Рождение новой религии. Возникновение ислама.




Учитель: Ислам - одна из трех монотеистических мировых религий. Основа исламской догматики представляет собой веру в Аллаха, как единого Бога, пророка Мухаммеда, Коран и Судный день. Современный ислам является самой быстро распространяющейся религией: каждый год число верующих вырастает на 2,5%. По прогнозам, через двадцать лет количество приверженцев ислама сравняется с количеством христиан.

Ученый-археолог: Аравия и её обитатели. К юго-востоку от азиатских владений Византии жили многочисленные племена арабов. Прежде мало кому известные, в VII веке они заставили о себе заговорить и в Азии, и в Европе.

Арабы относятся к числу семитских народов. С историей их родственников – евреев, ассирийцев, финикийцев – вы уже знакомы из курса истории Древнего мира. Арабы осознавали своё родство с евреями, считая своим предком Измаила – сына библейского Авраама. Последний, таким образом, являлся общим предком арабов и евреев.

Арабы издавна населяли огромный Аравийский полуостров. Подавляющую часть его территории занимают пустыни и сухие степи. Часть их пригодна для кочевого скотоводства. Кочевники-бедуины (что значит «степняки») передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей. Без верблюда большая часть Аравии была бы вообще недоступной для человека. Бедуин питался молоком и мясом верблюда, изготавливал одежду из верблюжьей шерсти, верхом на верблюде сражался с врагами. Лошади, не столь неприхотливые, встречались гораздо реже, главным образом у богатых людей. Положение бедуина было ненадёжным. Задержка зимних дождей грозила гибелью, пастбищ не хватало. Скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию, и бедуины при случае грабили соседние племена, а также купеческие караваны. Для земледелия были пригодны только прибрежные районы полуострова, особенно, занимавший его южную оконечность, Йемен, где было достаточно воды и веками существовала развитая система орошения. К северо-западу от Йемена вдоль побережья Красного моря расположен более засушливый Хиджаз; его крупнейший торговый центр – Мекка. Через Хиджаз и Йемен проходил важный торговый путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникли города. Благосостояние жителей Хиджаза зависело от караванной торговли.

Арабы, бедуины, и земледельцы, и торговцы – делились на племена, а те, в свою очередь, на роды. Племена постоянно враждовали друг с другом за пастбища, и это усугублялось обычаем кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстило всё племя. Вожди руководили племенем во время войны, разбирали споры между соплеменниками. Вожди и их близкие родственники относились к числу наиболее богатых членов племени. Племенная вражда особенно болезненно ощущалась в трудные времена. Так было в конце VI – начале VII века, когда борьба Византии с Ираном сильно расстроила аравийскую торговлю. Лишь объединение арабов могло решить эту проблему, обратив вовне энергию, с которой арабы уничтожали друг друга. В большинстве своём арабы были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне и звёздам, почитали камни причудливой формы, верили в добрых и злых духов. Разные племена почитали разных богов. Общеаравийской святыней была Кааба (в переводе с арабского «куб») в Мекке. В углу этого большого кубического здания находился «чёрный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму. Вокруг Каабы располагались идолы других божеств. Властителем Каабы считался Аллах – один из самых могущественных языческих богов. В первые века нашей эры в Аравии распространились иудаизм и христианство – первые монотеистические религии в истории («монотеизм» в переводе с греческого означает «единобожие»). Их проникновение сюда свидетельствовало о том, что язычество всё менее удовлетворяло арабов. Но их путь к признанию единого и всемогущего Бога лежал не через приобщение к иудаизму или христианству, а через создание новой веры.

Ученый-архивариус: Судьба пророка. Основатель новой религии Мухаммед родился в 570 г. в Мекке. По роду занятий он был торговцем. Долгое время вёл дела состоятельной вдовы Хадиджи. Со временем он женился на ней. К 40 годам Мухаммед добился уважения сограждан и мог уже не заботиться о хлебе насущном. Теперь всё больше места в его жизни занимали религиозные размышления и искания. Когда однажды в пещере под Меккой он предавался благочестивым раздумьям, ему было видение архангела Гавриила. Тот приказал ему: «Читай!» - и затем произнёс несколько фраз, заставив Мухаммеда повторить их. Так Мухаммед в 610 году начал пророчествовать, передавая народу откровения, полученные свыше.

Он призывал жителей Мекки и всех остальных арабов отказаться от многобожия и уверовать в единого Бога – Аллаха, раскаяться в грехах, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Он обличал тех, кто несправедливо нажил богатство, призывал богачей помогать бедным и слабым. Себя он называл посланником Аллаха, его пророком. Причём подчёркивал, что Аллах уже направлял к людям посланников, но люди не слушали их и были наказаны за это. Среди своих предшественников Мухаммед называл Мусу (так по-арабски звучало имя библейского Моисея) и Ису (Иисуса). Таким образом, новая вера представала не новшеством, а восстановлением истинной веры Авраама. Мухаммед надеялся, что такая проповедь объединит и язычников, и христиан, и иудеев.

Ближайшие родственники и друзья поддержали Мухаммеда, но остальные мекканцы враждебно отнеслись к его пророчествам, осудив отступничество от веры предков. Возможно, влиятельные мекканцы боялись, что с утверждением новой веры Кааба придёт в запустение и немалые доходы, которые они получали от языческих паломников, резко сократятся. Много лет Мухаммед безуспешно пытался обратить сограждан в новую веру.

Неожиданную поддержку пророк получил в соседнем городе Ясриб. Враждовавшие там племена надеялись примириться и установить порядок с помощью пришлого вероучителя, известного праведной жизнью. 622 г. – год хиджры. В 622 году Мухаммед, над которым в родном городе нависла угроза физической расправы, с горсткой сторонников бежал из Мекки в Ясриб. Это событие, именуемое у арабов хиджра (то есть «переселение»), сыграло решающую роль в победе новой веры: не случайно от него начинается отсчёт мусульманской эры. Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. Мухаммеду удалось примирить жителей Ясриба, которые в большинстве приняли новое учение. Часть несогласных была выселена из города, а другая истреблена. В честь Мухаммеда Ясриб был переименован в Город пророка, или просто Город, по-арабски – Медина.

Мухаммеду было важно не только подчеркнуть монотеизм своего учения в противовес язычеству, но и отмежеваться от приверженцев других монотеистических религий – иудеев и христиан. В спорах с ними складывались догматы новой веры. По приказу Мухаммеда в Медине возвели первое помещение для молитв сторонников новой веры – мечеть (от арабского «масджид» - место поклонения), был определён порядок богослужения. Главной святыней стала Кааба, и каждый правоверный должен был во время молитвы обращаться в её сторону. В 630 году, после нескольких лет войны, Мухаммед подчинил Мекку. Он приказал уничтожить идолы, окружавшие Каабу, и вскоре запретил туда паломничества язычников. Сама же Кааба осталась объектом глубочайшего поклонения. Последние годы жизни Мухаммеда стали временем впечатляющих успехов его проповеди. Арабские племена одно за другим подчинялись пророку. К моменту смерти Мухаммеда его учение приняла уже большая часть арабов. Когда Мухаммед в 632 году умер, в его смерть отказывались верить, хотя сам пророк всегда подчёркивал, что он всего лишь смертный человек, хотя и избранный Богом. Распространение его веры уже нельзя было остановить.

Ислам.

Новая религия получила название «ислам». «Ислам» переводится с арабского «предание себя» Богу. Основы вероучения записаны в священной книге Коран. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана, большинство мусульман почитает Сунну – собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Его». Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей: - вера в Аллаха, - регулярная молитва, - соблюдение поста (в особенности в месяц рамадан, когда запрещается есть до заката), - совершение паломничества (хаджа) в Мекку, - благотворительность. Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать своё лицо и фигуру перед посторонними. На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название «шариат» (по-арабски «правильный путь»).

Учитель: Ислам сыграл важнейшую роль в политической, социальной и религиозной жизни человечества, ведь стал не только мировой религией, но и подарил миру непревзойденное самобытное искусство и новую жизненную философию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: