Дидактические игры по сказкам А.С.Пушкина
Цели
Воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству А.С.Пушкина. Закреплять знание сказок А.С.Пушкина.
Развивать речь, внимание, память посредством различных игр, загадок. Развивать творческие способности, воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, выделять, понимать изобразительно- выразительные средства.
Задачи
Активизировать знания детей о сказках, чем они интересны и поучительны.
Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду, загадке, пословице.
Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид, порядок появления в сказке.
Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
Воспитывать интерес к творчеству русских писателей, любовь к книге, чтению.
Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность в выборе деятельности, самоорганизацию, учить делиться знаниями.
Эмоционально-личностное, социально-нравственное развитие.
Формировать положительные взаимоотношения детей, сотрудничество детей и взрослых, создавать комфортный психологический климат.
Угадай сказку». «Расскажи сказку».
Задачи
Развивать память, мышление, связную речь.
Развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Закреплять знания детей о сказках Пушкина по картинкам.
Развивать умение вспоминать название сказки, находить нужный эпизод среди других картинок, собирать сказку по карточкам (от 4 до 6 карточек).
Закреплять умение узнавать ту или иную сказку, учить обосновывать свой выбор, называя основные эпизоды сказки, коротко рассказывать, о чем эта сказка.
Вызывать интерес к героям сказки, сопереживание им.
Сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Вариант 1- Собери картинки к сказкам
Вариант 2- Назови правильно
Отгадай загадки по сказкам.
Задачи
Учить детей отгадывать загадки.
Развивать внимание, память, мышление.
Вызывать интерес к героям сказки, сопереживание им.
Вариант 1- Отгадай сказку
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит,
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Белка песенки поет да орешки все грызет
А орешки не простые, все скорлупки золотые.
Не дождался, к старухе воротился,
Глядь; опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
Ветер, ветер. Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Вариант 2 – Из какой сказки эти строки
-Жил старик со своею старухой…
- Жил – был поп – толоконный лоб…
- Ветер, ветер ты могуч…
- Царь с царицею простился…
- Ступай себе в синее море…
- Свет мой, зеркальце, скажи…
Из какой сказки эти пословицы?
Задачи
Развивать интерес к художественному и народному творчеству, к русской культуре, традициям.
Развивать память, мышление, речь.
Учить понимать и объяснять пословицы.
Вариант 1
- «Не гонялся бы ты поп за дешевизной».
- «Попляши-ка под нашу балалайку».
- «Впредь тебе невежда, наука: не садись не в свои сани»
- «Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь».
-«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Вариант 2. К героям какой сказки относятся эти пословицы и поговорки?
- Не рой другому яму – сам в нее попадешь.
- Остаться у разбитого корыта.
- Правда дороже золота.
- Мягок как воск.
- На лице медок, а в сердце ледок.
-Не учи щуку плавать – щука знает свою науку.
-Друзья познаются в беде.
-Птице – крылья, человеку – разум.
-Шило в мешке не утаишь.
-Посеешь ложь – не вырастишь рожь.
4. «Подбери картинки к игровому полю Лукоморье сказок»
Задачи
Развивать внимание, мышление, логику.
Формировать нравственные качества, умение называть положительные и отрицательные поступки героев, оценивать их.
Развивать пространственную ориентировку, умение устанавливать последовательность, обобщать, сравнивать, закреплять знания предлогов.
Материал: игровое поле с персонажами сказок.
Вариант 1
Из каких сказок А.С. Пушкина эти персонажи, предметы.
- Покажи, где Царевна-Лебедь, Гвидон (и т.п.)
-Назови героев, которые совершают добрые поступки, хорошие дела.
-Кто из героев находится справа (слева, над, под, между) от…
-Что нарисовано в левом верхнем (левом нижнем, правом верхнем) углу?
Вариант 2
Угадай, найди, из какой сказки?
Комар, белка, рыбка, шмель, яблоко, муха, корыто, лебедь, орешки, невод, заяц, зеркало, князь.
Назови живое, неживое, насекомых, птиц, зверей.
Вариант 3
Какие чудеса происходят в «Сказке о Царе Салтане…»
Назови, выложи картинки последовательно: Царевна-Лебедь, чудо-город, белка, 33 богатыря.
Кто лишний», «Четвертый – лишний».
Задачи
Развивать внимание, логическое мышление, умение находить лишнее, согласовывать числительные с другими частями речи.
Развивать связную речь, умение объяснит свой выбор.
Найди отличия
Задачи
Научить находить сходства и различия.
Развивать внимание, мышление, связную речь.
Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Сказочный пир у Гвидона
(Съедобное-несъедобное)
Задачи
Развивать зрительное внимание, мышление.
Развивать умение называть продукты питания, предметы посуды, одежды, мебели, обобщать, классифицировать.
- В гостях у князя Гвидона; скажи, что можно есть, а что нельзя (ложки, салфетки, ваза, пироги, рыба, фрукты и т. д).