Выборы.
Гражданское общество или международная организация.
Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.
Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть.
Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений (например, ООН обладает уставом, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.
|
Международная организация - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются:
- наличием учредительного документа;
- постоянным или регулярным характером деятельности;
- использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем;
- принятием решений путем голосования или консенсуса;
- (обычно) рекомендательным характером решений;
Различают межправительственные, неправительственные, всемирные и региональные международные организации.
Прикладная и теоретическая политология.
Теоретическая политология изучает сущность политики, её природу, значение политики для личности и общества, а также политические взаимоотношения:
- между классами, нациями и государствами;
- между личности, обществом и государством.
Теоретическая политология выявляет и исследует ряд закономерностей:
а) закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов социальных субъектов, их взаимодействия с экономическими и другими социальными интересами;
б) закономерности возникновения, функционирования и изменения характера и содержания политической власти и государства;
в) закономерности функционирования и развития политической деятельности, политических отношений, политических процессов;
|
г) способы познания политических явлений, соотношение в них рационального (сознательного) и пропорционального (бессознательного).
Прикладная политология изучает частные политические проблемы, анализирует складывающуюся в обществе в данный конкретный момент политическую ситуацию, способствует конструктивному решению актуальных практических задач политической жизни общества, вырабатывает и предлагает практические советы и рекомендации участникам политических событий в решении текущих политических проблем и конфликтов.
Научный анализ и выработка практических рекомендаций осуществляются прикладной политологией в сферах:
- регулирования политических конфликтов и достижения необходимого социального консенсуса (согласия);
- организации и проведения избирательных компаний;
- формирования общественного мнения и использования СМИ.
Как правило, рекомендации прикладной политологии адресуются носителям властных полномочий, направлены на повышение эффективности деятельности конкретных властных структур.
Выводы и рекомендации прикладных политологических исследований служат основанием для теоретических обобщений. В свою очередь, теоретическая политология является методологической основой для проведения прикладных политологических исследований.
Полит. режимы.
Демократический политический режим.
Хар-ки: 1) принцип разделения власти на законодат.. исполнит., суд.; 2) нар. суверенитет (источником власти в стране выступает народ; 3) выборность высшиорганов власти; 4) полит. и идеолог. плюрализм; 5) верховенство права и равенство всех п/д законом; 6) свобода слова и СМИ; 7) полная автономия инс-тов гражд. об-ва; 8) рын. механизмы регулирования экономики; 9) репрессивный аппарат гос-ва (армия, МВД) действует в рамках правового поля и связан в осн. с поддержанием правопорядка.
|
Признаки демократического режима:
господство закона;
разделение властей;
наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
выборность органов государственной власти;
существование оппозиции и плюрализм.
Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:
выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
равноправие - все имеют равные гражданские и политические
права и свободы, а также гарантии их зашиты;
плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
Основные признаки авторитарного режима:
1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.