Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка.
Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.
Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.
Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства.
Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основными принципами функционирования рыночной системы являются:
· свобода экономической, хозяйственной деятельности;
· многообразие форм собственности;
· примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);
· рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;
· договорные отношения;
· конкуренция;
· открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).
30. Рыночные показатели их содержание и основное назначение
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта производственной продукции.
Основные показатели, по которым исследуется рынок: емкость, конъюнктура, доля рынка, контролируемая фирмой.
Емкость товарного рынка – возможный объем реализации товара (конкретного изделия предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен
Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. В каждый данный момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых и покупаемых товаров.
Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Кроме этого расчет емкости рынка должен носить пространственно- временную определенность.
Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из них которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость.
Конъюнктура рынка – совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке.
Конъюнктура характеризуется определенным соотношениям спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
Исследование конъюнктуры рынка может происходить по трем уровням:
- общеэкономический;
- отраслевой;
- товарный.
В связи с тем, что изучение конъюнктуры связано с текущим состоянием рынка, программа исследований должна быть ориентирована, прежде всего, на обоснование коммерческих решений, принимаемых на уровне предприятия, когда в основном ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков.
Однако при этом учитывается состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.
Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.
Результат изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров определенной группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле. Поэтому главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка – создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявить факторы формирования рыночной конъюнктуры.
Показатели конъюнктуры:
- производство товаров в ассортименте;
- обновление товарного ассортимента;
- обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;
- запасы товаров в ассортименте (в т.ч. на предприятии, торговых организациях);
- забраковка товаров и рекламизации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса);
- продажа товаров в ассортименте (оптовая, розничная, фирменная торговля);
- изменение доли рынка, занимаемого предприятием;
- изменение доли рынка, занимаемого конкурентами.
- выполнение заявок на поставку товаров;
- динамика цен и т.д.
Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов:
- сводный обзор (доклад);
- тематический обзор конъюнктуры;
- сигнальная (оперативная) информация.
Доля рынка – удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме реализации товара или продажах отрасли.
Большая рыночная доля дает возможность получить большую прибыль и иметь более прочную позицию в конкурентной борьбе.
Доля рынка в большей степени зависит от реализуемой продукции (товара).
С точки зрения Бостонской консультативной группы (БКГ) товары делятся на четыре группы:
- звезды (приносящие большой доход в определенный период времени);
- дойные коровы (приносящие постоянный стабильно – планируемый доход);
- трудные дети (которые не выгодно производить, но отказаться от них невозможно);
- неудачники (на разработку этих товаров затрачены средства, но прибыли они так и не принесли).
Доля рынка предприятия зависит от того, какой из товаров данной категории производит фирма.