РАБОТА №1
Тема. Выявление объема кратковременной памяти.
Цель: определить объем кратковременной памяти.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: лист бумаги с подготовленным тестом из 25 слов, часы.
Ход работы
В течение 1 мин внимательно прочитайте предложенный тест, затем отложите и закройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.
Форма отчетности
Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.
Оценка полученных результатов
По сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти.
Число баллов | Характеристика памяти |
6 и меньше | Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом |
7-12 | Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться |
13-17 | Объем памяти хороший |
18-21 | Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей |
Свыше 22 | Ваша память феноменальна |
РАБОТА № 2
Тема. Смысловая память.
Цель: определить объем смысловой памяти.
Объект исследо вания: человек.
Материалы и оборудование: набор заранее заготовленных 18 отвлеченных понятий. Примерный перечень понятий: 1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Печаль. 4. Дружба. 5. Сильное желание. 6. Радость. 7. Совместная работа. 8. Утренняя зарядка. 9. Воскресный вечер. 10. Торжественная встреча. 11. Теплый прием. 12. Книжный магазин. 13. Футбольный матч. 14. Газетный обзор. 15. Любимый урок. 16. Центральная улица. 17. Родной очаг. 18. Заграничная поездка.
|
Все психические процессы связаны между собой. Долговременная память предполагает отбор полезной информации и ее длительное сохранение с возможностью последующего воспроизведения. В этом процессе кроме непосредственного восприятия участвуют также представление, воображение, мышление.
Ход работы
Испытуемому дается инструкция: «Вам будет предъявлен ряд понятий. Для того чтобы их лучше запомнить, делайте на листе бумаги какие-либо зарисовки или пометки (но не слова), фиксируя таким образом те ассоциации, которые они у вас вызывают. При воспроизведении понятий вы будете пользоваться вашими пометками. Старайтесь точно воспроизводить понятие».
Экспериментатор громко и отчетливо один раз зачитывает с интервалом по времени, достаточным для того, чтобы испытуемый сделал нужные ему пометки, 18 понятий. Через 30-60 мин испытуемый, используя свои пометки, записывает все 18 понятий.
Форма отчетности
Проанализируйте количество ошибок и сравните с результатами других испытуемых.
РАБОТА № 3
Тема. Выработка навыка зеркального письма.
Цел ь: выяснить закономерности выработки любого навыка путем моделирования.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой).
Ход работы
Испытуемого просят написать слово «Физиология» скорописью. Экспериментатор фиксирует время, за которое оно было написано. Далее испытуемый пишет слово «Физиология» зеркальным шрифтом (писать надо справа налево так, чтобы все элементы букв были направлены в противоположную сторону). Данную запись испытуемый повторяет не менее 10 раз, каждый повтор фиксируется с помощью секундомера.
|
Форма отчетности
Заполните таблицу.
Запись опыта выработки навыка зеркального письма
Время, необходимое для написания слова обычным шрифтом, с | Время, необходимое для написания слова зеркальным шрифтом в каждой из 10 попыток, с | |||||||||
Подсчитайте число разрывов между буквами и их элементами при написании слова обычным и зеркальным шрифтом. Определите, уменьшается ли число таких разрывов от попытки к попытке.
Используя полученные результаты, постройте график выработки навыка зеркального письма. Номер попыток поместите на оси абсцисс, время - на оси ординат.
Ответьте на вопросы: Как происходит выработка навыка в начале и в конце работы? Найдите на графике участки, где навык как бы перестает вырабатываться, т.е. кривая представлена горизонтальной линией - «плато».
Начинающий учиться писать зеркальным шрифтом выписывает каждую букву отдельно. Сохраняется ли такой способ написания в течение всего эксперимента?
РАБОТА № 4
Тем а: Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста.
Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности (ВНД) (по И.П. Павлову) человека по психомоторной реакции.
Тест предложен Е.П. Ильиным в качестве экспресс-метода, не требующего специальных условий проведения и аппаратуры (Е.П. Ильин). Он основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти. Испытуемые в течение 30 с стараются удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 с, и по шести получаемым результатам строится кривая работоспособности данного испытуемого.
|
Ход работы:
1. По команде преподавателя студенты в течение 5с грифелем карандаша стучат в квадрате №1 с максимальной скоростью, стараясь не попадать в одно и то же место.
2. Через 5 с по команде преподавателя переходят к квадрату 2 и снижают скорость в два раза
3. Далее сохраняется тот же порядок: во всех нечетных квадратах темп максимальный, во всех четных — в два раза ниже. При этом время нанесения точек в каждом квадрате — 5 с. Преподаватель может напомнить о смене ритма командой: «Первый квадрат — быстро! Второй квадрат — медленно!»
4. После выполнения теста подсчитать количество точек в каждом квадрате, записать результаты и приступить к их обработке.
Для определения типа ВНД (по И.П. Павлову) необходимо оценить силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Силу нервных процессов оценивают числом нечетных квадратов, в которых стабильно удерживается максимальный темп. При результате 3 и более нервные процессы следует считать сильными.
Подвижность нервных процессов оценивают общим числом точек во всех нечетных квадратах. Число 170 и более говорит о высокой подвижности нервных процессов.
Уравновешенность определяют частным от деления суммы точек в нечетных квадратах на сумму точек в четных. Если число от деления равно 2, то можно говорить об уравновешенности нервных процессов.
5. Выписать характеристики нервных процессов: сила..., подвижность.... уравновешенность... и определить тип нервной деятельности.
В выводе отметить, совпадает ли найденный тип ВИД с личным наблюдением, какому темпераменту по Гиппократу соответствует тип ВНД.
РАБОТА № 5
Тема. Определение индивидуального профиля асимметрии.
Цель: доказать наличие у человека функциональной асимметрии мозга. Определить индивидуальный профиль асимметрии.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: механические часы, мяч, рулетка, плотный лист бумаги.
Ход работы
Испытуемые выполняют задания, а экспериментатор подсчитывает количество баллов за каждое из них.
Определение ведущей руки
Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекрестить пальцы обеих рук. Сверху оказывается палец ведущей руки (сверху правая рука - 1 балл; левая - 0).
Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки (правая - 1 балл; левая - 0).
Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы фиксирует правая рука - 0 баллов; левая - 1).
Испытуемым предлагают провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, гораздо больше, чем линий, проведенных неведущей рукой (правосторонняя асимметрия - 2 балла, левосторонняя - 0; асимметрии нет -1).