерпретацию) определённой (научной) проблемы и способов её решения в форме дискурса. В содержании статьи возможна:

систематизация знаний, описание, объяснение и обоснование процессов и явлений педагогической действительности. В статье отражается диалог мнений в форме размышления, рассуждения,который предстаёт как обращённость к читателю не с готовым знанием, а с обоснованием, логичным доказательством, обсуждением, рассуждением, приглашением к разговору и осмыслению темы.

Само рассуждение (размышление) может быть составной (структурной) частью, а может быть сквозным, т.е. формой изложения, способом презентации научной статьи.

Выделяют (М.Ю. Рождественский) ряд композиционных требований к статье, которая должна включать:

1) проблему, 2) постановку эксперимента (реального или мысленного),

3) логический аппарат, 4) само рассуждение,

5)вывод по поводу поставленной проблемы (1).

Как видно из этих требований, они фактически намечают структуру статьи. Однако, структура может быть различной в зависимости от вида статьи. ( Рождественский Ю.В. Теория риторики. Учебное пособие. 4-е изд. (испр.). М.: Флинта, 2006. 612 с.).

ТЕМАТИКА СТАТЕЙ

Определение актуальных проблем дошкольного образования;

Проблемы дошкольного образования, которые определяются содержанием нормативных и стратегических документов

· Сохранение и укрепление здоровья школьников, их социальная адаптация

· Повышение качества образования

· Развитие системы поддержки талантливых детей, творческое развитие личности ребенка

· Система психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с особенностями психофизического развития

· Воспитание нравственных основ личности ребенка

· Информатизация образования

· Управление ОУ.

· Формулировать тему публикации, привлекательную для широкой аудитории;

К постановке проблемы…

- К проблеме познания и понимания ребенка дошкольного возраста.

-К проблеме раннего обучения детей третьего года жизни в условиях кратковременного пребывания.

-К проблеме формирования игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в играх с правилами.

-Краеведческое образование детей дошкольного возраста: определение понятия.

-Взаимодействие воспитателя детского сада и семьи: проблема методического сопровождения.

-К проблеме методического сопровождения воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

- Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников (к постановке проблемы)

- Эколого-валеологическое образование дошкольников и младших школьников: к постановке проблемы

- К проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности жизнедеятельности

Описание результатов или достижений…

- Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к школе в условиях ДОУ

- Особенности доброжелательных отношений старших дошкольников в двигательной деятельности.

- Специфика профессиональной компетентности старшего воспитателя ДОУ.

- Особенности проявления интереса к СПб у детей старшего дошкольного возраста.

- Своеобразие песенных интересов современного ребенка старшего дошкольного возраста.

 

Описание содержания технологии, эффективности применяемых методов, приемов взаимодействии, организации педагогического процесса и т.д.

- Использование метода моделирования для развития умений выразительно рассказывать русские народные волшебные сказки детьми старшего дошкольного возраста

-Условия подготовки старших дошкольников к обучению в школе

- Игровые технологии как способ моделирования педагогического процесса формирования школьно значимых качеств детей старшего дошкольного возраста

- Технология разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка в процессе подготовки к школьному обучению.

- Детское экспериментирование как средство развития ребенка в предшкольном образовании.

Педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЕ

Если автор статьи ориентируется на читательскую аудиторию педагогов-практиков, то он подбирает такой «стержень для письма», который будет доступен для чтения и интересен, увлекателен для освоения. Такой стиль называется научно-популярным.

Научно-популярный стиль означает, что дискурс сохраняет научность, а популяризация идёт за счёт «восхождения» от абстрактного к конкретному, в том числе примеров реальной педагогической практики, выразительности речевых средств, ясности изложения, обращённости самого размышления к читателю (Научная статья в педагогике Ирина ШАМСУТДИНОВА, Профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ)

Среди требований к стилю статьи в методологии исследования выделяются такие, как: логичность, ясность, лаконичность, точность научной терминологии (5). Ф.А. Кузин обращает внимание исследователей на такие важнейшие требования к статьям, как: достоверность исходной информации; критичность при отборе фактов; доказательность цитируемого содержания и сопоставляемых точек зрения для объективной характеристики излагаемого явления; оптимальность числа используемых цитат (4; с.53). К перечисленным считаем необходимым добавить ещё ряд требований, усиливающих научную сущность, логическую структурированность и дискурсивность статьи:

· научность содержания и языка изложения;

· законченность, целостность раскрытия одного или нескольких вопросов;

· наличие размышлений и обсуждений;

· соответствие масштаба замысла и сделанных выводов;

· логичность и обоснованность;

· наличие выводов (кратких, ёмких смысловых положений);

· наличие ссылок.

 

Размышляя о сущности, характере, видах и стиле научных статей в педагогике, требованиях к ним, необходимо обсудить также встречающиеся типичные их недостатки, особенно характерные для аспирантов, начинающих учёных, выявленные и сформулированные нами в результате анализа большого числа статей. К ним мы относим:

· несоответствие содержания статьи своему названию;

· отсутствие «захода» (вступления) в статье, т.е. о чём в ней будет речь;

· несформулированность собственной идеи или новации;

· отсутствие выводов, изложения лаконичного содержания того главного, оригинального, что хотел донести как научную заявку автор читателю;

· расхождение между постановкой вопроса (или вопросов) и содержанием ответов совсем не на те вопросы или между постановкой вопроса и описанными результатами;

· логическое несоответствие между исходными положениями (логическими посылками) и выводами, т.е. сделанные выводы никак не вытекают из приводимой аргументации, основных существенных положений;

· в статье не даётся определения основного рабочего понятия (или оно логически некорректно), которым автор пользуется. Читателю остаётся лишь догадываться, что же имел ввиду автор, используя то или иное понятие;

· пропуск этапов объяснения имеющихся недостатков рассматриваемого феномена и обоснования «своего», авторского видения путей решения проблемы, которое появляется в таком случае как данность, неясно зачем;

· недостаточная целевая направленность статьи, в результате чего она содержит рассуждения «о том, о сём, обо всём»;

· наличие детального обсуждения общеизвестных положений, своего рода «научная жвачка»;

· компилятивность вместо анализа источников научной информации, нередко выражающаяся в разнообразном и многоименном «цитатнике»;

· пропуск существа опытно-экспериментальной работы, результаты которой анализируются в статье. В этом случае читателю остаётся неясным, за счёт чего получены обсуждаемые результаты; и другие.

 

КЛИШЕ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СТАТЬИ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: