Рыночные взаимоотношения




 

Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка.

Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.

Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства.

Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Основными принципами функционирования рыночной системы являются:

· свобода экономической, хозяйственной деятельности;

· многообразие форм собственности;

· примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);

· рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;

· договорные отношения;

· конкуренция;

· открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).

30. Рыночные показатели их содержание и основное назначение

Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта производственной продукции.

Основные показатели, по которым исследуется рынок: емкость, конъюнктура, доля рынка, контролируемая фирмой.

Емкость товарного рынка – возможный объем реализации товара (конкретного изделия предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен

Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. В каждый данный момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых и покупаемых товаров.

Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Кроме этого расчет емкости рынка должен носить пространственно- временную определенность.

Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из них которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость.

Конъюнктура рынка – совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке.

Конъюнктура характеризуется определенным соотношениям спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Исследование конъюнктуры рынка может происходить по трем уровням:

- общеэкономический;

- отраслевой;

- товарный.

В связи с тем, что изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка, программа исследований должна быть ориентирована, прежде всего, на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия, когда в основном ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков.

Однако при этом учитывается состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.

Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.

Результат изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров определенной группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка – создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры.

Показатели конъюнктуры:

- производство товаров в ассортименте;

- обновление товарного ассортимента;

- обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;

- запасы товаров в ассортименте (в т.ч. на предприятии, торговых организациях);

- забраковка товаров и рекламизации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса);

- продажа товаров в ассортименте (оптовая, розничная, фирменная торговля);

- изменение доли рынка, занимаемого предприятием;

- изменение доли рынка, занимаемого конкурентами.

- выполнение заявок на поставку товаров;

- динамика цен и т.д.

Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов:

- сводный обзор (доклад);

- тематический обзор конъюнктуры;

- сигнальная (оперативная) информация.

Доля рынка – удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме реализации товара или продажах отрасли.

Большая рыночная доля дает возможность получить большую прибыль и иметь более прочную позицию в конкурентной борьбе.

Доля рынка в большей степени зависит от реализуемой продукции (товара).

С точки зрения Бостонской консультативной группы (БКГ) товары делятся на четыре группы:

- звезды (приносящие большой доход в определенный период времени);

- дойные коровы (приносящие постоянный стабильно – планируемый доход);

- трудные дети (которые не выгодно производить, но отказаться от них невозможно);

- неудачники (на разработку этих товаров затрачены средства, но прибыли они так и не принесли).

Доля рынка предприятия зависит от того, какой из товаров данной категории производит фирма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: