Технологическая эстетика (дизайн)




Структура технологической культуры.


Структура технологической культуры можно представить следующим образом. (Схема №4)

Схема №4. Структура технологической культуры.

Технологическое мышление

Технологическое мировоззрение

Технологическая этика

Технологическое образование

Технологическая эстетика (дизайн)

Рассмотрим кратко каждый из этих структурных компонентов.

1. Технологическое мировоззрение.

Система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека.

Основные положения технологического мировоззрения:

  • общественное развитие определяется способом преобразовательной деятельности людей, а также уровнем технологической культуры человека и общества;
  • технологическая культура является одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей человека;
  • на современный мир надо смотреть всесторонне, во взаимосвязи биосферы, техносферы, ноосферы;
  • применяемые в производстве технологии не должны приносить вреда человеку и природной сфере;
  • каждый человек должен быть подготовлен к гармоничному существованию и поведению в информационно и технологически насыщенном мире, ибо жить в мире и не знать его - опасно и даже преступно;
  • технологическое образование и формирование технологической картины мира обеспечивает гармоничное взаимодействие с природой и технологической средой и улучшает качество жизни;
  • каждый человек должен осознать ответственность за последствия своих действий против природы и общества.

Технологическое мышление.

Нацеленность человека на преобразовательную деятельность по созданию материальных и духовных ценностей.

Технологическое мышление предполагает поиск оптимальных средств:

  • преобразования материи
  • энергии
  • и информации в нужный для людей продукт.

Особенности технологического мышления:

  • познание и изменение окружающей действительности в интересах человека. Целевая установка связана с поиском ответа на вопрос «как?», а не «что?» при создании нового объекта или придании ему новых качеств;
  • комплексный, многоаспектный характер знаний (таблица 2)

Таблица 2. Аспекты технологических мышлений.

гностический изыскательный преобразовательный
Распознавать, различать определять, оценивать, разбираться, проверять. Изобретать, придумывать, находить новые способы решения задач, сравнивать, анализировать. Изменять, обрабатывать, обслуживать, оказывать влияние, приобретать, перемещать, организовывать, воздействовать, упорядочивать.
  • изучение нового материала с помощью таких современных методов решения различных задач, как мозговой штурм, метод морфологического анализа и синтеза, метод сфокусированных объектов, метод проектов, игры, мыслительный эксперимент, дизайн изделий и др.
  • формирование таких умственных действий, как умение оценивать собственную деятельность и ее результаты на основе рефлексии, быстрого перехода с одного уровня обобщения на другой, анализирования и прогнозирования экономических, экологических последствий, построения образа оптимального конечного результата деятельности.

Технологическое образование.

Организационный процесс обучения и воспитания, результатом, которого становиться формирование готовности к преобразовательной деятельности.

Рассмотрим структуру технологического образования (схема 5).

Схема 5. Структура технологического образования.

А. Технологическое

Образование

Б. Технологическое

Знание

В. Технологические

Умения, навыки

Г. Технологически

Важные качества

Личности


Технологические знания включают:

  • такие базовые технологические понятия, как технология, технологическая культура, технологическая среда, способы преобразовательной деятельности, технологическая этика, технологическая эстетика;
  • сведения об основных способах, средствах и путях преобразовательной деятельности;
  • представление о технике и технологии как результате интеллектуальной, эмоционально-психической и трудовой деятельности человека;
  • информацию об основных применяемых и перспективных технологиях материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей;
  • технологии профессионального самоопределения и становления карьеры человека;
  • представление связи и взаиморазвитии технологической и естественно-гуманитарной областей знаний;
  • экономические аспекты технологий;
  • показатели готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Технологические умения – это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний.

К технологическим умениям относятся:

  • умение правильно осуществлять профессиональный выбор и стратегию профессиональной карьеры;
  • умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных с учетом их последствий для природы и общества;
  • умение быстро осваивать новые профессии, технологические операции и технологии в целом;
  • умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать экономическую эффективность этой деятельности;
  • умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности, быть всегда в деловой форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информацию и технологическую обстановку;
  • умение разрабатывать, строить и моделировать, с учетом требований графического дизайна;
  • умение осуществлять дизайн-анализ технологической среды, своего рабочего места и среды проживания;
  • умение определять уровень своей готовности к преобразо-вательной деятельности.

Технологически важные качества – это личностные свойства, возможности человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью.

К ним можно отнести:

  • сознательное профессиональное самоопределение;
  • трудолюбие, предприимчивость, коммуникабельность;
  • разнообразие интересов и склонностей;
  • гибкость мышления, направленного на выбор оптимальных способов преобразовательной деятельности с целью повышения качества жизни;
  • высокую профессиональную компетентность и мастерство;
  • самостоятельность и способность творчески решать технологические задачи;
  • эмоциональную устойчивость, способность к коммуникативной деятельности;
  • высокую ответственность и дисциплинированность;
  • развитие эстетических чувств и вкусов;
  • потребность в качественной профессиональной подготовке.
  • стремление к постоянному самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Технологическая этика.

Оценка создаваемых техносистем с точки с точки зрения их соответствия нормам этического партнерства.

В условиях всевозрастающего вмешательства человека в развитие естественных процессов вопросы этики обретают новое звучание.

Создатели современных технических систем не могут предвидеть все последствия своих проектов, и это повышает значение фактора моральной ответственности за результат их деятельности.

Технологическая эстетика (дизайн)

Эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовать технологическую среду по законам красоты.

Дизайнерские качества личности:

  • художественно-техническое (дизайнерское) мышление;
  • развитое пространственное представление и воображение;
  • эстетический вкус и эстетические потребности;
  • потребность и способность к эстетической оценке предметно-пространственной среды и технологического мира;
  • потребность в получении дизайнерских знаний и умений.

 

Задание. 1.Заполните таблицу:

 

Понятия Определения
Технологическое мировоззрение  
Технологическое мышление  
Технологическая этика  
Технологическое образование  
Технологическая эстетика (дизайн)  

 

Тест.

1.Виды культуры:

а) экономическая;

б) экологическая;

в) промышленная.

2.Что относится к материальной культуре:

а) предметы труда;

б) результаты труда;

в) средства производства.

3.Что относится к духовной культуре:

а) наука;

б) философия;

в) промышленность.

4.Что такое технология:

а) наука о преобразовании материалов, сырья, энергии в нужный для человека продукт;

б) наука о способах производства;

в) измерение материалов.

6. Технологическая культура – это:

а) преобразовательная деятельность человека;

б) учение об астрономических закономерностях Вселенной;

в) основа развития современного общества и производства.

7. Структура технологической культуры:

а) технологическая этика;

б) технологическое мышление;

в) все ответы верны.

8. Аспекты технологических знаний:

а) гностические;

б) изыскательские:

в) технологические;

г) преобразующие.

9. Показатели готовности человека к успешной профессиональной деятельности относятся к …………………… …………………………..

10. Каждый человек должен осознать ответственность за последствия своих действий против природы и общества это ……………………. ………………..

11. Развитое пространственное представление и воображение относится к …………………… ………

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: