НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА.
Произведения фольклорной несказочной прозы(далее НП), с точки зрения народа, важны как источник информации, а в отдельных случаях еще и как предостережение, назидание. Следовтельно, в НП познавательная и дидактическая фун-ии преобладают над художественной. Произведения НП приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам.
Наиболее устойчивым компонентом является персонаж, вокруг которого объединяется весь остальной материал. Важный признак несказочной прозы-сюжет(содержание). Обычно сюжеты одномотивные, но могут передаваться как сжато, так и подробно. Многие сюжеты народной НП- типологического характера, они закономерно возникали в мировом фольклоре. Встречаются так же "бродячие сюжеты", зафиксированные у разных народов в разные периоды их истории.
Тематическим и сюжетным фондом НП являются устные народные рассказы- произведения, обычно не содержащие элементов фантастики и оформленные как рассказ о современности или о недавнем прошлом.
ПРЕДАНИЯ
Характеристика жанра преданий.
Предание- это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел. Основное назначение преданий- сохранять память о национальной истории.
Предание- это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения предстают чаще всего в идеальном свете.
Любое предание исторично в своей основе, потому что толчком к его созданию всегда служит подлинный факт. Предание не тождественно реальности, оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории, но вымысел не противоречит исторической правде.
|
Известны 2 основных пути создания преданий: 1) обобщение воспоминаний; 2) обобщение воспоминаний и их оформление с использованием уже готовых сюжетных схем.
Существуют повторяющиеся топонимические сюжеты(о провалившихся городах, цервах). Обычно такие сюжеты окрашивают повествование в сказочно- легендарные тона, однако они способны передавать что-то важное для своей эпохи.
И все же событие предания изображается как единичное, законченное, неповторимое.
Предание повествует об общезначимом для всех. Это влияет на отбор материала: тема всегда общенародного значения или важна для жителей данной местности. Характер конфликта- национальный либо социальный. Персонажи- это представители государства, нации, конкретных классов или сословий.
Сюжеты преданий, как правило, одномотивные. Вокруг персонажа могди развиваться сводные (контаминированные) предания; возникали сюжетные циклы.
Обычно персонаж только называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. В начале или в конце повесвования допускаются прямые характеристики и оценки.
Портрет (наружность) героя изображается редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен.
Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания исторические, топонимические, этногннетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культурологические- и многие другие.
|
ОСНОВНЫЕ ЦИКЛЫПРЕДАНИЙ.
Древнейшие предания появились в то время, когда сверхъестественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми. Предания повествуют о расселении славянских племен, о важных событиях жини и смерти князей, о построении и укреплении первых русских городов и т.п. Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами и междуусобными войнами. Прославляются подвиги отдельных людей, не покорившихся врагам.
Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV и Петра I.
Предания об Иване Грозном отразили борьбу царя с феодальной верхушкой, ряд предания связан с Казанским походом, предания новгородцев о разгроме Новгорода в 1571(отрицательное отношение к царю); о потопление новгородцев в Волхове и т.д.
Предания о Петре I сформировались позднее, поэтому образ царя в них более конкретен. Сюжеты об исторических фактах(войны), о взаимоотношениях Петра с разными социальными слоями, о мастерстве Петра.
Предания о предводителях народных движений дополняли утопическую мечту народа о справедливом царе. предания о Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Предания создавались и распространялись в местах восстания.
Предания о разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типологический образ "благородного разбойника" (грабит богатых и заступается за бедных) представал во многих локальных вариациях (Чуркин, Сорока, Рощин). Типическая биография: что побудило героя стать разбойником; изображалась чисто русская картина речных разбоев, удаль, ловкость. Трагический конец обязателен.
ЛЕГЕНДЫ.