Тесты по теме: Морфология и физиология микроорганизмов




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема занятия: Морфология и физиология микроорганизмов

.

Цель работы:

1. Изучить порядок формирования и развития колоний бактерий на плотных питательных средах. Изучить культуральные признаки бактерий используя практикум (6) и интернет - источники.

2. Изучить форму клетки бактерий, содержащиеся в объектах окружающей среды.

 

Оборудование и инструменты:

микроскоп биологический;спиртовка или другой источник пламени, предметные стекла;

бактериальная петля;

красители;

капельница с водой;

микробосодержащие товары.

 

Методика выполнения:

1.Попадание отдельных клеток бактерий, находящихся в жизнеспособном состоянии, на плотную питательную среду приводит к образованию на ее поверхности колоний.

Колония представляет собой образование, видимое невооруженным глазом, состоящее из множества бактериальных клеток, являющихся потомством одной колониеобразующей единицы. Колония характеризуется следующими параметрами: - размер (диаметр): мелкие – 1…2мм; средние – 2…4мм; крупные – 4мм и более; мельчайшие, точечные, крупноточечные — менее 1 мм; - цвет колоний и субстрата под колониями (от белого до черного); - форма - круглая, овальная и т. д. - край – при необходимости устанавливают с помощью лупы; - поверхность - гладкая, зернистая, морщинистая, концентрически или радиально исчерченная, бугристая, мучнистая, матовая, блестящая, влажная, сухая и др.; - прозрачность - прозрачная, полупрозрачная, непрозрачная; - структура колонии - однородная, мелкозернистая, волокнистая и др.; - профиль - изогнутый, каплевидный, плоский, выпуклый, вогнутый; - консистенция (определяют при касании поверхности колонии бактериальной петлей) - плотная, мягкая, тягучая, тестообразная и др.

Колонии, отличающиеся хотя бы одним из внешних признаков, рассматривают как разные типы. Каждый вид бактерий имеет вполне определенный тип колонии, поэтому по числу типов колоний в чашках Петри можно судить ориентировочно о разнообразии видового состава бактериальной флоры исследуемого объекта.

2.Приготовить фиксированные и окрашенные препараты бактерий, выделенных из кисломолочных продуктов и мясных товаров, и изучить форму бактерий. Препараты просмотреть с объективом 90 с иммерсией. Отметить присутствие кокков, диплококков, стрептококоов и палочковидных бактерий. Выявить наличие спор. Результаты занести в таблицу.

3.Приготовить препарат типа «раздавленная капля», промикроскопировать неокрашенные препараты бактерий. Отметить наличие подвижных и неподвижных видов бактерий. Форму клеток, образование спор и подвижность клеток, взаимное расположение клеток, спорообразование. Движение бактериальных клеток лучше наблюдать в препарате "висячая капля", используя молодые культуры в возрасте 6…12ч, но не старше суточных.

При наблюдении под микроскопом в поле зрения хорошо видно активное перемещение клеток в разных направлениях с различной 48скоростью. В отличие от самостоятельного движения клеток броуновское движение взвешенных частиц и неподвижных клеток характеризуется беспорядочными колебаниями на одном месте. Результаты записать в таблицу.

 

Контрольные вопросы

 

1. Предмет, задачи и методы исследования микробиологии.

2. Назовите основные отличия прокариотических и эукариотических клеток.

3. Многообразие форм бактериальных клеток.

4. Назовите основные структурные элементы бактериальной клетки.

5. Строение бактериальной клеточной стенки, ее особенности у грамположительных и грамотрицательных бактерий.

6. L-трансформация у бактерий.

7. Функции цитоплазматической мембраны бактериальной клетки.

8. Особенности цитоплазмы микроорганизмов и ее структурных компонентов (рибосомы, внутриклеточные мембраны и ламеллы).

9. Подвижность бактерий. Жгутики их расположение, строение и функции

10.Покоящиеся формы бактерий. Процесс спорообразования.

 

Тесты по теме: Морфология и физиология микроорганизмов

1. Микробиология- наука, которая изучает:

А) физиологию растений.

В) генетику животных.

С) экологию природы.

D) морфологию почвы.

Е) морфологию, физиологию, генетику, экологию микробов.

2. Чтобы увидеть микробы используют:

А) микроскоп.

В) телескоп.

С) фонендоскоп.

D) зонд.

Е) зеркало.

3. Диплококки- шаровидные микроорганизмы расположенные:

А) одиночно или беспорядочно.

В) попарно.

С) в виде гроздей винограда.

D) в виде цепочки.

Е) по четыре клетки.

4. Микрококки- шаровидные микроорганизмы, расположенные:

А) в виде правильных пакетов по 8-16 клеток и более.

В) одиночно или беспорядочно.

С) попарно.

D) несимметричными гроздями.

Е) в виде цепочки.

5.Стафилококки-шаровидные микроорганизмы, расположенные:

А) по четыре клетки.

В) в виде цепочки.

С) в виде гроздей винограда.

D) попарно.

Е) одиночно или беспорядочно.

6.В составе органических веществ микробной клетки наибольшее количество приходится на долю:

А) углерода.

В) кислорода.

С) азота.

D) водорода.

Е) натрия.

7.В составе микробной клетки наименьшее количество приходится на долю:

А) углерода.

В) кислорода.

С) азота.

D) водорода.

Е) натрия.

8.Стрептококки- шаровидные микроорганизм, расположенные:

А) в виде гроздей винограда.

В) попарно.

С) одиночно, парами или беспорядочно.

D) в виде пакетов по 8-16 клеток и более.

Е) в виде цепочки.

9.Тетракокки- шаровидные микроорганизмы, расположенные:

А) в виде цепочки.

В) по четыре.

С) одиночно или беспорядочно.

D) попарно.

Е) несимметричными гроздями.

10.От неблагоприятных факторов окружающей среды бациллы защищаются, образуя внутри клетки:

А) лизосому.

В) рибосому.

С) вакуоль.

D) спору.

Е) нуклеоиды.

11.Самые представительные микроэлементы микробной клетки:

А) фосфор и натрий.

В) сера и кальций.

С) калий и магний

D) железо и хлор

Е) кальций и натрий.

12. Белок микробной клетки синтезируется в:

А) мезосомах.

В) нуклеоиде.

С) вакуолях.

D) рибосомах.

Е) цитоплазматической мембране.

13. Энергетический центр микробной клетки:

А) рибосома.

В) вакуоль.

С) нуклеоид.

D) мезосома.

Е) цитоплазматическая мембрана.

14. Какие микроорганизмы относятся к группе шаровидных:

А) собственные бактерии, спирохеты.

В) вибрионы, спирохеты, спириллы.

С) клостридии, актиномицеты.

D) микоплазмы, вибрионы, диплококки.

Е) микрококки, диплококки, стрептококки, стафилококки.

15. Чем представлен ядерный аппарат микробной клетки:

А) плазмидами, полирибосомами.

В) пептидогликаном.

С) нуклеоидом, вакуолями.

D) нуклеоидом, плазмидами.

Е) гликогеном, плазмидами.

16. Основная функция спор бактерий:

А) включения бактериальной клетки, дающие начало новым клеткам.

В) структурный компонент клетки, играющий роль запасных питательных веществ.

С) сохранение бактерий в неблагоприятных условиях внешней среды.

D) органоид, осуществляющий биосинтез белка.

Е) локальные инвагинаты цитоплазматической мембраны.

17. Морфология диплококков. Шаровидные клетки, расположенные:

А) в виде правильных пакетов по 8-16 клеток и более.

В) в виде цепочки.

С) по четыре клетки.

D) попарно.

Е) в виде гроздей винограда.

18. Какие микробы паразитируют внутри клеток:

А) актиномицеты.

В) дрожжи.

С) микоплазмы.

D) вирусы.

Е) грибы.

19. Что такое нуклеоид:

А) локальные инвагинаты цитоплазматической мембраны.

В) органоид, осуществляющий биосинтез белка.

С) структурный компонент клетки, играющий роль запасных питательных веществ.

D) ядро у бактерий.

Е) включения бактериальной клетки, дающие начало новым клеткам.

20. Какова функция бактериальных пили:

А) органоиды движения.

В) прикрепление микробов к субстратам и передача генетического материала от донора к реципиенту.

С) органоиды, участвующие в обмене веществ.

D) осуществляют биосинтез белка.

Е) внехромосомные генетические элементы.

21. Клетки бактерии измеряются в:

А) метрах.

В) сантиметрах.

С) нанометрах.

D) дальтонах.

Е) микрометрах.

22.Прокариотам относятся организмы, содержащие:

А) ядро.

В) без ядра.

С) мицелий.

D) тал.

Е) споры.

23. Эукариотам относятся организмы, содержащие:

А) ядро.

В) без ядра.

С) мицелий.

D) тал.

Е) споры.

24. Ворсинки у бактерий служат для:

А) размножения.

В) увеличения.

С) развития.

D) обмена веществ.

Е) передвижения.

25. По тинкториальным свойствам все бактерии подразделяются на:

А) грамотрицательные.

В) грамположительные.

С) негативные.

D) грамположительные и грамотрицательные.

Е) грамположительные и негативные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конспект лекций.

2. Черкес, Ф.К. Микробиология: Учебник для мед. училищ. / Ф.К. Черкес,Л.Б.

Богоявлинская, Бельска. - М.: Альянс, 2014. - 512 c.

3. Микробиология: учебник / Под ред. Зверева В.В.. - М.: ГЭОТАР-Медиа,

2015. - 384 c.

Д.З. Черкес Ф.К. Микробиология: Учебник для мед. училищ.(с. 37-63).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: