Понятие и виды систематизации нормативных актов.




Мартыненко Елизавета 19кс1

Вопрос 3

Понятие и виды систематизации нормативных актов.

Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации.

Такие нормативные акты классифицируются по определенным общим системным признакам, после чего объединяются в кодексы, собрания законодательства и других акты. На практике для систематизации нормативно-правового акта применяют четыре основные формы: кодификация; инкорпорация; консолидация; учет.


1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Виды:

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

По объему охватываемого нормативного материала инкорпорацию выделяют: полную инкорпорацию, в собрание включается все законодательство государства, или федеральное законодательство, т. е. все законодательные акты любого субъекта Российской Федерации; частную – объединение в сборники нормативных актов по определенным вопросам: отрасли, сфере законодательства или правового института, или другим признакам.


По способу расположения
нормативного материала официальную инкорпорацию делят на: хронологическую – объедение нормативных актов в определенном порядке в процессе их официального опубликования; предметную или систематическую - упорядочение действующих нормативно-правовых актов по отраслям права.


2.Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Характеризующие признаки кодификации законодательства:

· кодификационная деятельность относится к производству исключительно компетентных правотворческих органов, которая основывается только на законных конституционных, полномочиях;

· продуктом кодификации является новый нормативно-правовой акт, содержащий нормы и правила, значительно отличающиеся от ранее действующих норм;

· кодификационный акт - это обширный открытый акт, т.к. содержит объединенные нормы, которые ранее находились в других различных актах, регулируя одну общую сферу общественной жизни.

Кодификационный акт всегда стоит в приоритете использования среди актов, его действия распространяются только в определенной области жизни общества; кодификационный акт регулирует отношения в обществе и всегда является предметом регулирования данной отрасли права. Действие законного нормативного акта, созданного с помощью кодификации, рассчитано на длительный срок.


Существуют следующие виды кодификации:

– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);

– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

Кодификационные акты имеют различную форму:основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства – это юридические нормативные кодифицированные акты, сформированные на уровне государства, включающие в себя важнейшие общие нормы по предмету совместного управления субъектов Федерации и Государством в целом.

Кодексы – это законодательные акты, которые создаются путем систематизации, комплектования и объединения в строгом порядке измененные нормы права, призванные регулировать однородную сферу общественных отношений (например, УК РФ, ГК РФ, ТК РФ, УИК РФ, СК РФ, и т.п.).

Уставы – это систематизированные нормативные законные акты, регулирующие применение этих актов нормы, которые регулируют работу министерств, ведомств в определенной сфере управления (уставы железных дорог, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и др.).

Положения – это систематизированные нормативные акты, которые определяют правовой статус и порядок функционирования различных субъектов права или регламентируют полномочия правительственных органов, их структуру, обязанности (положения о министерствах, ведомствах и т.д.).

Правила – это систематизированные нормативные акты, которые устанавливают порядок различного вида деятельности такие как, правила дорожного движения.


3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Консолидация – это такая форма систематизации, при которой объединяются несколько нормативно-правовых актов, действовавших в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения их содержания.

Данное определение консолидации обусловливает вывод о том, что она имеет некоторые черты и кодификации, и инкорпорации. Консолидированный акт является сводным, и это сближает его с кодификацией. Тот факт, что он не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией.

Вместе с тем, при консолидации проводится редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты. Консолидация используется в правотворческой деятельности, в основном, в целях упорядочения нормативных актов по вопросам управления, налогообложения и административной деятельности, т.е. в тех случаях, когда необходима концентрация разрозненных нормативных предписаний для повышения качества правоприменения. При консолидации десятки, а порой и сотни нормативно-правовых актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупнённый акт, который утверждается правотворческим органом, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Следует заметить, что в таком процессе объединению подлежат нормативно-правовые акты одинаковой юридической силы.

При консолидации допускается некоторое редактирование текстов объединяемых нормативных правовых актов: устраняются устаревшие нормы, противоречия и повторы, унифицируется терминология, текст излагается в едином стиле. Обращаем внимание на то, что эти же действия наряду с признанием некоторых положений или нормативных правовых актов в целом, утратившими силу, свойственны и инкорпорации законодательства, что даёт основание противникам выделения консолидации как самостоятельной формы систематизации считать её «лишь приёмом, который может применяться при инкорпорации законодательства».

4.Учет нормативных актов — одна из наиболее простых форм систематизации, характеризующаяся деятельностью предприятий, организаций, учреждений по формированию соответственно собственным информационным потребностям информационных законодательных фондов путем сбора законов, иных нормативных актов и систематизации их в определенном порядке.

Организация учета законодательных актов выражается в нескольких признаках: целостность информационного массива, которая способна обеспечить строгий учет и выдачу всего объема справочной информации, т. е. учет без пробелов и недостатков; достоверность информации в фонде учета, которая основана только на официальных источниках; простота в использовании.
Существует три вида учета:

1Журнальный учет – ведения специальных журналов для фиксации реквизитов нормативных актов. Фиксация реквизитов производится в хронологической либо в алфавитно-предметной, системно-предметной, тематико-предметной последовательности. Этот вид учета удобен только в случае небольшого объема информационного массива.

2Картотечный учет - формирование карточного учета производится путем заведения карточного дела для каждого нормативного акта или сборника нормативных актов. На карточках обычно фиксируются либо основные реквизиты акта, либо полный текст этого нормативного документа.

3Электронный учет – создание электронной базы всех нормативных документов с применением современной компьютерной техники и новейших достижений информатики.

Учет нормативных актов – сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам.

Такой учет необходим:

— для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов;

— для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу;

— для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов;

— для эффективного правового просвещения, деятельности учебных и научных юридических учреждений.

Различают следующие виды учета законодательства:

Систематизация нормативных актов различна по своей специфике и имеет вид упорядочивания, приведения в определенную единую систему нормативно-правовой информации.
Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: