Данные объективного обследования
Ш.Состояние слуховой функции
1. Слуховое внимание___________________
2. Восприятие речи ____________________
Вывод:
IV. Состояние моторных функций
Общая моторика
1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой) _________________
2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) _____________________________
(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)
Мелкая моторика
1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») __________
2.Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)________
3. Манипуляции с мелкими предметами______________________
Конструктивный праксис___________________________________
Навыки работы с карандашом; ручкой __________________________
4. Для школьников: состояние графомоторных навыков__________________
5. Наличие леворукости______________________________
Мимика и артикуляторная моторика
1. Мимические движения_______________________
(особенности мимики при речи____________)
2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции___________
Строение органов артикуляционного аппарата
Вывод:
V. Состояние импрессивной речи
1. Пассивный словарь__________________
2. Понимание логико-грамматических конструкций_____________________
Вывод:
VI. Состояние экспрессивной речи
1. Звукопроизношение
2. звуко-слоговая структура слов_____________________
3.Активный словарь______________________________________________
4. Грамматический строй речи________________________________________
Вывод:
VII.Состояние фонематических функций
1. Фонематическая дифференциация ____________________________________
|
2. Фонематический анализ________________________________________
3. Фонематический синтез_______________________________________
4. Фонематические представления_______________________________________
(У школьников проверяются также навыки слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.)
Вывод:
VIII.Состояние дыхательной функции
Тип дыхания______________________
Ритмичность дыхания _____________
Характер вдоха при речи ____________
Продолжительность речевого выдоха ______
Вывод:
IX. Состояние просодических компонентов речи
1.Темп речи ________________________________
2. Ритм речи______________________________________________________
3.Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания ________
4. Характеристика голоса:
Сила голоса __________________________________
Высота________________________
Тембр ___________________________________
Особенности модуляций ________________________
5. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) ________
6. Внятность речи ________________________
Вывод:
X. Симптоматика заикания
А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания
I. Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.) __________________________________________
1. Шепотная речь _________________
2. Сопряженная речь_______________________________
3. Отраженная речь_______________
4. Вопросно-ответная речь __________
5. Пересказ прослушанного текста _____
(с опорой и без опоры на сюжетную картинку)_________
6. Рассказ по серии картинок, по картинке _____________
7. Самостоятельный рассказ__________________________
8. Для школьников: отражение заикания на письме (репродуктивное и самостоятельное письмо) __________
|
Проявление заикания при чтении __________________
(В выводе зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)___________________________________________________
II. Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)_____________
Локализация судорог:
— дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные)_______
— голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные) _________
— артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)____
— смешанные______________________________
III. Наличие непроизвольных движений тела, лица ______
Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания
I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.) ____________________________________
а) произнесение отдельных звуков и междометий
II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:
1. Моторных _____________________________
2. Речевых:______________________________
б) произнесение слов и словосочетаний._______________________
3. Изменение стиля речи___________________________
III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка
1.Контактность с окружающими и характер общительности,
взаимоотношений _____________________
|
2.Особенности психических процессов памяти, внимания,
мышления _______________
3.Динамика психической деятельности и поведения ребенка:
— активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности) __________
— устойчивость и преобладающий фон настроения______
— степень эмоциональной возбудимости______________________________
4. Другие особенности: __________
5. Другие нарушения речи________
Логопедическое заключение
Форма и локализация судорог________
Степень тяжести заикания ______________________
Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания______________
Степень фиксированности на заикании_______________
Индивидуально-психологические особенности ребенка _______________
Другие нарушения устной и письменной речи
Дата окончания обследования. _____________________
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000