Определение ведущей руки




РАБОТА №1

Тема. Выявление объема кратковременной памяти.

Цель: определить объем кратковременной памяти.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги с подготов­ленным тестом из 25 слов, часы.

Ход работы

В течение 1 мин внимательно прочитайте предложен­ный тест, затем отложите и закройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.

Форма отчетности

Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.

Оценка полученных результатов

По сумме баллов определите, к какой категории отно­сится объем вашей памяти.

Число баллов Характеристика памяти
6 и меньше Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом
7-12 Объем памяти чуть ниже среднего. Главной при­чиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться
13-17 Объем памяти хороший
18-21 Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следова­тельно, обладаете достаточной волей
Свыше 22 Ваша память феноменальна

 

РАБОТА № 2

Тема. Смысловая память.

Цель: определить объем смысловой памяти.

Объект исследо вания: человек.

Материалы и оборудование: набор заранее заготов­ленных 18 отвлеченных понятий. Примерный перечень понятий: 1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Пе­чаль. 4. Дружба. 5. Сильное желание. 6. Радость. 7. Совме­стная работа. 8. Утренняя зарядка. 9. Воскресный вечер. 10. Торжественная встреча. 11. Теплый прием. 12. Книж­ный магазин. 13. Футбольный матч. 14. Газетный обзор. 15. Любимый урок. 16. Центральная улица. 17. Родной очаг. 18. Заграничная поездка.

Все психические процессы связаны между собой. Дол­говременная память предполагает отбор полезной ин­формации и ее длительное сохранение с возможностью последующего воспроизведения. В этом процессе кроме непосредственного восприятия участвуют также пред­ставление, воображение, мышление.

Ход работы

Испытуемому дается инструкция: «Вам будет предъяв­лен ряд понятий. Для того чтобы их лучше запомнить, делайте на листе бумаги какие-либо зарисовки или помет­ки (но не слова), фиксируя таким образом те ассоциации, которые они у вас вызывают. При воспроизведении поня­тий вы будете пользоваться вашими пометками. Старай­тесь точно воспроизводить понятие».

Экспериментатор громко и отчетливо один раз зачиты­вает с интервалом по времени, достаточным для того, чтобы испытуемый сделал нужные ему пометки, 18 поня­тий. Через 30-60 мин испытуемый, используя свои помет­ки, записывает все 18 понятий.

Форма отчетности

Проанализируйте количество ошибок и сравните с ре­зультатами других испытуемых.

 

РАБОТА № 3

Тема. Выработка навыка зеркального письма.

Цел ь: выяснить закономерности выработки любого на­выка путем моделирования.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: секундомер (или часы с се­кундной стрелкой).

Ход работы

Испытуемого просят написать слово «Физиология» скорописью. Экспериментатор фиксирует время, за кото­рое оно было написано. Далее испытуемый пишет слово «Физиология» зеркальным шрифтом (писать надо справа налево так, чтобы все элементы букв были направлены в противоположную сторону). Данную запись испытуемый повторяет не менее 10 раз, каждый повтор фиксируется с помощью секундомера.

 

Форма отчетности

Заполните таблицу.

Запись опыта выработки навыка зеркального письма

Время, необходимое для написания слова обычным шрифтом, с   Время, необходимое для написания слова зеркаль­ным шрифтом в каждой из 10 попыток, с  
                   
                     

Подсчитайте число разрывов между буквами и их эле­ментами при написании слова обычным и зеркальным шрифтом. Определите, уменьшается ли число таких раз­рывов от попытки к попытке.

Используя полученные результаты, постройте график выработки навыка зеркального письма. Номер попыток поместите на оси абсцисс, время - на оси ординат.

Ответьте на вопросы: Как происходит выработка на­выка в начале и в конце работы? Найдите на графике уча­стки, где навык как бы перестает вырабатываться, т.е. кривая представлена горизонтальной линией - «плато».

Начинающий учиться писать зеркальным шрифтом выписывает каждую букву отдельно. Сохраняется ли та­кой способ написания в течение всего эксперимента?

 

РАБОТА № 4

Тем а: Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста.

Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности (ВНД) (по И.П. Павлову) человека по психомоторной реакции.

 

Тест предложен Е.П. Ильиным в качестве экспресс-метода, не требующего специальных условий проведения и аппаратуры (Е.П. Ильин). Он основан на изменении во времени максимального тем­па движений кисти. Испытуемые в течение 30 с стараются удер­жать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируют­ся через каждые 5 с, и по шести получаемым результатам строится кривая работоспособности данного испытуемого.

Ход работы:

1. По команде преподавателя студенты в течение 5с грифелем карандаша стучат в квадрате №1 с максимальной скоростью, стараясь не попадать в одно и то же место.

2. Через 5 с по команде преподавателя переходят к квадрату 2 и снижают скорость в два раза

3. Далее сохраняется тот же порядок: во всех нечетных квадратах темп максимальный, во всех четных — в два раза ниже. При этом время нанесения точек в каждом квадрате — 5 с. Преподаватель может напомнить о смене ритма командой: «Первый квадрат — быстро! Второй квадрат — медленно!»

4. После выполнения теста подсчитать количество точек в каждом квадрате, записать результаты и приступить к их обработке.

Для определения типа ВНД (по И.П. Павлову) необходимо оценить силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Силу нервных процессов оценивают числом нечетных квадратов, в которых стабильно удерживается максимальный темп. При результате 3 и более нервные процессы следует считать сильными.

Подвижность нервных процессов оценивают общим числом точек во всех нечетных квадратах. Число 170 и более говорит о высокой подвижности нервных процессов.

Уравновешенность определяют частным от деления суммы точек в нечетных квадратах на сумму точек в четных. Если число от деления равно 2, то можно говорить об уравновешенности нервных процессов.

5. Выписать характеристики нервных процессов: сила..., подвижность.... уравновешенность... и определить тип нервной деятельности.

В выводе отметить, совпадает ли найденный тип ВИД с личным наблюдением, какому темпераменту по Гиппократу соответствует тип ВНД.

РАБОТА № 5

Тема. Определение индивидуального профиля асим­метрии.

Цель: доказать наличие у человека функциональной асимметрии мозга. Определить индивидуальный профиль асимметрии.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: механические часы, мяч, рулетка, плотный лист бумаги.

Ход работы

Испытуемые выполняют задания, а экспериментатор подсчитывает количество баллов за каждое из них.

Определение ведущей руки

Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекрестить пальцы обеих рук. Сверху оказывается палец ведущей руки (сверху правая рука - 1 балл; левая - 0).

Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и ока­зывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки ока­зывается под предплечьем ведущей руки (правая - 1 балл; левая - 0).

Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выпол­няет активные точно дозируемые движения, с помощью ко­торой производится завод часов. Неведущая рука фиксиру­ет часы (часы фиксирует правая рука - 0 баллов; левая - 1).

Испытуемым предлагают провести вертикальные ли­нии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, гораздо больше, чем линий, проведенных неведу­щей рукой (правосторонняя асимметрия - 2 балла, лево­сторонняя - 0; асимметрии нет -1).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: