Олимпиада по русскому языку 4 класс 2016 уч. год
Фамилия, имя ________________________________________________
Класс______________
Задания.
1. Прочитай слова и запиши их:
[ ИСПРАФ'] [ПАТСКАСКА] [С'ЭДОЙ] [ЙУПКА]
__________ ______________ _____________ ______________
2. Подбери фразеологические толкования (сочетания) к следующим высказываниям и соедините их линиями:
ОВЛАДЕТЬ СОБОЙ, УСПОКОИТЬСЯ ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ
ОЧЕНЬ ТЕСНО ЛОМАТЬ ГОЛОВУ
ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ
УСИЛЕННО ДУМАТЬ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ ЗАРУБИТЬ НА НОСУ
3. Сколько твердых и сколько мягких согласных звуков обозначены буквой Л в стихотворении:
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
Твёрдых________________
Мягких_________________
4. Употреби числительные «два», «две» и «двое» с существительными:
подруга, министр, петух, курица, сани, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.
Две подруги, _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Допиши слова.
Черн ____ тушь, укрепляющ _____ шампунь, сер_____ мышь, блестящ _____ пианино, больн _____ мозоль, спел ____ яблоко, высок _____ тополь, накрахмален ______ скатерть, заказн ____ бандероль, почтов _____ штемпель.
6. Как называют жителей разных стран? Заполни пропуски по образцу:
Япония – японец, Франция - _________________________,
Россия - _______________, Украина - ________________________,
Узбекистан - ___________________________,
Чехия - __________________________,
Дания - ________________________________.
7. Раскрой скобки и запиши словосочетания по образцу:
2 (друг) – два друга, второй друг
3 (люди) - ________________________________________________________________
5 (метла) - _______________________________________________________________
7 (носок) - ________________________________________________________________
10 (килограмм) - ___________________________________________________________
6 (кочерга) - ______________________________________________________________
11 (помидор) - ____________________________________________________________
8. Запиши верную последовательность букв для образования текста из предложений:
А. По его улицам быстро мчатся поезда.
Б. В Москве под землей есть целый город.
В. Все восхищаются красотой подземных дворцов.
Г. Среди них много иностранных туристов.
Д. Они перевозят миллионы пассажиров.
_______________________________________________________________________
Прочитай текст.
Мои знакомые за обедом ставят на стол деревянное блюдо с хлебом.
Блюдо старое – ему целый век. По краю блюдо печатными буквами вырезано: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка». Надпись как крохотная история. История о том, что сначала люди пекли ржаной хлеб, а уже намного позднее начали выпекать пшеничные калачи.
Отметь, в чем заключается главная мысль текста:
1) В том, что у знакомых автора есть необыкновенное блюдо.
2) В том, что через пословицу люди передают другим добрые, мудрые мысли.
3) В объяснении значения надписи на старом блюде.
10. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.:
Хвост Нервы
________ __________
Холод Трубы
Перстень жизнь
_________ ____________
Характер конфета.
11. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа:
килограммы-____________________
апельсины-________________
сапоги-______________
помидоры-_______________________
ботинки-___________________
12. Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение.
Зв…нит, вз…ла, ж…люзи, д…суг, кв…ртал, ст…ляр, ц…мент, щ…вель.
13. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей
богатый -__________________ хитрый - ____________________
счастливый -_______________ грубый -_____________________
крепкий -__________________ весёлый -____________________
14. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог. Запиши правильно.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию, заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки ответьте: что она для этого сделала?
(А) сказала волшебнику, что она медведь;
(Б) спрятала хвост;
(В) сказала волшебнику, что она не хищник;
(Г) сказала волшебнику, что она лисица;
(Д) покрасила шерсть в серый цвет.
Определи какой частью речи являются подчеркнутые слова.
В поля, не кошеных косой, (_____________)
Всё утро дождик шёл косой. (____________)
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла, (___________)
В ладонь цветка она стекла. (____________)
Ответы:
1. ИСПРАВЬ, ПОДСКАЗКА, СЕДОЙ, ЮБКА – (2 балла)
2. Взять себя в руки – овладеть собой, успокоиться.
Очень тесно –яблоку негде упасть.
Хорошо запомнить – зарубить на носу.
Усиленно думать…. – ломать голову. (1 балл – 1 пара, 0 балов – 0 пар)
3. Твердых согласных [Л]- 7, [Л'] – 6. (2 балла)
4. два министра, два петуха, две курицы, двое саней, двое щипцов, два огурца, двое суток, две утки, двое брюк, две руки. – 3 балла -10 слов верно, 2 балла- 7-9 слов верно, 1 балл - -4-6 слов верно, 0 б. – др.вар.
5. ая тушь, ий шампунь, ая мышь, ее пианино, ая мозоль, ое яблоко, ий тополь, ая скатерть, ая бандероль, ый штемпель. 3 балла -все верно, 2 балла- 7-9 слов верно, 1 балл - -4-6 слов верно, 0 б. – др.вар.
6. ФРАНЦУЗ,РОССИЯНИН, УКРАИНЕЦ, УЗБЕК, ЧЕХ, ДАТЧАНИН- по1 баллу
7. Три человека, третий человек,
Пять метел, пятая метла,
Семь носков, седьмой носок,
Десять килограммов, десятый килограмм
Шесть кочерег, шестая кочерга,
Одиннадцать помидоров, одиннадцатый помидор.