Состоит из квадратов, разрезанных на кусочки различной формы. Игра представлена тремя уровнями сложности, причем чем выше уровень, тем больше составных частей в квадрате. На первом уровне надо складывать квадрат всего из 2-3 деталей. На последующих уровнях изменяется форма и количество частей квадратов. Когда все эти задачи освоены, можно усложнить игру, высыпав и перемешав детали двух или трёх наборов. При этом ребёнку нужно будет учитывать, что каждый квадрат (соответственно и его части) раскрашен в свой цвет – обратите на это внимание в самом начале игры.
Знакомство с игрой можно начать с 9-10 месяцев и позже. Для начала используйте детали квадратов для изучения цвета, формирования навыков счёта. Не забывайте описывать и называть фигуры,из которых состоят квадраты: «Это треугольник (трапеция и т. д., он синего цвета. Давай посчитаем, сколько у него углов… а сторон?» (при этом изучаем форму, названия и свойства фигур). Покажите, что треугольники и другие фигуры бывают разной величины (осваиваем понятие «размер, величина»). Также детали игры можно использовать для собирания не только квадратов, но и других различных фигур и форм – при этом вводим понятие «целое» и «часть». Игра поможет развить у ребёнка пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу – понимание того, что квадрат или другую фигуру можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат. Кроме того, развивается мелкая моторика пальчиков – ведь для малышей ещё так не просто аккуратно и точно сложить из мелких деталей квадрат; а так же фантазия, творческие и комбинаторные способности детей.
«Кубики для всех»
|
Игра учит мыслить пространственными образами (объёмными фигурами, умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учить мыслить «объёмными фигурами». Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертёж.
Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими десятками способов.
Занятия начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути,малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна, которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель. Первая часть представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный.
Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребёнок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Кстати, по заверениям многих родителей, эта игра слишком сложна для них. составлением заданий для взрослых.
«Уникуб»
|
Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трёхмерного пространства, развитие пространственного мышления позволит ребёнку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий «Уникуба» может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребёнок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 – разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6. Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад.
Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. Чтобы предлагать ребёнку эту игру, родителям надо представлять себе, различает ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета или нет, складывает ли из кубиков «поезд» и «башню», может ли уложить «площадку», построить «дом» или «лесенку».
Задания в «Уникубе» трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребёнка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания и реже 2-3, в зависимости от возможностей малыша.
Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словестное объяснение, но это не означает, что надо соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться. Только тогда, когда вы убедитесь, что малыш может сложить и «малый куб синего цвета» (из 8 «синих трёшек») и «большой куб красного цвета» (из 27 кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме,как
|
задавать задание: устно или графически. Иначе говоря, надо подводить ребёнка к такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания как в устной форме, так и в форме рисунка.
И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идёт самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший – лицо, тоже заинтересованное в успехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачам, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и постигла неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа, «неприступный лёд» будет сломан. Правда, трудно ждать, когда малыш сам найдёт решение, но наберитесь терпения… и обязательно похвалите ребёнка за успех. И помните – иногда подсказка взрослого равносильна обиде.
«Сложи узор»
Игра состоит из 16 кубиков грани которых окрашены различно в 4 цвета и карточек с заданиями. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу и способность к комбинированию.
1. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Отдельные серии разложены по пакетам с буквами А, Б, В, Г, Д.
2.Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. 3. Придумывать новые узоры. Используя разное число кубиков и разную по цвету и форме окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
Игровое пособие «Дроби»
Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трёх фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребёнок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный круг.Очень интересно строить лесенку: внизу - целый круг, дальше половинка, затем треть. С её помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.
«Точечки»
Пособие состоит из 44 квадратов.
Красные – точки от 0 до 11, расположенные линейно;
Жёлтые – точки от 0 до 11, расположенные по окружности и в центре;
Зелёные – точки от 0 до 11, расположенные по треугольнику;
Белые – цифры от 0 до 11.
Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации.
«Точечки можно показывать ребёнку уже с года, он с удовольствием будет пытаться собрать их в стопочки, или засунуть в коробку, или выговорить названия цифр, которые ему постоянно повторяет мама.
Задания к игре: - Разложить квадраты по цвету.
Для этого надо:
Перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы были видны точки;
Собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло четыре стопки;
Разложить квадраты в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета. - Разложить квадраты по порядку. По цвету (рядами);
Вынуть из каждого ряда квадрат без точки; Рядом с квадратами без точек положить квадраты с одной точкой (того же цвета);
Разложить красные квадраты по порядку (сколько сможет ребёнок). - Разложить все квадраты по порядку. Если ребёнок умеет считать до 10, ему можно предложить разложить сначала один ряд с точками (красный или жёлтый, а затем перейти к раскладыванию двух и трех рядов одновременно.
Для того чтобы ребёнку было легче выполнить это задание,можно помочь ему вопросами:
Где лежит квадрат с пятью (шестью, семью, восемью и т. д.) точками?
Кто сумеет положить рядом квадраты с цифрами и квадраты с точками по порядку?
Кто быстрее разложит все квадраты по порядку?
Время раскладывания всех сорока четырёх квадратов в этом в этом случае – решающий критерий. Здесь не только происходит самосовершенствование, но, главное, начинает формироваться навык быстрой систематизации беспорядочно перемешанных предметов. (Подобную работу приходится ежедневно делать почтальонам, библиотекарям, бухгалтерам и многим другим работникам, связанным с систематизацией и каталогами).
Можно придумывать новые задания.
Советы:
Когда ребёнок осваивает эту игру, следует использовать все возможности для обучения счёту: «Принеси ещё три чайные ложки», «А сколько у тебя белых пуговичек на курточке?», «Давай сосчитаем сколько у нас ступенек на крылечке?», «Достань, пожалуйста, из корзинки ещё четыре картофелины» и т. д.
Игра «Внимание»
«Внимание» - это 60 квадратов с разнообразными фигурами различной сложности. Каждая серия состоит из 5 картинок.
Игра развивает внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета, графические способности.
В этой игре детям на несколько секунд показывают фигуру, а потом ее прячут. Малыши должны нарисовать фигуру, как можно точнее. Им нужно «схватить» и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, а иногда и угол между ними. Для того чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его воспроизвести мысленно, а потом уже переносить на бумагу.
Для игры детям нужны мягкие карандаши, заточенные под углом 25-30 градусов (они не так быстро ломаются, и бумагу в клетку. Обязательно должно быть два-три запасных карандаша. Дети садятся так, чтобы им был хорошо виден рисунок и было удобно рисовать. Им нужно объяснить, что фигуры надо изображать размером в две-три клетки, располагая вдоль одной линии по горизонтали или вертикали. Затем со словами «Внимание» показать на несколько секунд фигуру и потом спрятать.Оценивать рисунок можно учитывая: пропуск линий или излишнее их число; четкость линий; правильность окружностей и т. п. всё это должны решать вместе со взрослыми и дети. Проверяя рисунки, дети учатся сами находить ошибки и оценивать их.