Урок литературного чтения. 25.05.2020г.
Тема урока: С. Лагерлёф «Святая ночь».
Цель урока: формируемые УУД
Познавательные: познакомить учащихся с произведением С. Лагерлёф «Святая ночь», ее биографией; расширять словарный запас; учить детей анализировать текст и составлять план произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Регулятивные: развитие умений самоконтроля, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Личностные: воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению.
Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа, развивать устную речь.
. Ход урока
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания
1. Работа с текстом
- С чем познакомились на прошлом уроке?
(Со сказаниями про Моисея)
- Докажите, ссылаясь на текст, что Моисей – пророк.
- Выполняет ли современный человек законы, переданные Богом людям через Моисея?
- Что изменилось бы в мире, если бы человечество жило по законам Моисея?
2. Лексическая работа.
- Назовите одним словом:
· статую, которой язычники поклонялись как божеству (идол);
· законы, составленные Моисеем (заповеди). Перечислите их. Постарайтесь запомнить их и следовать им;
· плиты, на которых Моисей писал заповеди (скрижали);
· крупу, упавшую с неба (манна).
III. Подготовка к восприятию.
- Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Посмотрите фотографию столицы Швеции - Стокгольма.
Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф. Послушайте о жизни и творчестве этой писательницы.
|
Сельма Лагерлеф (1858 – 1940) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909 г.)
Сельма родилась в семье отставного военного и учительницы. Девочка тяжело болела и не могла ходить. Единственным развлечением ребенка стали рассказы ее тетушек и бабушки. В 5 лет Сельма потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.
Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.
Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».
Это произведение предназначено для школьников и служащее одновременно написанным в увлекательной форме пособием по географии Швеции. При переводе на русский язык географические сведения были исключены и осталась только чудесная сказка.
Сказка повествует о непослушном мальчике Нильсе, заколдованном гномом. Став очень маленького роста и получив возможность понимать животных, мальчик отправляется в опасное путешествие вместе с домашним гусем Мартином на поиски гнома, чтобы развеять чары. О необычных приключениях Нильса вы узнаете, прочитав эту замечательную сказку.
|
IV. Тема урока.
- Сельма Лагерлёф “Святая ночь”.
– Как вы думаете, о чём пойдет речь в произведении?
(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)
- Что мы будем учиться делать на уроке?
(Уже познакомились с биографией писательницы, теперь будем учиться выразительно читать ее произведение и работать с текстом).
V. Словарная работа.
- В тексте встретятся незнакомые слова. Например, псалом. Что это такое?(…) Посмотрим на экран, правы ли вы? и т. д.
Псалом – в переводе с греческого – хвалебная песнь.
Посох – трость, служащая для опоры на не при ходьбе. В древности посохи наделялись магической силой.
Милосердие – готовность помочь из сострадания, человеколюбия.
Котомка – сумка, мешок, носимый за плечами.
Ангелы с лютнями. Лютень – струнный щипковый музыкальный инструмент.
Лампада – светильник, употребляемый в христианском богослужении. Первые лампады использовались христианами для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения.
VI. Знакомство с текстом.
Стр. 59-66 – чтение учителем и хорошо читающими учениками.
VII. Обсуждение прочитанного и работа с текстом (составление плана).
(Чтение законченными частями. 1 ч. читает учитель.)
1ч. «Когда мне было…» до слов «…что мы не тоскуем больше о бабушке и не вспоминаем о ней».
- Читаем 1 ч. Я читаю, а вы внимательно следите.
|
- От чьего имени идет повествование?
(Повествование идет от имени автора рассказа.)
- Какое настроение автора вы почувствовали?
(Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)
- Придумайте синоним к слову чудесный.
(Прекрасный, замечательный).
- Что обозначает слово легенда?
(Недостоверное повествование о фактах реальной действительности)
- Как по-другому можно назвать Рождественский вечер?
(Сочельник. Это канун Рождества, когда происходит усиленная подготовка к этому православному празднику – к встрече с Богом).
- Подробнее об этом празднике мы поговорим на следующем уроке. Желающие подготовят сообщения о нем?
- Что было для детей настоящим счастьем?
(Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)
- Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти? Прочитайте об этом в тексте.
(Выборочное чтение. «Лишь немногое сохранилось у меня в памяти…»
- Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.
(Выборочное чтение. «И все это такая же правда…»)
- Как вы думаете, зачем она это делала?
(Бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми.)
- Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?
(Из дома ушли сказания и песни).
- Подтвердите ответ текстом.
(Выборочное чтение. «И я помню, как сказки и песни…»)
- Как озаглавим 1 ч.?
(Воспоминания о бабушке.)
- У меня такое же название. Запишите.
- Итак. Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?
(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)
- Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?
- Читаем 2 ч. по цепочке.
2 ч. «Но пока мы сидели…»
- О чем узнали из этой части?
(У человека родился сын, и он искал огня, чтоб согреть жену и младенца).
- Какие трудности пришлось преодолеть человеку, и как он с ними справлялся?
(Люди не открывали ночью двери на его стук, а он шел дальше. Собаки напали на него, но он не убежал от них. Овцы не пропускали к огню, и он пошел по их спинам).
- Как вы понимаете слово хижина?
(Примитивное жилище для человека или строение для животных.
- Придумайте синонимы к слову младенец.
(Ребенок, новорожденный, малыш, дитя).
- Как озаглавим 2 ч.?
(Человек ищет огонь)
- Запишите.
- Как вы думаете, даст ли пастух огня человеку?
- Читаем 3 ч. по цепочке.
3 ч. «Когда человек подошел достаточно близко…»
- Верны ли были ваши предположения? Дал ли пастух огня человеку?
(Дал со злорадством, зная, что тот голыми руками не сможет взять ничего).
- Какими словами можно охарактеризовать пастуха?
(Злой, жестокий, жадный).
- Как понимаете слово головней?
(Головешка — тлеющий или обугленный (обгоревший) кусок дерева).
- Что такое хворост?
(Хворост – опавшие ветви деревьев. Часто используются для топлива).
- Как озаглавим 3 ч.?
(Жестокий пастух).
- Запишите.
- О чем речь пойдет в 4 ч.?
- Читаем 4 ч. по цепочке.
4 ч. «Но тот наклонился…»
- Какие опасности подстерегали человека, которому был необходим огонь?
(Собаки, овцы, копье, горящие угли.)
- Что с ними происходило всякий раз?
(Они отступали).
- Как озаглавим 4 ч.?
(Опасности отступают).
- Запишите.
- Предположите, как будут разворачиваться события далее.
- Читаем 5 ч. самостоятельно?
5 ч. «Но пастух решил не терять этого человека…»
- О чем узнали из 5 ч.?
(Пастух увидел младенца в пещере).
- Как вы понимаете слово обиталище?
(Жилище – устаревшее слово).
- Как озаглавим 5 ч.?
(Младенец в горной пещере).
- Запишите.
- Предположите, как будут разворачиваться события далее.
- Читаем 6 ч. самостоятельно?
6 ч. «Пастух подумал, что …»
- Верны ли были наши предположения? Что увидел пастух в пещере? Прочитайте об этом.
Какой поступок показал, что пастух тоже может быть милосердным?
(Дал незнакомцу овчину, чтоб положить на нее младенца).
- Что такое овчина?
(Овечья шкура).
- Как озаглавим 6 ч.?
(Милосердие пастуха).
- Запишите.
- Читаем 7 ч. по цепочке?
7 ч. «Он увидел, что …»
- Что увидел пастух в момент проявления милосердия к младенцу? Прочитайте.
(«Он увидел, что вокруг него…»).
-Как понимаете слово ликование?
(Радость)
- Почему же в природе все так радовалось?
(Родился Иисус Христос).
- Кем явился незнакомец, который искал огонь и женщина с младенцем в пещере? (Иосиф и Мария – земные родители Иисуса).
- Как озаглавим 7 ч.?
(Спаситель).
- Запишите.
Читаем весь план.
План.
1. Воспоминания о бабушке.
2. Человек ищет огонь.
3. Жестокий пастух.
4. Опасности отступают.
6. Младенец в горной пещере.
7. Милосердие пастуха.
8. Спаситель.
- Что вас особенно поразило в произведении?
- Какой фрагмент текста запечатлен на иллюстрации (стр.75)? Найдите строки об этом.
– Что побудило писательницу рассказать нам эту историю?
(Собирала легенды о Христе. Отложилось в памяти, слышанное в детстве от любимой бабушки).
VIII. Итог. Рефлексия.
- Продолжите одно из предложений:
Сегодня мне удалось…
На уроке было интересно…
Это произведение помогло мне понять…
Я узнал новое…
Я научился…
IX. Домашнее задание.
1. Выразительное чтение сказания с. 68 – 75
2. Пересказ текста по составленному плану.