Ростов-на-Дону выбран в качестве одного из российских городов, которые примут матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года. Этот факт, безусловно, увеличит поток туристов в город. Следовательно, в качестве основного направления стратегического управления имиджем территории выбрано совершенствование городской среды с целью повышения привлекательности города и его основных достопримечательностей.
Позиционирование города Ростова-на-Дону как спортивного города, оправдано исторически. В Ростове всегда были известные футбольные команды, талантливые тренеры и специалисты. Это, прежде всего обладатель Кубка Европы 1960 года, знаменитый форвард сборной СССР по футболу В. Понедельник. В разные периоды времени в сборную страны по футболу входили О. Копаев, В. Хидиятуллин, С. Андреев, Д. Ананко, Д. Кириченко и многие другие футболисты. В Ростове-на-Дону по-прежнему одна из лучших школ тренерского состава страны, особенно детско-юношеского футбола.
Для подготовки юных игроков последовательно совершенствуется инфраструктура развития детского футбола, осуществляется подготовка кадров для профессиональной работы с юной футбольной сменой. Региональная федерация футбола ежегодно признается одной из лучших и динамично развивающихся федераций в России. Только за 2013 год проведено более 300 соревнований для различных категорий спортсменов – от детей до ветеранов. В них приняло участие более 3000 команд.
Создание имиджа территории – это непростая задача. Современные крупные компании тратят на рекламу и PR до 60% своего бюджета, причем не всегда добиваются поставленных результатов. В качестве модели улучшения позиционирования позитивного имиджа Ростова-на-Дону был выбран опыт города Сочи, который сам недавно прошел структурное и имиджевое преобразование во время подготовки к зимним Олимпийским и Параолимпийским играм 2014 года. Ростов-на-Дону, как принимающая сторона Чемпионата по футболу 2018 г., должен буквально преобразиться – стать комфортнее, стильнее, улучшить инфраструктурные показатели. Но всего этого будет мало, если к качественной инфраструктуре не добавится узнаваемость, яркий имидж, который туристы и гости города надолго запомнят после того, как вернутся домой. Для этого необходимо реализовывать брендинговую политику и грамотно позиционировать потенциал города на российском и международном рынках туристских услуг. Объектами брендирования могут быть локальные территории города, а также постоянные мероприятия, связанные с культурными, развлекательными, спортивными, направлениями и рассчитанные на определенные аудитории.
|
Для реализации этой цели на наш взгляд необходимо:
1) создать конгрессно-выставочный портал города Ростова-на-Дону;
2) задействовать торговые марки товаров, производимых на территории города, а также названия ростовских компаний, уже получивших известность не только в России, но и на международном уровне;
3) разработать проект туристской интерактивной информационной системы;
4) создание в городе качественных и наглядных объектов туристской навигации (указатели направления движения к историческим памятникам, музеям и другим объектам рекреации), чтобы туристы могли быстро и просто в нем ориентироваться.
|
2. Список предполагаемых источников (2 семестр)
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
3. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 N 467-р «О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами // Справочно-правовая система «Консультант+».
4. Устав города Ростова – на – Дону (принят Ростовской-на-Дону городской Думой решением от 9 апреля 1996 г).Алимова Г.С., Чернышев Б.Н // статья "Имидж региона в системе оценки его конкурентоспособности". 2010. – С. 70-75.
5. Атаманчук В.Г. Государственное управление // Организационно-функциональные вопросы: Учебное пособие. – М.: Юридическая литература, 2010. С. 112 – 135.
6. Белобрагин В.Я. Современная имиджелогия и проблемы имиджа региона. М.: РИЦ, 2009. – С. 28 – 35.
7. Браун Л. Имидж - путь к успеху // Л. Браун. - СПб.: Питер, 2006. – С. 113-115.
8. Булгари М.В. Паблисити, имидж, реклама, паблик релейшанс. СПб.: АТА «БОЛГАР», 2011. – С. 12 – 23.
9. Важенина И.С. Репутация как конкурентный ресурс территории // Панорама конкуренции. 2006. № 1-2.
10. Важенина И.С. Репутация территории: теория, методология, практика/И.С. Важенина; РАН, УрО, Институт экономики. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – С. 207 – 209.
11. Важенина И.С. Ценность и цена бренда // Маркетинг. 2007. № 3.
12. Гуревич С.М. Экономика общественных СМИ: учебное пособие для вузов // М.С. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 163-168.
|
13. Дмитревская Н.Ф. Образ города как социальный феномен. СПб.:, 2012. – С. 18-34.
14. Засорина Т.А. Профессия - журналист // А.Н. Федосина, А.Т. Засорина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – С. 362 – 369.
15. Зотов В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. М.: ИМ - ИНФОРМ, 2009. С. 28-45.
16. Инновационная деятельность. Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я): Толковый словарь // Отв. Ред. В.И. Суслов. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2006. – С. 183 - 185.
17. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2009. - № 4. С.13-19.
18. Картер Г.А. Эффективная реклама. М.: Прогресс, 2013. – С.45-50.
19. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. М.:
20. Книжный дом «Университет», 2010. – С. 25-30.
21. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Как измерить имидж территории. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы – С-П., - 2007. С. 125 – 150.
22. Лапочкина В. В. Маркетинговый подход к формированию имиджевой стратегии туристских территорий. СПб.:, 2008. – С. 28-42.
23. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 2012. – С. 110-130.
24. ЛЮЛЬКО А.Н., профессор международных отношений и регионоведения - Статья на тему: «Имидж России: город, регион, страна», материалы научной конференции 01 ноября 2011г. Концептуальные аспекты формирования имиджа города.
25. Олешко В.В. Журналистика как творчество: учеб. пособие // В.В. Олешко. - М.: Амфора, 2006. - С. 124 – 135.
26. Палиевский П.В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. - М., 2002 С. 28 – 35.
27. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территории. М.: Логос, 2011. – С.48-53.
28. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом.;2006. - № 5-6.
29. Почепцов Г.Г. PR для профессионалов: учебное пособие // Г.Г. Почепцов. - М.: РОСНО, 2009. - С. 19 – 24.
30. Проценко С.Н. Имидж региона как ключевой фактор инвестиционной привлекательности. С. 43-50.
31. Синяева И.М. Сфера PR в маркетинге: учеб. пособие для студентов вузов // И.М. Синяева, В.М. Маслова, В.В. Синяев. - М.: Юнити-Дана, 2007. - С. 154-162.
32. Система муниципального управления: Учебник // Под ред. В.Г. Зотова - СПб.: Лидер, 2010.С. 5-18.
33. Территории в условиях рынка // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. СПб., - 2010. № 1 – С. 30-40.
34. Тихонова Н. С. Необходимость стратегического планирования, - № 4.
35. Унтура Г. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности // опросы экономики переходного периода. 2006. № 2.
36. Ханафиева С. Как корабль вы назовете // Эксперт-Урал. 2006. №6.
37. Харрисон Ш. Связи с общественностью: Вводный курс // пер. с англ. под ред. Г.Е. Алпатова. - СПб.: Нева, 2007. - С. 82-96.
38. Черная И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга, 2008. – С. 13-18
39. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Теория и практика // М.П. Бочаров, Н.А. Чумиков. - М.: ДЕЛО, 2011. – С. 363-372.
40. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния // М.В. Шепель. - М.: Алкигамма, 2006. – С. 147- 152.
41. Ясин У., Косыгина А. Инвестиционный климат в России //Общество и экономика. 2006. № 5.1. V. Иностранные источники.
42. Черенков В.И. Международный маркетинг: предмет, основы анализа и интеграция бизнеса. Часть 1. СПБ.: ИВЭСЭП, Знание, 2008 – С. 35-39.
43. Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее (научно-методический подход) / Науч. рук. авт. колл. проф. Е.Г. Анимица и проф. B.C. Бочко. Екатеринбург: 2006. – С. 16-24.
44. Ершов Ю.С., Ибрагимов Н.М., Мельникова Л.В. Федеральные округа России: особенности развития экономики и социальной сферы //Регион: экономика и социология. 2006. № 4. – С. 12-18.
45. Жихаревич Б., Жунда Н., Русецкая О. Экономическая политика местных властей в реформируемой России //Вопросы экономики. 2006. № 7. – С. 28- 35.
46. Березин И. С. Методы оценки стоимости бренда [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.marketologi.ru/lib/brand.html, свободный (дата обращения 05.06.16г.)
47. Стась А. К. Брендинг регионов: как бренд региона способствует продвижению продуктов и услуг предприятий на межрегиональном и экспортном рынке [Электронный ресурс] // Stas Marketing: группа компаний Режим доступа: https://stasmarketing.ru/presentations/4s.pdf., свободный (дата обращения 23.05.16г.).
48. Стась А. К. 10 заповедей успешного брендинга [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.stasmarketing.ru, свободный (дата обращения 30.05.16г.).
49. Генеральный план города Ростова – на – Дону [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rostov-dom.info/2010/01/generalnyjj-plan-rostova-na-donu/, свободный (дата обращения 27.05.16г.).
50. Инвестиционный портал Ростовской области [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://invest-don.com/ru/region_districts/rostov_na_donu/,
свободный (дата обращения 10.05.16г.).
51. Основные направления стратегического плана развития города Ростова – на – Дону на период до 2015 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/233/39731.php, свободный (дата обращения 27.05.16г.)
52. Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rostov-gorod.ru, свободный (дата обращения 20.05.16г.).
53. Туристский имидж Ростова-на-Дону, городской портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gorodskoyportal.ru/rostov/news/biz/5497491/, свободный (дата обращения 05.06.16г.).
54. Ростов – на – Дону по стоимости и качеству жизни [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dengi.161.ru/text/news_fin/720891.html, свободный (дата обращения 20.05.16г.).
55. Ростов – на – Дону - столица Юга России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.russia-open.RostovObl/2014/08/07/ROSTOV-NA-DONU-STOLICA-YUGA-ROSSII.phtml, (дата обращения 10.06.16г.).
56. Ростов-на-Дону, Туристский портал города [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tourism.rostov gorod.ru/news/detail.php15437&ID=17681, свободный (дата обращения 10.05.16г.).
57. У Ростова-на-Дону будет туристический бренд [Электронный ресурс] - Режим доступа: - https://rostov-news.net/economy/2015/09/22/46879.html, свободный (дата обращения 25.05.16г.).
58. Бренд всему голова [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rostov.mk.ru/articles/2015/04/08/brend-vsemu-golova.html, свободный (дата обращения 23.05.16г.).
59. Чемпионат мира - 2018 | ИА "Чемпионат-Ростов" [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://2018.championat-rostov.ru, свободный (дата обращения 25.05.16г.).
60. ЧМ 2018 в Ростове-на-Дону – Чемпионат мира по футболу
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://futbol1.ru/rostov/chm-2018-v-rostove.html, свободный (дата обращения 15.05.16г.).
3. Формирование эмпирической базы исследования (2 семестр)
Эмпирическую базу исследования составляют материалы презентации результатов социологического исследования «Туристский имидж Ростова-на-
Дону» Южного федерального университета. Данное исследование размещено на городском портале Ростовской области - https://gorodskoyportal.ru/rostov/news/biz/5497491/.
Было проведено крупномасштабное исследование туристской привлекательности Ростова-на-Дону, целью которого было установить наиболее востребованные, перспективные направления и стратегию повышения туристского потенциала и рекреационной привлекательности нашего города. Проведенное в Ростове-на-Дону на тему развития туризма. В нем приняло участие более 1000 человек: гости Ростова, ростовчане, эксперты, в поддержку этого исследование были созданы страницы в социальных сетях, краудсорсинговая платформа, проведены конкурсы и выставочные мероприятия. Если говорить о самих ростовчанах, то их любимыми местами оказались ул. Пушкинская, набережная, а главными символами и образами Ростова стали памятники Тачанки, Стачки и Стела и архитектурные объекты: Центральный собор, театр М. Горького и здание городской администрации».
С точки зрения респондентов тройка наиболее перспективных видов туризма, которые следует развивать выглядит следующим образом: деловой туризм (55%), культурно-исторический (45%), активный отдых (42%). Имеет место высокий положительный рейтинг первого впечатления о городе среди приезжих (76%), а также не менее высокий процент (75%) желающих повторно посетить территорию. Подобный результат свидетельствует о том, что у города хорошие перспективы с точки зрения развития туристической привлекательности, несмотря на ряд негативных моментов, которые были выявлены в результате исследования.
Рассматривая Ростов как центр развлекательного туризма, большинство респондентов также признали эту идею хорошей. Отвечая на
вопрос какие развлечения стоит рекламировать, были выделены следующие:
- прогулки на теплоходе по Дону - 70%
- отдых на Левом Берегу - 59%
- прогулки по набережной, ул. Пушкинской - 45%
- Парки отдыха, аттракционы, зоопарк - 41%
Среди основных угроз, которые могут повлиять на успешность, указанного позиционирования были названы высокие цены на развлечения, низкое разнообразие развлечений, плохое информационное сопровождение и проблемы с транспортной инфраструктурой.
Основными препятствиями для развития туризма были названы следующие факторы: высокие цены в гостиницах, кафе, ресторанов (49%), неухоженность города (39%), некомфортный общественный транспорт (32%), отсутствие туристической легенды (28%), плохая экология, грязь, мусор (33%) и пробки (56%).
Также в эмпирическую базу исследования входит Генеральный план города Ростова – на – Дону [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rostov-dom.info/2010/01/generalnyjj-plan-rostova-na-donu/.
Генеральный план Ростова - стратегический городской документ, оговаривающий основные принципы социального, градостроительного, экономического развития мегаполиса до 2025 года.
Генеральный план составлен Петербургским институтом урбанистики и утвержден городской Думой в 2007 году. Было множество комментарий по данному поводу, опровержений, попыток корректировок плана.
Сложившийся образ города Ростова – на – Дону по завершению реализации стратегического плана его социально-экономического развития будет оцениваться по следующим критериям:
1) перенос центра города;
В ходе реализации генплана Ростова предполагается частичный переезд ныне забитого транспортом административного центра мегаполиса на участок в границах улиц Ленина-Нансена. Сюда будут переселены многие административные учреждения с Большой Садовой, благодаря чему удастся частично разгрузить главную улицу столицы ЮФО. Ул. Ленина и Нансена станут ее «дублерами» - например, здесь предполагается вести высотное офисное строительство.
Еще один из крупнейших проектов в городском центре, взятый из прежнего генерального плана Ростова, - продление улицы Набережной до реки Кизитеринка (окрестности «Ростсельмаша»). Эта улица продолжит оставаться местом отдыха ростовчан, и одновременно выполнять функцию транспортной магистрали.
2) Левый берег Дона и Зеленый остров;
Восточную часть Левого берега Дона генеральным планом Ростова планируется развивать исключительно как зону для отдыха, поскольку она, будучи поймой реки, служит «легкими» мегаполиса.
Западную - как промзону (границей между ними является Ворошиловский мост). В восточной части Левбердона предполагается построить парк и стадион.
По замыслу разработчиков генплана Ростова, добраться сюда можно будет с Театральной площади на новом виде транспорта - канатной дороге, проходящей через Зеленый остров, превращенный в «Аква-Сити».
3) новые районы Ростова;
В ходе реализации генплана основные объемы жилищного строительства намечено развернуть в западной части мегаполиса.
К 2025 году здесь планируется возвести два новых района:
1) Левенцовский район с ориентировочной численностью населения в 90 тысяч человек. На сегодняшний день здесь вводятся в эксплуатацию дома первой очереди будущего жилого массива;
2) Кумженский район. Реализация данного проекта на сегодняшний день не начиналась, его целесообразность вызывает большие сомнения.
4) дороги;
Большой объем работ в рамках реализации генерального плана Ростова
намечен по строительству новых объектов дорожной инфраструктуры.
С учетом ожидаемого авторами генплана 2-3-кратного автомобильного прироста предполагается полностью изменить транспортную инфраструктуру мегаполиса.
В качестве примера крупнейшего проекта, который уже реализуется, стоит привести строительства крупнейшего в городе моста в створе улицы Сиверса.
Введенный в эксплуатацию объект можно будет воспринимать как первую очередь будущего транспортного кольца мегаполиса.
5) метро, аэропорт, новый вокзал
Следует отметить такой документ, как городскую целевую программу «Развитие туристических ресурсов в городе Ростове-на-Дону», которую обсуждали в Торгово-промышленной палате Ростовской области 2 апреля 2015 года, при встрече главы администрации Ростова-на-Дону Сергея Горбаня и мэра Сочи Анатолием Пахомовым. В данной программе сформулированы основные направления совершенствования городской среды, которые безусловно поднимут бренд нашего города.
Официальный сайт обсуждения развития бренда города Ростова-на-Дону - https://rostov.mk.ru/articles/2015/04/08/brend-vsemu-golova.html