II. Психолого-педагогическая классификация




I. Клинико-педагогическая классификация

Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи

Расстройства фонационного оформления высказывания:

  1. Дисфония (афония) – потеря звучности голоса при сохранении шепотности речи. Может быть следствием болезненных процессов голосовых связок, профессионального утомления голоса, у здоровых людей — при внезапных и сильных волнениях.
  2. Брадилалия – замедление речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки. Противопоставляется брадифразии — замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления; оба патологических случая являются следствием местного заболевания головного мозга.
  3. Тахилалия – форма нарушения устной речи,выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя. При тахилалии больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает нормальный темп речи. Зачастую тахилалия сопровождается повторением (пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.
  4. Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
  5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
  6. Ринолалия (гнусавость, палатолалия) – дефект звукопроизношения, образующийся в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости
  7. Дизартрия – нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.
  8. Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
  9. Алексия – нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия сочетается с потерей способности писать и нарушением речи.

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:

  1. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
  2. Афазия – это системное нарушение уже сформировавшейся речи. Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.

Нарушения письменной речи:

  1. Дисграфия – это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
  2. Аграфия – потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей.

II. Психолого-педагогическая классификация

Возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе.

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1)Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2)Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико- фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: