Оценка комплексных заданий




Рабочий лист к образовательному модулю по теме

«Диагностика метапредметных результатов обучения»

1. Определите для себя, что вы знаете по теме и что хотите узнать!

 

Знаю Хочу узнать Узнал(а)
     

2. Каким видится учебный процесс в рамках школы будущего?

 

           
   
   
 
     
 

 

 


3. Составьте синквейн по теме «Современный учитель»

 

Правила составления синквейна

Синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

 

4. Составьте логико-смысловую модель «Состав и структура метапредметных результатов обучения»

 
 

 

 


5. Построение комплексного диагностического задания

Вариант тематической диагностической работы «Воздух»

Воздух

Атмосферу Земли нередко называют пятым океаном нашей планеты. Мы живем на самом дне этого воздушного океана. Основная часть вещества атмосферы (около 80%) сосредоточена в слое толщиной 8-17 км над поверхностью планеты. Первичная атмосфера Земли возникла еще в период образования планеты из газопылевого облака. Вначале это была смесь водяного пара, соединений углерода (CO2, метана CH4), аммиака NH3 и других газов. Под действием солнечной радиации в атмосфере происходит распад воды. Легкий водород уходил в космическое пространство, а кислород накапливался в атмосфере, формируя озоновый слой. Одновременно начался процесс окисления газов, выделившихся в атмосферу из земных глубин. Это привлекло к накоплению в атмосфере азота и углекислого газа. Около 2 млрд лет назад в атмосфере стало заметно увеличиваться содержание кислорода. Это было связано с жизнедеятельностью одноклеточных зеленых водорослей, обитавших в древнем океане. В результате реакции фотосинтеза образовывались органические вещества, а так же кислород. С течением времени установилось равновесие между процессами дыхания, горения и гниения органических веществ, в результате которых образуется углекислый газ, и процессом фотосинтеза.

Хотя то, чем мы дышим, обычно называют одним словом «воздух», на самом деле представляет собой смесь различных газов. Состав воздуха был установлен опытным путем в 18 веке благодаря трудам выдающихся ученых: Д. Пристли, К. Шееле, А. Лавуазье. Хорошо известны опыты А. Лавуазье по сжиганию фосфора и серы под стеклянным колоколом, погруженным в воду. Каждый раз после окончания горения вода поднималась и заполняла колокол на 1/5 объема. Лавуазье пришел к выводу, что при сгорании тела поглощают активную часть воздуха, которую назвал «хорошим воздухом», а позднее – кислородом; оставшаяся часть получила название «азот» (безжизненный). Сейчас известен полный состав газовой смеси атмосферы. Чистый сухой воздух в основном состоит из газообразных азота (78%) и кислорода (20,94%). Остальные компоненты, хотя и присутствуют лишь в незначительных количествах, также играют важную роль. Это оксид углерода(IV) – углекислый газ, оказывающий сильное влияние на температуру земной атмосферы (0,03%); небольшие количества (меньше 0,002%) неона, гелия, криптона и водорода. Важным компонентом воздуха является водяной пар. Содержание водяного пара колеблется от 0% по объему в сухом воздухе до примерно 4% во влажном воздухе. В нижних слоях атмосферы имеется большое количество взвешенных твердых и жидких частиц, образующих аэрозоли –пыль, дым, туман.

Значение для атмосферы для жизни огромно: можно прожить около месяца без еды, несколько дней без воды, но без воздуха не проживешь и нескольких минут. Начиная с высоты 10 км под действием ультрафиолетового излучения Солнца происходит превращение молекул кислорода в озон. Разреженный слой озона поглощает около 97% ультрафиолетового излучения Солнца, которое весьма опасно для живых организмов, и защищает от него поверхность Земли.

Атмосфера прозрачна для основной части солнечного излучения – видимого света. Но тепловое (инфракрасное) излучение земли поглощается молекулами углекислого газа, воды, метана, другими органическими молекулами. Это излучение вновь возвращается на поверхность Земли. Земная атмосфера – это ловушка для энергии. Она помогает сохранить тепло на Земле и задерживает тепловое излучение земной поверхности, действуя подобно стеклянной крышке парника, что приводит к повышению средней температуры воздуха на нашей планете и смягчает различи между дневными и ночными температурами. Такое явление называют парниковым эффектом.

Ежегодно в атмосферу выбрасывается 2,3 млрд тонн вредных примесей: углекислый газ СО2 (48,5%), оксиды азота - NO, NO2 (15%), оксид серы(IV) SO2 (14,9%), твердые частицы (13,6%), углеводороды (8%) и др. Они образуются при извержении вулканов, в результате биологических процессов, работы промышленных предприятий. (см. таблицу).

Загрязнитель/ источники Воздействие на здоровье человека Воздействие на окружающую среду
Углекислый газ СО2/ сжигание топлива: транспорт, энергетика, промышленность, гниение. Нетоксичен Парниковый эффект, негативные геохимические и экологические последствия
Оксид углерода(II) CO (угарный газ) /сжигание топлива Токсичен. Связывает молекулы гемоглобина, уменьшая его содержание в крови Медленное окисление в СО2
Оксид серы(IV) SO2 (сернистый газ) / выброс ТЭЦ, промышленности Заболевания дыхательных путей, снижает иммунитет Образование в атмосфере токсического смога, кислотных осадков, в атмосфере поражение растений, снижение урожайности, уничтожение лесов, разрушение строений.
Оксиды азота NO/ NO2/ выбросы транспорта, промышленности Заболевания дыхательных путей, ухудшение состава крови, поражение центральной нервной системы Образование фотохимического смога – дымки в атмосфере, разрушение материалов, поражение растений, уничтожение лесов.

Следствием указанных загрязнений являются серьезные экологические проблемы: образование смога, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, изменение климата.

Смог состоит из газообразных, жидких и твердых компонентов, образующих токсичный аэрозоль (туман, дым) в приземном слое атмосферы. В зависимости от состава загрязнений различают токсический и фотохимический смог.

Токсический смог появляется при повышенной концентрации SO2 в атмосфере. Главными источниками являются ТЭЦ, работающие не на некачественном угле и мазуте, содержащие соединения серы; газовые выбросы металлургических производств. Накопление SO2 в воздухе сопровождается образованием серной и сернистой кислот, которые при высокой влажности притягивают к себе частицы сажи и пыли, образуя густой туман. Он чаще образуется зимой в околоземном слое атмосферы, при повышенной влажности и при отсутствии ветра.

Фотохимический смог – это следствие протекания окислительно - восстановительных реакций между веществами (углеводороды, оксиды углерода, оксиды азота, кислород и озон), присутствующим в загрязненном воздухе городов. Взаимодействие этих веществ под действием солнечной радиации ведет к появлению в воздухе токсичных соединений. Образованию смога способствуют интенсивное солнечное излучение, концентрация в воздухе выхлопных газов транспорта, наличие в приземном слое атмосферы застойной зоны, отсутствие ветра. Ситуация может усугубляться присутствием сажи и других твердых частиц.

Вариант комплексного задания к тексту «Воздух»

Прочитайте научно-популярный текст «Воздух» и выполните следующие задания.

Задание 1. Запишите главную мысль, содержащуюся во второй части текста (1-2 предложения).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Представьте состав загрязнений атмосферного воздуха в виде круговой диаграммы.

 

 

Задание 3. В Лос-Анжелесе в жаркое время года появляется едкая дымка, ухудшающая видимость и вызывающая раздражение глаз и дыхательных путей. На холмах, окружающих город, от ее действия погибли почти все сосны. Используя сведения из текста, определите, какой тип смога образовался в городе. Напишите краткую инструкцию для жителей, которая объяснит возникшую ситуацию и правила поведения с ней.

Тип смога: ____________________________________________________________________

Инструкция для жителей: _______________________________________________________

Задание 4. Джозеф Пристли– английский философ, химик, математик и физик – проводил опыты с газами. В одном из опытов при нагревании оксида ртути он получил новый газ. Затем исследователь поместил двух мышей: одну – в сосуд с обыкновенным воздухом, а другую – в такой же сосуд с полученным газом. Первая мышь быстро начала задыхаться, а вторая в это время чувствовала себя хорошо и активно двигалась. Ученый также обнаружил, что дышать полученным им газом легко и приятно. Это открытие послужило катализатором для многих исследований других ученых и привело к созданию кислородной теории и установлению состава воздуха. Какой вывод можно сделать по результатам опытов Д. Пристли? Сформулируйте проблему, которая возникла в науке 18 в. после этого открытия (в виде вопроса).

Вывод: ______________________________________________________________________

Проблема: ___________________________________________________________________

Задание 5. Изучите таблицу «Диагностируемые общеучебные умения учащихся». Заполните третий столбец.

Планируемый результат обучения Умения (критерии оценивания) Задания, вопросы
1. Информационная деятельность
Работа с текстом Выделять главную мысль текста или его части  
Обработка информации Преобразовывать информацию из одной формы представления в другие (построение графика или таблицы на основе данных текста)  
Формировать систему аргументов, доводов на основе анализа информации из различных источников  
Формулировать свою точку зрения на основе получения информации (рефлексия на содержание информации)  
2. Универсальные логические умения
Логические универсальные умения (познавательная деятельность по отношению к объектам, фактам, понятиям, сведениям, явлениям) Классифицировать, систематизировать Сопоставлять, сравнивать, выделять существенные признаки    
3. Коммуникативная деятельность
Составление письменного текста в соответствии с поставленной целью Выбирать тип и структуру текста, вид изложения в соответствии с целью коммуникации; оформлять письменные работы в соответствии с принятыми нормами  
4. Деятельность по решению проблем
Проведение наблюдения, эксперимента (мысленного или реального), измерения, моделирования Определять и формулировать проблему Моделировать объекты и процессы: - определять компоненты (составляющие части) объекта или процесса, их свойства, пространственные, временные, функциональные отношения; - представлять строение, структуру, свойства, функции объектов, протекание процессов в виде материальных, аналоговых или знаковых моделей  
Формулировать выводы на основании полученных результатов  

Оценка комплексных заданий

Чтобы объективно оценить выполнение комплексных заданий, необходимо наличие четких критериев оценки и эталонов возможных ответов учащихся.

Приведенное в качестве примера задание направлено на диагностику сформированности комплекса общеучебных умений, входящих в систему метапредметных результатов. Диагностируемые умения являются критериями оценки.

Задание 1

Планируемый результат обучения: информационная деятельность. Работа с текстом.

Критерии оценивания: уметь выделять главную мысль теста или его части.

№ п/п Действия учащегося (дескрипторы) Баллы
  Отразил в ответе положения 1-3: 1. Воздух представляет собой смесь различных газов. 2. Состав воздуха был установлен опытным путём в XVIII в. 3. Чистый сухой воздух в основном состоит из азота и кислорода, в небольших количествах присутствуют углекислый газ, водяной пар и другие газы 1-2-3
  Суммарный максимальный балл  

 

Задание 2

Планируемый результат обучения: информационная деятельность. Обработка информации.

Критерии оценивания: уметь преобразовывать информацию из одной формы представления в другие (построение диаграммы на основе данных текста).

№ п/п Действия учащегося (дескрипторы) Баллы
  Нашёл в тексте нужную информацию (5 компонентов) 1-2
  Представил компоненты на круговой диаграмме 1-2
  Суммарный максимальный балл  

Задание 3

Планируемый результат обучения: логические универсальные умения. Коммуникативные умения.

Критерии оценивания:

1) уметь анализировать и синтезировать,

2) уметь составлять письменный текст в соответствии с поставленной целью.

№ п/п Действия учащегося (дескрипторы) Баллы
  Проанализировал и сделал вывод: фотохимический смог  
  Составил логическую и понятную инструкцию в соответствии с принятыми правилами русского языка, где отразил: - состав загрязнителей; - опасность загрязнителей; - способы уберечься от них (меньше бывает в местах скопления выхлопных газов, надевать маску, носить солнцезащитные очки) По 1 за каждый элемент содержания = 3. Логичность – 1; Понятность - 1
  Суммарный максимальный бал  

 

Задание 4

Планируемый результат обучения: деятельность по решению проблем. Проведение эксперимента (мысленного и реального). Коммуникативные умения.

Критерии оценивания:

1) уметь сделать вывод по результатам эксперимента,

2) уметь определять и формулировать проблему,

3) уметь составлять текст необходимой структуры в соответствии с принятыми правилами русского языка.

№ п/п Действия учащегося (дескрипторы) Баллы
  Сделать вывод: при нагревании оксида ртути выделяется неизвестный газ, которым можно дышать 1-2
  Сформулировал проблему исследования: какой газ был открыт, присутствует ли он в обычном воздухе и какой состав имеет воздух? 1-3
  Записал формулировку проблемы в виде вопроса в соответствии с принятыми правилами русского языка  
  Суммарный максимальный бал  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: