Путешествие по следам легенд и преданий села Самсоновка




Я приглашаю Вас совершить увлекательное путешествие по следам легенд и преданий по окрестностям села Самсоновка.

Мы подъезжаем к селу Самсоновка, которое имеет богатое историческое прошлое.

С левой стороны от села вы видите гору, это Гусли - гора. С ней связано множество легенд, но, к сожалению, до нас дошла только одна из них.

В давние времена кочевали по нашим местам башкиры, калмыки и другие племена. Занимались в основном кочевым скотоводством. Долгое время они были единственными хозяевами здешних мест. Но в 17 веке потянулись сюда переселенцы и беглые люди. Наш край постепенно стал заселяться, хотя жизнь была не совсем безопасной, но переселенцы и не ждали полного затишья. Именно тогда появились первые деревни: Иштулкино, Старое Якушкино, Новое Якушкино, Сухарь Матак.

Положение пришлых чувашских крестьян, как и местных рядовых башкир, временами становилось трагическим из-за набегов калмыцких тайш. Эти набеги сопровождались варварскими грабежами и уводом людей в «полон», где они испытывали тяжелую участь рабов, подвергались физическим и духовным истязаниям.

По легенде, в одном из таких набегов на деревню Иштулкино (Самсоновка) калмыки забрали с собой в «полон» большую группу людей, где оказался один очень талантливый гусляр. Отъехав от деревни на 4-5 км их, настигла ночь, и они вынуждены были остановиться на ночлег. Разожгли костры, поставили караул, а пленников собрали в круг. Все горевали, дети плакали. Тогда гусляр взял свои гусли и стал петь свои песни. Так хорошо пел, что незаметно прошла ночь, и наступило утро. Пленников вновь подняли и повели дальше, а на месте ночлега остались гусли, которые оставил гусляр для своих односельчан. Но родные так и не смогли найти след угнанных в плен, а гусли лежали здесь так долго, что превратились в гору, похожую на гусли. С тех пор эту гору называют Гусли-гора (Кесле ту). А у подножия горы появился родник. Говорили, что это слезы пленников упав на землю, превратились в воду и пробился родник.

Со временем родник высох, а гора с южной стороны покрылась густым лесом. В памяти народной о прошлом нашего края сохранилась вот такая легенда. Она передается из поколения в поколение.

С этой горы открывается очень красивый обзор окрестных мест.

Здесь любит отдыхать молодежь, помечтать…

Мы въезжаем в село Самсоновка, история которого овеяна преданиями и легендами. Они передавались из уст в уста из поколения в поколение. Но, к сожалению, часть из них уже утеряны безвозвратно, лишь некоторые из них сохранились до нынешних времен. Ведь именно в них отражается дух народа, тех людей, которые живут в этих местах. Без них невозможно полноценное существование и развитие самого народа, познание истории края.

Много лет назад прибыли чуваши на Шунгут, а здешние старожилы башкиры (здесь под «башкирами» следует подразумевать башкирских князьков, старшин, т.е. феодалов) не хотели пускать их на свою землю. Произошла схватка. Предводителем чувашей был сильный и мужественный Ягав. Он поднялся на Сюльду (гора Высокая) и из своего лука выпустил по противникам сразу 10 стрел, каждым пальцем руки – по стреле. Увидели это башкиры, удивились и поняли, что им не устоять, и отступили.

А Ягав подъехал к Шунгуту, бросил на воду кошму и конь перенес его на другой берег. Тут он и поселился со своими товарищами. Сказывают, землянка его была на том месте, где стоял сельский магазин.

Башкиры часто нападали и преследовали Ягава, и потому он постоянно держал наготове своего коня, такого быстроходного, что никто догнать его не мог. Со временем чувашей стало больше, и башкиры не стали их беспокоить.

Чувашское имя Ягав переводится на русский язык как Яков, Якушка. По его имени село стало, потом и называться.

С тех пор прошло много лет. У Ягава был сын Еким и внук Аку. Сыном Аку был Корай, а его сына звали Карандай. Вот от этого Карандая и пошел род Карандаевых из села Новое Якушкино.

Другой рассказчик, Павел Степанович Теребинов, 60-летний гусляр и песенник из Старого Якушкина, в 1948 г. о Ягаве поведал другую легенду.

У себя на родине, в Чувашии, Ягав был назначен в рекруты. Но солдатом он быть не захотел, был обременен семьей, и бежал со своей семьей, а также товарищями Саперелем, Иштулом и Этелекем за Волгу, на Шунгут. Сам он осел на этой речке у горы Высокой, Иштул же ушел на Башкирку – там возникло село Иштулкино (теперь Самсоновка). Этелек поселился на речке Вязовка (это тоже недалеко), и положил начало с. Кармало-Аделяково. Саперель же удалился на реку Сок, к Каменному ручью, Там теперь д. Саперкино.

Первое время они жили в этих местах одни, других людей по близости не было. И когда у кого-нибудь потухал огонь в очаге, они приходили друг к другу за тлеющими углями. Позже к ним прибыли другие переселенцы. Так к Ягаву присоединились Байзар, Туйзар и Теребин – все они из-за Волги, а после них еще прибыли Серюгины и Лемковы – эти откуда-то из Татарии, из-под Нурлата.

Другая легенда гласит, что очень, давно прибыли в наши места калмыки. Но они здесь не закрепились и ушли далеко на Восток. Вот как это произошло. Расположились они табором выше Якушкина, у болота. Лошадей пустили на траву, а сами сели ужинать. А в это время жил в той деревне старый охотник Еремке, высокий и могучий богатырь. Он без промаха бил из лука в зайцев и лисиц. Вот и пустил свою стрелу в стан пришельцев. И попала стрела прямо в их круг, в котел с едой. Все перепугались. «Ну, тут житья нам не будет, уходить надо!» - сказал главный из них. А утром не было ни людей, ни скота. То место, где они когда-то стояли, до сих пор называется Калмыцким табором.

Когда-то, очень давно, шунгутские земли принадлежали башкирам – кочевникам. На это указывают и названия некоторых мест в нашей округе. Например, по междуречью Сока и Шунгута проходит старая Башкирская дорога, недалеко от Сюльду в Шунгут впадает речка Башкирка (эта речка протекает через с. Самсоновка (Иштулкино). А южнее Гуслиной горы показывают Башкирский лес и Башкирский родник.

По следующей легенде, за Сок, на свободные земли потянулись чуваши, мордва из-за Волги и Прикамья. В 1744 году чуваши ИштулАхметьев (Ахматов) и Яниш Якутин со своими земляками (75 душ) из Чувашии самовольно поселились на речке Башкирке. Первое время они платили дань прежним владельцам – башкирам и отбивались от кочевников. Это были чуваши – язычники и убежденные противники православной религии. Они считали, что если примут христианство, то попадут под царское правительство со всеми вытекающими отсюда последствиями. В 1754 году Яниш Якушин и Иштул Ахматов подали челобитную царскому правительству с просьбой закрепить за ними земли, занятые ими в 1744 году. На имя Оренбургского губернатора (15 марта 1744 года в административном отношении территория Исаклинского района входила в Оренбургскую губернию) была получена грамота, разрешающая удовлетворить их просьбу. Так было положено начало селам Старое и Новое Якушкино и Самсоновка (Иштулкино), названным по имени подателей челобитной. Позднее земля была закреплена за ними, а село взято под защиту Сергиевским воеводой Гротом.

Семья Иштула облюбовала нашу живописную местность, где протекали многочисленные чистые родники, заросшие ветлой и ивняком. Основная речка Башкирка (названная в честь стоянок башкирских племен) начинается здесь. Кругом тогда были лиственные леса. У источника на холме построили себе деревянную избу. Вся большая семья перезимовала в этой избе. В лесах было много дичи и зверей: зайцев, волков, лисиц, коз-сайгаков, сурков, медведей даже. Они питались ягодами, грибами, орехами и другими плодами. С весны следующего года Ахматовы расчистили и стали обрабатывать землю. Сеяли рожь, ячмень, просо, чечевицу, коноплю, лен, пшеницу привезли позже.

Села были малолюдные, земли вволю и первые переселенцы охотно принимали пришельцев со стороны, прибывших добровольно или высылаемых властями. Это были «вольные гулящие люди», беглые крестьяне, преступники, скрывающиеся от наказания и т.д. Переходили на оседлость отдельные ногайцы и калмыки. Иногда прибывали даже арабы, иранцы и другие люди. Со временем они все приняли христианство, получили русские имена и фамилии и постепенно смешались с остальным населением. До сих пор в наших селах можно встретить людей с фамилиями нерусского корня, с очень смуглыми лицами и смоляными волосами. Возможно, они и есть обрусевшие потомки азиатских пришлых?

Проходили годы, приехали другие семьи, их охотно принимали здесь. Приехала семья Петровых из деревни Паланла (Калиновка), из той же деревни, из которой приехали Ахматовы. С правой стороны р. Волги приехали Таразановы. Из Ватарюманкиремет прибыли Шишковы.

Село расширялось, но им приходилось упорным трудом отстраиваться вдоль реки, вырубив заросли и осушив болота, для посевов приходилось выкорчевывать леса.

 

Мы проехали село Самсоновка. Впереди вашему взору открывается гора Высокая.

С этой горой связана другая легенда. Очень давно – лет двести, а может быть и триста лет назад - на Шунгут из-за Волги пришли чуваши. Пришли и заняли эту землю самовольно. В одной из стычек пришельцев с коренными жителями был убит из засады стрелой башкирский старшина. Башкиры похоронили его на Высокой горе и отступили. Три дня ждали их чуваши, но башкиры так и не вернулись. Убитый считался у своих соплеменников святым, и они каждое лето в определенный день приезжали на дорогую могилу откуда-то из-под Уральских гор почтить память. И делалось это будто бы до самого Великого Октября. Другие старики говорили, что убитый был ханом и был сожжен на этой горе. После революции их здесь не видели. Но появились в начале 2000 годов. Жители окрестных сел однажды увидели на горе Высокой каких-то людей, которые поставили шатер из ковров, жгли костры, гуляли. Пробыли они там двое или трое суток, затем уехали, поговаривали, что приехали они почтить память погибшего в древности начальника.

 

Мы проезжаем по дороге от с. Старое Якушкино на Васильевку. Здесь самой приметной частью пейзажа остается похожая на гигантскую скирду сена гора. Расположена она вдоль правобережья р. Шунгута и совершенно обособлена, словно никогда и не была частью отрога Бугульминско - Белебеевской возвышенности. По –видимому, за многие тысячелетия водные потоки отделили от основного массива эту вершину-останец. Возможно, в ее происхождении участвовали и тектонические процессы.

Гора эта имеет несколько названий. Местные чуваши называют ее Сюль-ту (Высокая гора), русские – Васильевской шишкой или Жареным бугром. Академик П. Паллас, посетивший эти места осенью 1768 г., при обследовании месторождений полезных ископаемых, так писал о ней: «Гора Саржат пять верст от деревни Якушкино вниз по реке Шумбут. Верхний слой из желтого мергеля, под ним известковый шифер, а над ним селенистый гипс.

Под названием Саржат эта гора и была нанесена на карту генерального межевания. Более поздние геологические исследования многое уточнили, и теперь известно, что сложена она известняковыми мергелями и красными глинами. На крутом, почти лишенном растительности юго-западном склоне ее, среди осыпей красной глины попадаются окаменевшие раковины морских брахиопод, живших в здешних морях более 160 млн. лет назад.

Вы видите, что на горе нет деревьев. На каменистой почве растут ковыль Лессинга, тимьян обыкновенный – в народе его называют богородской травой, лапчатка, бурачок. Встречается здесь редкий в Среднем Поволжье злак овсец пустынный - представитель восточных степей, ценное кормовое растение.

Гора невысока-менее 100 м. Но в здешних относительно ровных местах она заметно выделяется. С ее вершины открывается широкая панорама лесостепи Высокого Заволжья. В ясный день хорошо забраться на нее. Беззвучно колеблются степные травы. Парит высоко в небе коршун. Лишь изредка налетит с Шунгута крикливая крачка да суслик просвистит где-то внизу.

Гора Высокая ценна не только своей геоморфологической структурой. Она интересна и памятью народной, легендами и преданиями.

 

Отсюда мы с вами поедем в места, еще более овеянные легендами. Это Голубое озеро.

В прошлом Голубое озеро, а по-чувашски Семиз-кюле, пользовалось большой известностью у окрестных жителей, написано о нем в географической литературе. Один из старожилов с. Старое Якушкино П.С.Теребинов, песенник и гусляр, в свое время рассказывал о нем: «… Раньше, до самой Великой Отечественной войны, свой симек около него сравляли – это у чувашей старинный праздник весны. Молодежь собиралась туда изо всех ближних сел: от нас, из Нового Якушкина, Самсоновки, Сухари Матака, Кто пешком, кто на подводе. Бывало, поют, танцуют под гармошку. В Шунгуте купаются, лошадей купают. Крик, шум – весело было…Вода в озере голубая, тухлая. Раньше ею лечились от разных болезней, иногда и вылечивались… Сказывали деды: в старину со дна его всплыла большая просмоленная доска, с одной стороны крашеная, не иначе как от ладьи Стеньки Разина. Кто знает… И вот это интересно: когда Шунгут запружен – из Голубого вода течет, если же плотина прорвана, пруд спущен и река входит в свои берега, то течение из озера прекращается. Должно быть, это озеро под землей с Шунгутом сообщается. Так вот говорили старики… Пробовали глубину его мерить, несколько вожжей связывали, да только дна не достали.»

В давние годы на него летом часто приезжали богатые курортники, устраивали здесь пикники, чаевничали, гуляли, Иногда бросали в воду тарелки и дивились, как они, медленно крутясь и все более голубея, скрывались в омуте. Писатель И. С. Аксаков в своих «Письмах с серных вод к родителям» в июне 1848 г. Описывал его в самых восторженных словах: «…Что за красота!... Оно голубо от преломления лучей в своей светлой серной воде. Озеро или озерко – глубоко, говорят, двадцати сажен и идет воронкой… Но еще краше сама степь, и горы, и ковыль! Что за роскошь!

Какое вишенье, дикие персики, сухие и седые болота, камыш по Шунгуту, журавли, утки, разная дичь… местами Дубняк, ковыль в цвету…»

Про уникальное Голубое озеро много пишут и говорят. Но в основном речь идёт о свойствах воды и легендах, связанных с озером. Совсем мало информации о животных и растениях, обитающих в Голубом озере. Создаётся впечатление, что озеро является «мёртвым». Бывая на озере, мы убедились, что жизнь в водоёме существует

 

Немало в лесостепи Высокого Заволжья мест, отмеченных в памяти народной и доныне живущих в легендах и преданиях. К ним можно отнести и Голубое озеро - известный гидрологический памятник природы Самарской области. Оно находится в 1,5 км.от с. СамсоновкаИсаклинского района и в 3 км. от с. Старое Якушкино Сергиевского района.

Этот водоем известен исследователям с середины 19 века и всегда привлекал внимание краеведов и ученых.

Изумрудно- голубой цвет озера и его живописные холмистые окрестности производят неизгладимое впечатление и делают это место необычайно красивым.

Озеро представляет собой карстовую воронку, заполненную водой, которая поступает из глубинных сероводородных источников. По данным В.И. Матвеева с соавторами (Матвеев, Ткаченко, Таразанов 2003) площадь водного зеркала составляет 1086,31 кв. м.,

 

Максимальная глубина озера 18 м., круглогодичный температурно-водный баланс на глубине свыше 0,3 м – 7,2 С.

Несмотря на общую низкую температуру воды (7,2ºС), на мелководье и вдоль сплавин вода в озере прогревается до 13ºС- 15ºС (на глубине до 0,3 м.) Это объясняется расположением озера на открытом месте и полным отсутствием затенения в дневное время. По химическому составу вода в озере относится «к сероводородным, сульфатно- кальциевым водам» (Климовский, Шиклеев 1948, с. 27).

По данным «Центра мониторинга водной среды» 13.07.2003г.Самара

 

Концентрация ионов в воде Голубого озера (мг/дм3)

Общая сумма ионов Сульфаты Кальций Сульфиды, сероводород
2248,05 1310,0 541,08 0,08

 

Общая минерализация воды выше, чем в Каспийском море!

Из-за повышенного содержания сернистых соединений в воде и грунте, возле озера довольно прилично ощутим запах сероводорода. Но благодаря именно таким уникальным условиям вода в озере совершенно не цветёт и на дне, кроме одного вида донных водорослей да зеленоватого микро водорослевого налёта больше ничего не растёт. Эти обстоятельства обуславливают потрясающую прозрачность и необычный для наших озёр ярко- голубой цвет воды, не оставляя равнодушным никого, кто попал на него впервые.

Вот как вспоминает гидробиолог Константин Ткаченко:

«Когда я впервые увидел этот «глаз» природы, я был настолько им заворожён, что желание посмотреть – а что там в его глубинах, стало для меня основным желанием…

Благодаря идеальной видимости всё различалось до мельчайших подробностей..С южной стороны виднелась полого уходящая к поверхности отмель, покрытая застывшими длинными нитями харовых водорослей, на глубине около 5 м отмель резко обрывалась отвесной стенкой. С северной стороны, почти от кромки берега уходили в глубину монолитные известковые обрывы, покрытые зеленоватым и чёрным слизистым налётом, который кое- где принимал форму сосулек... Но самым впечатляющим в этом резервуаре были, как это ни странно, обломки человеческой цивилизации- патрубки свешивались над одной из стен, как будто ниоткуда, были видны только их части, опущенные под воду. С краёв этих патрубков свисали длинные и толстые как манильский трос «сталактиты», десятилетиями формировавшиеся из спрессованной органической слизи и ила, достигая в длину более 7 м. Глубиномер у дна показал 15м – развеялись различные мифы из местных описаний, что тут как минимум 23, а максимум более 40 м- «бездонная голубая дыра»- как её поэтично называли в литературе о Поволжье...»

Открытые берега поросли травянистой степной растительностью. Близ воды встречаются заросли осоки водной и острой, ситник Жерарда, лютикползучий, лапчатка гусиная, тростник обыкновенный.

 

Осока может расти прямо в воде. Это крупные, иногда более метра в высоту растения с узкими поникающими листьями и трёхгранным цветоносным стеблем. Цветут осоки рано, в мае- начале июня. Стебель и особенно листья осоки острой сильно шероховатые, ими можно легко порезаться. Кожица листа пропитана кремнезёмом. Его мельчайшие частички придают осоке режущие свойства.

Тростник обыкновенный – многолетнее растение из семейства злаков. Тростник образует большие заросли. Под сильными порывами ветра стебли тростника могут сгибаться так, что касаются поверхности воды, но почти никогда не ломаются. Заросли тростника имеют важное экологическое значение: поселившись на топких местах, тростник со временем превращает их в более сухие участки. Большая масса листьев и стеблей испаряет много влаги, как бы выкачивая её из сырой почвы. Цветёт тростник в июле- августе. Нежные молодые побеги тростника съедобны. По вкусу напоминают спаржу.

До глубины 5,5 м. по склонам озера произрастают харовые водоросли. Среди зеленых водорослей харовые водоросли обладают наиболее сложным строением. Их выделяют в отдельный отдел. Эти водоросли многоклеточные (похожи на миниатюрные деревья); у них имеются образования, напоминающие корни, стебель, листья и семена, но в анатомическом плане они не имеют ничего общего с этими органами высших растений. Половой процесс овогамный. Зигота прорастает после периода покоя.

Из высших растений на поверхности водоема около берега произрастают ряски – малая и трехдольная, водяная сосенка. Однако основу фитомассы составляют зеленые мхи, которые образуют сплавину практически по всему периметру озера.

Голубое озеро изучалось геологами, гидроботаниками, но зоологические исследования здесь не проводились. Складывается впечатление, что озеро является «мёртвым».

Лишь в 2003 г. водоём посетили с целью исследования животного мира сотрудники СГПУ.

Несмотря на очень жёсткие экологические условия животное население озера достаточно многочисленное и разнообразное. Основой существования биоты озера является сплавина. Сплавина представляет собой дернину зелёных мхов толщиной до 20 см и шириной до 50 см. Нижняя (отмершая) часть мхов сильно переплетена и содержит большую массу ила, перемешенного с раковинами погибших моллюсков. Ил жирный на ощупь с сильным запахом сероводорода. Часто такие условия возникают в сильно загрязнённых органическими веществами водоёмах, чаще всего в сточных канавах.

Основными потребителями детрита в сплавине озера являются личинки мух различных семейств, а их взрослые особи обитают на растениях у воды. Обычные обитатели- мухи львинки размером 5-15 мм, имеющие уплощённое брюшко и яркую окраску. Здесь встречаются и ильницы (мухи-пчеловидки) из семейства журчалок.

Длина обыкновенной ильницы около 1,5 см.. Личинки ильницы - крыски- обитают в водоёмах с гниющим илом (отсюда и название ильниц).

 

Кроме этих членистоногих детритофагов найдены кольчатые черви. Данные животные являются характерными обитателями сильно загрязненных органикой водоёмов, часто встречаются в сточных водах.

Из моллюсков встречаются два вида прудовиков и один вид катушек. Они питаются водорослями и тканями высших растений, гермафродиты. Оплодотворённые яйца откладывают в виде слизистых шнуров. Прудовики – промежуточные хозяева червей - паразитов человека, домашних и диких животных. Брюхоногие моллюски катушки обычно небольших размеров (2 -15 мм). Раковина завита в одной плоскости. Орган дыхания - лёгкое.

Растительноядные жуки представлены водолюбами. В тёплую, ясную погоду они проявляют более оживлённую деятельность, тогда как в холодные пасмурные дни держатся на дне, забившись под камешки или между водными растениями.

Наибольший интерес представляет находка в озере рачков изопода.

Среди обычных растительноядных членистоногих озера необходимо отметить Ногохвосток, в большом количестве встречающихся во мху и на поверхности воды.

Из хищных насекомых наиболее многочисленную группу составляют водяные клопы водомерки, гладыши и водяные скорпионы. Все они представлены как имаго, так и личинками различных возрастов. Интересно наблюдать за водомерками. Они держатся на поверхности воды, беспрестанно бегая с одного места на другое, и заняты ловлей мелких насекомых, которые служат им пищей. Голова у них очень широкая, хоботок спрятан в футляре, туловище сужено и вытянуто в длину; крыльев у них никогда не бывает. Самки кладут на листья водных растений яички, располагая их рядами и прикрывая тонкой паутинкой. Из хищных жуков исследователями отмечены вертячки.

Вершину пищевой пирамиды Голубого озера венчает единственный его позвоночный обитатель лягушка озёрная. Лягушки представлены в основном сеголетками и двухлетними особями. Взрослые животные встречаются единично. Очевидно, что лягушки мигрируют сюда из соседних водоёмов, в озере они не размножаются, очевидно, из-за низкой температуры воды.

Жизнь водоёма представляет яркую картину борьбы за существование; каждый стремится съесть другого и не быть съеденным самому

 

По рассказам старожилов лет 30 назад в озере водились мелкие караси, однако, в настоящее время они не обнаружены.

Таким образом, в Голубом озере встречаются представители 4 типов многоклеточных животных:

Кольчатые черви-2 вида.

Моллюски- 3 вида.

Членистоногие – 10- 15 видов.

Хордовые- 1 вид.

Исследования простейших и бактерий в Голубом озере не проводились.

Голубое озеро хранит еще немало загадок для исследователей!

 

На этом наше путешествие закончилось. Мы возвращяемся в с. Самсоновка. Благодарю за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: