БУКОЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ И ИДИЛЛИЯ.




Неудовлетворенность жизнью в городе привела к идеализации жизни в деревне, на лоне природы и скромной жизни простых пастухов. Главным представителем этого жанра был Феокрит. Он был родом с острова Коса. На его поэтический талант повлиял литературный кружок Каллимаха. Феокрит писал в самых разных жанрах, но сохранился лишь сборник из 23 эпиграмм. Феокрит является создателем жанра идиллии. Слово «идиллия» переводится как «видение, вид». Термин «идиллия» обозначает «маленькую сценку, пьеску».

Идиллии Феокрита разнообразны по содержанию, но в основном, это буколические стихи, где изображаются в идеализированном виде с долей сентиментальности жизнь пастухов. Пастухи и пастушки радуются жизни и не чувствуют своей рабской доли. В некоторых образах пастухов можно узнать реальных лиц. Феокрит изображает сценки состязаний пастухов-певцов, В центре песен тема любви. Образцом женской любви является недоступная Амариллида. Феокрит дает так же сценки гибели пастухов из-за неразделенной любви.

В идиллиях встречается так же тема дружбы, нравоучительные мотивы, придворные мотивы, прославляющие тиранию царей. Большинство произведений Феокрита написаны гекзаметром, который в корне отличается от эпического гекзаметра. (В них часто встречается буколическая цезура после четвертой стопы и спондей в пятой стопе). Несколько стихотворений написаны лирическими размерами. Феокрит создал жанр идиллии и дал ему завершенную форму. В его произведениях не проявляется александрийская ученость. Сценки блещут живым и неподдельным чувством.

 

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Литература Древнего Рима представляет собой новый этап в истории античной литературы. Римская литература сохраняет систему жанров, возникших в греческой литературе, проблематику и образы. Римляне практически полностью перенимают греческую мифологию, изменяя лишь имена богов. Однако, следует отметить, что римские писатели со временем стали по-своему развивать проблемы, поставленные еще греческими авторами, поднимать новые вопросы и вырисовывать новые образы, отражающие насущные проблемы эпохи.

Основание Рима датируется 8 веком до н.э., город был основан в устье реки Тибр. Река разливалась в дождливую погоду, население было вынуждено жить на возвышенностях, так называемых холмах, отсюда и назвали Рим «городом на семи холмах». (Холмы Рима: Эсквилин, Капитолий, Авентон, Целий, Виминал, Квиринал, Палатин). Одним из первых был заселен Палатин, на котором позже поселилась римская знать. На остальных холмах жили низшие слои общества. Несколько позже знать перебралась на Капитолий, здесь же происходило большинство религиозных праздников. С заселением холмов образуется римская община, которую составляли патриции – коренные жители, и плебеи – жители покорившихся территорий. Плебеи были лишены политических прав.

Во главе Рима стоял Рекс – вождь племени, и сенат – совет старейшин. Рекс (царь) был ограничен в своих правах. Этот период правления Римом называют царским. С усилением власти патрициев знать перестала мириться с властью Рекса, и в 510 г. до н.э. был свергнут последний римский Рекс Тарквиний Гордый. Этот год принято считать концом царского периода и началом Римской Республики.

Во главе республики стояли 2 консула, которых выбирали патриции только на год. В начальный период установления республики разгорается борьба между патрициями и плебеями. Плебеи, не имевшие политических прав, требовали у закона защиты, и так как их было подавляющее большинство, патриции уступили, с целью сохранения военного могущества государства. Плебеи добились отмены рабства и права участия в политической жизни республики. В последующие периоды римские граждане различались не по происхождению, а по богатству: были нобели, которые входили в сенат, и были плебеи беднота. Работа в римском сенате не оплачивалась, а потому избирались только богатые.

Решив свои внутренние проблемы, Рим начал заниматься внешней политикой. Рим стал расширять свои владения по всей территории Апеннинского полуострова, и в начале 3 в. до н.э. вся Италия, за исключением северной части, которую населяли этруски, попала под власть Рима. В следующий период, с середины 3 века по середину 2 века, Рим начал вести Пунические войны, во время которых расширил свои границы на севере до Альп, в средиземноморье – до Балканского полуострова, Малой Азии, побережья Испании и северного побережья Африки. Все эти территории превратились в римские провинции и управлялись присланными из Рима наместниками.

С середины 2 века до н.э. Рим захлестнули гражданские войны. С одной стороны вспыхивали восстания рабов. Одно из самых крупных восстаний вошло в историю под названием восстания Спартака. (73-71 гг до н.э.), с другой стороны – движение деревенской и городской бедноты и борьба знати за власть привели Римскую Республику к единоличной диктатуре Октавиана Августа. Август правил Римом 44 года. (30 г.до н.э. – 14 г.н.э.) правлением Августа начинается новый период в истории Рима – период имперской республики монархического характера. Это привело к тому, что в скором времени были отброшены все идеалы республики, и была установлена деспотическая власть монарха.

Именно в последний период Римской республики наивысшего расцвета достигает римская поэзия. Эту эпоху называют золотым веком римской литературы. Периодизация римской литературы напрямую зависит от периодов развития римской истории. Обычно римскую литературу делят на 3 периода: доклассический – царский период, классический – падение республики и установление диктатуры Августа, и поздний, или послеклассический – период расцвета и падения империи.

Корни древнеримской литературы уходят в фольклор, который в свою очередь испытывает на себе могучее влияние древнегреческой мифологии и литературы. В древнеримском фольклоре зарождаются все основные жанры римской литературы: из игр и песен ряженых во время религиозных праздников возникла драма, из застольных песен – эпос, из обрядовых песен – лирика. С захватом греческих территорий римляне знакомятся с эллинской культурой и начинают во многом подражать ей. Они изучают греческий язык, литературу и философию. Собственно римская литература начинает свое развитие с переводов греческих произведений на латинский язык. Первым римским поэтом принято считать грека Ливия Андроника, который был первым переводчиком Гомера. Первым национальным поэтом был Гней Невий, автор героической поэмы «Пуническая война». В поэме он прославлял подвиги римских героев при взятии Карфагена. К этому же периоду относится творчество Квинта Энния, которого прозвали римским Гомером, т.к. он разработал стихотворную форму латинского гекзаметра. Его лучшее творение – это историко-мифологическая поэма «Анналы». К этому времени относится также возникновение римского театра. Лучшими представителями драматического искусства в Риме были Плавт и Теренций.

«Золотой век» римской литературы представлен произведениями Вергилия, Овидия, Горация, Катулла, которые наиболее полно представили римский натурализм. Их произведения были полны трезвого анализа действительности, отличались напряженностью действия и универсализмом.

Но золотой век сменился серебряным веком римской литературы. Писатели этой эпохи оказались под давлением власти, они не могли открыто выражать свои чувства и мысли, они не могли открыто говорить о деспотизме. В этот период получили распространение жанры басни, сатиры, эпиграммы. В эту пору творили Марциал, Ювенал. В это же время зарождается жанр романа. Лучшим романом эпохи принято считать роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

Таким образом, можно выделить три особенности римской литературы. Во-первых, римская литература во многом воспользовалась готовыми результатами греческой литературы, испытала сильнейшее влияние эллинской культуры. Во-вторых, римская литература развивается в период, когда греческая культура переживает свой упадок, и эллинистическая идеология – идеология крупных рабовладельческих империй, полностью воплощается именно в римской литературе. В-третьих, римская литература более драматична, она обращается к более глобальным и острым проблемам, впервые появляется сатирическое изображение жизни.

476 г. н.э. – конец римской литературы. Западная Римская империя пала под натиском варваров.

 

РАЗВИТИЕ РИМСКОЙ ПОЭЗИИ

ПОЭЗИЯ ЛУКРЕЦИЯ

Тит Лукреций Кар родился в 95 г. до н.э. Он страдал душевной болезнью. Во время одного из припадков он покончил с собой в возрасте 44 лет. Он вошел в историю литературы как автор большой поэмы «О природе вещей». На творчество Лукреция огромное влияние оказала материалистическая философия Эпикура. Поэма Лукреция не была завершена, но даже в таком виде она представляла собой ценный литературно-философский труд.

Учение Эпикура имело две основы: научную и нравственную. Он говорил об устройстве вселенной, об атомистическом строении, он призывал уйти от ужасов войны, от городского шума к здоровому образу жизни в прекрасных садах Италии. Лукрецию была очень близка его философия. Он жил в эпоху кровопролитных гражданских войн, был современником Цицерона и Цезаря, а потому мысли о долгожданном мире всегда занимали его. Лукреций стал пламенным проповедником философии Эпикура. Во многом благодаря поэме до нас дошли основные положения не только философии Эпикура, но и развития материализма в античной философии в целом.

Поэма Лукреция имеет две основные тематические линии, которые тесно связаны друг с другом. Одна из них – атеистическая, так как автор отвергает религию и освобождает тем самым людей от страха смерти, от жестоких ритуалов. Вторая линия носит научный характер: поэт пытается научно объяснить явления природы, строение человеческого тела, движения разума.

Поэма состоит из 6 книг. В поэме поэт стремится освободить человеческий разум от гнета религии, от страха перед муками загробного царства, которого, по мнению поэта, не существует. Интересно, что поэт пытается дать научное обоснование своим мыслям. Он утверждает, что душа – это есть наши мысли и чувства, они существуют до тех пор, пока существует наше тело. Он утверждает, что они не могут существовать вне нашего тела, иначе они бы прильнули к неодушевленным предметам. Далее Лукреций утверждает, что душа, как и тело, состоит из мельчайших частиц – атомов, но атомы души, утверждает Лукреций, намного мельче атомов тела. Таким образом, Лукреций приписывает душе физиологические свойства. И хотя это была ложная теория, тем не менее, поэт поражает своей фантазией и полетом мысли.

Поэт считает, что религия наполняет душу человека страхом и трепетом и даже толкает его на преступления. Он приводит пример из греческой мифологии, где рассказывается об Агамемноне, который в страхе перед богами приносит в жертву собственную дочь. Отвергая религию, поэт отвергает также существование таких мифических существ, как кентавр сирена, сфинкс, и приводит научные доказательства своей теории. Он говорит, что разные части тела не могут жить в разладе. Отвергая власть богов над людьми, Лукреций прославляет человека, силу его разума. Мысль человека может проникать в тайны природы. Он утверждает, что природа вечна, боги не могли создать ее и не могут уничтожить. Лукреций считает, что в природе много нераскрытых законов, но нет чудес.

Кроме антирелигиозной темы в поэме раскрыта философская тема. Лукреций приводит в поэме целый ряд неопровержимых истин, которые в дальнейшем станут основой философии материализма. Так, он утверждает, что вселенная бесконечна, пространство безгранично, а каждый отдельный предмет ограничен. Как далеко не зашел бы человек, он всегда может сделать еще один шаг. Время беспространственно, считает поэт. Каждое явление было в прошлом, есть в настоящем, и будет в будущем. Вне времени нет материи. Сам того не ведая, Лукреций открыл одно из положений философии материализма о том, что время есть форма существования материи. Далее он развивает свою теорию и говорит о том, что материя постоянна, она лишь меняет свое состояние: из газообразного состояния переходит в жидкое, а затем в твердое. Это предположение Лукреция в 18 веке докажет Ломоносов.

Лукреций развивает теорию развития жизни на земле, причем здесь он в очередной раз опровергает существование богов. Он утверждает, что первые люди были близки не богам, а природе, диким животным. Лукреций дает научно обоснованное описание жизни человека, в которой боги не играли никакой роли: огонь человек научился добывать сам, а не Прометей ему принес, человек в борьбе за жизнь и постоянном труде научился говорить, а не боги ему дали этот дар.

В целом, поэма Лукреция пронизана радостью поиска истины и открытий. Поэт прославляет могущество разума. И хотя в поэме многое может показаться наивным и неверным, надо учитывать, что она была написана на заре европейской науки, и поэт высказывает гениальные догадки. Он говорит о круговороте воды в природе, о сновидениях, о причинах извержения вулканов, о наследственности и т.д. Многие догадки Лукреция в дальнейшем перерастали в научные теории: теория естественного отбора Дарвина, сохранения материи Ломоносова, атомистического строения Дальтона, учение о бесконечности миров Бруно.

Картины поэмы очень яркие, красочные. Поэма выделяется построением и многообразием картин. Лукреций во многом преобразовал латинский гекзаметр.

ПОЭЗИЯ ГОРАЦИЯ

Квинт Гораций Флакк (65—8 гг. до н. э.) родился в небольшом италийском городке Венузии. Его отец был рабом, впоследствии выкупившимся на волю. Несмотря на свои скудные средства, он приложил все усилия, чтобы дать сыну превосходное образование. Молодой Гораций учился в Риме, в школе грамматика Орбилия, а закончил образование в Афинах. Здесь он слушал беседы философов «Новой Академии» и обстоятельно познакомился с греческой литературой. Когда в Афины прибыл Брут, один из руководителей заговора против Ю. Цезаря, то Гораций сблизился с ним, вступил в армию республиканцев и даже командовал легионом в сражении при Филиппах (42 г. до н. э.).

Юношеское увлечение республиканскими идеями не прошло для поэта бесследно. Путь его постепенного примирения с принципатом был долгим и сложным. После поражения армии Брута и Кассия Гораций, имущество которого было конфисковано, вернулся в Рим и вступил в коллегию квесторских писцов. Однако довольно скоро он расстался со служебной деятельностью и всецело посвятил себя литературе. Первыми произведениями Горация были эподы — ямбические стихотворения, написанные двустишиями. Эти насмешливые, полные иронии, а подчас и нарочитой грубости стихотворения резко контрастируют с чувствительностью буколических произведений Вергилия и римской элегией.

В стихотворениях, написанных во время гражданских войн и правления триумвиров, действительность представлялась поэту в безотрадном свете. Осуждая распри, ведущие, с его точки зрения, к гибели Рима, он не видит выхода из создавшегося положения и не выдвигает еще никаких положительных идеалов.Он ищет для себя иных путей в поэзии. Так же как и Вергилий, он увлекался в юности эпикурейской философией и был внимательным слушателем Сирона и Филодема. Поэтому его прежде всего интересует проблема правильного выбора жизненного пути, в соответствии с пониманием «истины» и подлинного «счастья» философами-эпикурейцами.

От эподов он переходит к сатирам. Этот жанр, издавна связанный с философской диатрибой и имевший у Луцилия наставительный характер, кажется ему наиболее подходящим для того, чтобы в форме «просвещенной беседы» изложить правильный, с его точки зрения, взгляд на ценности жизни. Так, первая сатира первой книги посвящена критике ложных благ. Поэт смеется над скрягами, закапывающими в землю свои сокровища и не стыдящимися ходить из скупости в лохмотьях. Он утверждает, что человек должен жить в согласии с природой и находить удовольствие в скромных, повседневных вещах. Свою собственную жизнь, как Гораций утверждает в 6-й сатире, он стремится построить в соответствии с этими требованиями: живет он скромно, ходит сам на рынок, чтобы купить себе скудную еду, за столом ему прислуживают только три раба, но он чувствует себя счастливее, чем любой богач-сенатор, и, ни от кого не завися, свободно распоряжается своим временем. Острые политические насмешки отсутствуют в сатирах Горация.
В 3-й сатире поэт выступает сторонником эпикурейской теории дружбы, требуя постоянства и снисхождения к недостаткам друзей; в 5-й описывает путешествие в Брундизий, которое он проделал совместно с Меценатом, Вергилием и Варием. Он дает бытовые зарисовки и мимические сценки, трудности пути, красочно рисует перебранку лодочников и погонщиков, еду в домах провинциальной знати и скромные увеселения. Скромность и неприхотливость обстановки как бы нарочито подчеркиваются.

В 38 г. до н. э. Гораций сблизился с Меценатом. Как Луцилий воспевал своего патрона Сципиона Эмилиана, так Гораций постоянно изображает просвещенность, великодушие и бескорыстие Мецената. Однако поэт не собирается даже в угоду патрону жертвовать своей самостоятельностью и свободой. Он отказывается от создания произведений на «официальные темы», а впоследствии отклоняет и предложение Августа стать его личным секретарем.

За первым сборником сатир следует второй, отличающийся от первого художественной зрелостью и широтой обобщений. Поэт отдает теперь предпочтение диалогической форме, заставляя различных действующих лиц самих выступать перед читателями. Так, в 1-й сатире беседуют Гораций и Требаций. Требаций советует поэту отказаться от писания сатир, чтобы не нажить себе опасных врагов, но Гораций отстаивает свое право писать в жанре Луцилия, указывая на то, что он, как и Луцилий, находится в дружбе со знатными покровителями, не обижающимися на его шутки.

Вскоре после битвы при Акции (32 г. до н. э.) Гораций получил в подарок от Мецената небольшое имение, расположенное в Сабинских горах. Оно представляло собой небольшую крестьянскую ферму, которая была несколько перестроена и превращена в скромную виллу. Вилла находилась у подножия холма, вблизи источника, и выходила в небольшой садик с бассейном, украшенным колоннадой. Во втором сборике он выступает с излюбленной теорией «довольства малым». В 6-й сатире рассказывается, как сам поэт претворяет эту теорию в жизнь в своем имении. Безмятежной свободе и покою деревни здесь противопоставляется шумная жизнь Рима, а расспросам о политических событиях докучливых городских выскочек — забавные рассказы деревенских соседей поэта, наделенных природным умом и юмором. В назидание тщеславным горожанам приводится басня о городской и деревенской мышах, рассказанная соседом-поселянином. Городская мышь пригласила к себе на роскошный пир деревенскую. Обе они наелись до отвала изысканных яств, брошенных на покинутых гостями столах, но, напуганные внезапным шумом и лаем собак, с трудом выбрались на свободу, еле протискавшись сквозь узкую щель. Натерпевшись страху, деревенская мышь обещает не соблазняться больше роскошью городской жизни. Поэт нарисовал в своих сатирах интереснейший автопортрет, смотря на себя как бы со стороны. Вкладывая замечания в уста знакомых и слуг, он изображает свои собственные недостатки: непостоянство, лень, раздражительность и вспыльчивость.

В 23 г. до н. э. поэт выпускает сборник лирических стихотворений, которые принято называть одами. Стихотворения Горация представляют собой исключительно своеобразное явление в истории лирической поэзии. Автор их — поэт, склонный к моралистическим рассуждениям, увлекающийся философией и размышляющий, как об этом свидетельствуют сатиры, об истинных ценностях жизни, — отрицательно относится к субъективной лирике. В эпоху принципата Августа, отмеченную увлечением греческим искусством IV в. до н. э. и стремлением к созданию монументальных архитектурных памятников, выражающих определенные идеи и вместе с тем гармоничных и классицистических по форме, Гораций хочет создать лирику «нового типа», отвечающую идеалам содержательного и строго гармонического искусства.

Сторонник эпикурейской созерцательности, теории «довольства малым» и сохранения спокойствия мудреца во всех случаях жизни, он создает лирические стихотворения, в которых тщательно подобранные образы должны служить иллюстрацией к излюбленной им «Горацианской мудрости». Поэт сознательно избегает взволнованного тона, изображения страстей и горестных переживаний. Он придает разнообразным движениям души человека пластические, как бы застывшие формы. Образцами Гораций считает знаменитых лирических поэтов Греции: Алкея, Сапфо, Анакреона. В известном стихотворении о памятнике, вдохновившем Г. Р. Державина и А. С. Пушкина, римский поэт к числу своих заслуг относит то, что он впервые перевел «эолийскую песню» на «италийские лады»:

Памятник я воздвиг, меди прочнее он,
Выше, чем пирамид царственных гордый взлет.
Дождь, точащий гранит, и Аквилона вихрь
Не разрушат его. Неисчислимый ряд
Лет над ним пролетит и пробегут века.
Нет! Не весь я умру, лучшая часть меня
Похорон избежит. Слава моя цвести
Будет вечно, пока в Капитолийский храм
Жрец восходит и с ним дева молчащая.
Стану известен всем. Скажут: родился я

Там, где Ауфид 1 шумит, там, где некогда Давн
В бедных водой полях правил сельской страной,
Ставший царем беглец2. Первый я перевел
Песнь эолийскую на италийский лад.
Будь же мною горда, о, Мельпомена, взяв
Лавр дельфийский, увей с лаской чело мое!
(Пер. И. В. Вулих)

Тщательно отбирая образцы и мотивы из стихотворений древнегреческих поэтов, Гораций окрашивает их своими настроениями, вкладывает в них свою «житейскую мудрость», как бы примиряя между собой мотивы радости жизни перед лицом грядущей смерти, постоянные у греческих поэтов, с эпикурейской «теорией наслаждения».
Он использует пиршественные и политические мотивы лирики Алкея для своеобразной стилизации современной политической темы, а весь круг образов греческой лирики для известной поэтизации материала, всегда как бы приподнятого над будничной повседневностью.

Оды разнообразны по темам. Среди них есть дружеские послания, гимны богам, отклики на политические события, любовная лирика, лирика размышления. Каждое стихотворение — плод тщательной, почти ювелирной работы. Каждое слово взвешено и обдумано, в каждом описании, в экономно употребляемых определениях и эпитетах даны самые существенные, важные для поэта особенности героя, пейзажа, настроения.

Роскошь персов мне ненавистна, мальчик.
Не люблю венков из цветов садовых,
Не ищи, прошу, в уголках укромных
Розы осенней. Мирт простой ничем украшать не надо,
Он хорош и так. Мирт идет и слугам.
Он и мне пристал, когда пью под сенью
Лоз виноградных.
(Пер. П. В. Вулих)

Часто, как и в сатирах, поэт раскрывает в одах свой идеал жизни. И здесь он выступает в защиту тихой, созерцательной жизни вдали от суеты шумного города, в окружении празднично-приподнятой природы, населенной прекрасными божествами (фавнами, нимфами, сатирами):

Тот, кто золотой середине верен,
Верь мне, избежит и убогой кровли,
Избежит дворцов, что питают зависть
Пышным убранством.
Чаще вихри гнут великаны-сосны,
С высоты быстрей низвергают башни,
Молнии легко поражают в бурю
Горные выси.
Вот пасут пастухи жирных овец стада;
Лежа в мягкой траве, тешат свирелью слух
Богу Пану, ведь он бдительно скот хранит
В темных рощах Аркадских гор.
(Пер. Н. В. Вулих)

Любовные стихотворения Горация лишены серьезного чувства. Приверженец эпикурейской философии, он избегает серьезных и волнующих увлечений. Он смотрит как бы со стороны на своих многочисленных героинь, всех этих лидий, хлой, левконой, барин и т. п., с изяществом, а иногда и с легкой иронией рисуя их непостоянство, легкомыслие, их преходящие увлечения и мимолетные печали.

В сборнике стихотворений, изданных в 23 г. до н. э., Гораций проявляет еще известную сдержанность по отношению к Октавиану, хотя в ряде стихотворений III книги (ст. 1—6) и затрагивает моральные темы, пытаясь примирить республиканские представления о долге, чести, воздержанности с теми реформами, которые предлагает провести Август, чтобы возродить утраченные нравственные добродетели. Однако и в этих стихотворениях он по-прежнему отстаивает право человека на свободу внутреннего мира и дает образ поэта, живущего вдали от суетной толпы.

В 17 г. до н. э. в Риме торжественно праздновалось «обновление века» (так называемые «секулярные игры»), которое приурочивалось к окончанию гражданских войн и должно было знаменовать «начало новой счастливой эры под эгидой Августа». Горацию как крупнейшему поэту было поручено составление праздничного гимна. В этом официальном гимне поэт прославляет Октавиана Августа и его реформы, возвеличивает римское государство, воспевает «начало нового века». Гимн написан в торжественном стиле культовой песни. Раньше Октавиан Август, как это видно по сохранившимся отрывкам его писем, был недоволен тем, что Гораций недостаточно часто упоминал о нем в своих произведениях.
Около 13 г. до н. э. Гораций пишет свою IV книгу од. Это был период, когда многим казалось, что наступила пора особого могущества и величия Рима. Октавиан только что вернулся в Рим после трехлетнего пребывания на Рейнской границе, были усмирены германцы и даки, окончены походы против венделиков и альпийских народов. В IV книге Гораций торжественно воспевает Августа, возвеличивает его пасынков Тиберия и Друза и фактически становится «певцом рода Юлиев».

Однако основным жанром творчества Горация последних лет являются послания — письма в стихотворной форме. Античные теоретики литературы всегда считали письма тем жанром, который давал особые возможности для описания интимной жизни автора. Послания Горация составлены, как и сатиры, в форме непринужденной беседы, но в отличие от сатир в них нет язвительных насмешек и «горацианская мудрость» изложена здесь в виде советов умудренного жизнью собеседника своим адресатам, среди которых были и видные деятели эпохи: сам Август, Меценат, секретарь Тиберия Флор и др. В интимной беседе с друзьями поэт дает описания своего каждодневного времяпрепровождения, добродушно шутит и иронизирует над самим собой и другими.

Первая книга посланий вышла в 20 г. до н. э., вторая через 6 лет. Вторая книга состоит из трех писем на литературные темы, из которых самым значительным является послание к Пизонам («Наука поэзии»). В этом письме Гораций излагает свои взгляды на поэтическое творчество, дает советы поэтам, полемизирует с защитниками неправильных, с его точки зрения, теорий. Свои взгляды поэт излагает в форме непринужденной беседы, легко переходя от одного вопроса к другому, обращаясь к читателям с практическими советами, приводя примеры, пересыпая свою речь шутками и остротами.Поэт, по мнению Горация, должен быть мыслителем и глубоко образованным человеком. «Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!» — восклицает поэт. Мастерству и умению мыслить нужно учиться у греков. Талант должен сочетаться с непрерывной кропотливой работой. Язык должен соответствовать тому жанру, в котором поэт пишет. Следует тщательно отбирать слова, но следить за всем новым в современном языке и не чуждаться этого нового:

Как листы на ветвях изменяются вместе с годами,
Прежние все облетят,— и слова в языке точно так же —
Гибнут, состарясь, одни, расцветают и крепнут другие.
(Пер. М. Дмитриева)

Послания Горация не теоретическое исследование, но «нормативная поэтика», содержащая ряд правил, соответствовавших требованиям римского «классицизма». Не давая сколько-нибудь полного изложения теории поэзии, автор останавливается лишь на некоторых актуальных для римской литературы его времени моментах.
Требуя от поэтического произведения гармонической красоты, Гораций подчеркивает и необходимость эмоционального элемента, который мог бы увлечь читателя. Призывая учиться у греков, римский поэт настаивает на поисках оригинальности в разработке тем, а не на простом подражании. «Послание к Писонам» явилось своеобразным обобщением собственной творческой практики Горация.

Поэтическая деятельность Горация, как и творчество Вергилия, имела большое значение не только для римской литературы,но и для нового времени. Интерес к нему как к лирическому поэту возник лишь с эпохи Возрождения. До этого его лирика казалась слишком сложной. Петрарка высоко ценил его поэзию, и вместе с Вергилием Гораций сделался любимейшим поэтом гуманистов. «Горацианская мудрость» увлекала и французских поэтов XVIII — начала XIX в., а оды вызвали массу перепевов и подражаний. Горация ценили и как моралиста, и как сатирика, особенно в период раннего средневековья. В России им увлекались Кантемир, Ломоносов и Державин. В поэзии Пушкина лицейского периода постоянно встречаются горацианские мотивы.

 

ПОЭЗИЯ КАТУЛЛА

От произведений целого кружка поэтов-неотериков уцелели до наших дней лишь стихотворения Катулла. Нам известны имена других членов кружка: Гельвия Цинны, Лициния Кальва, Валерия Катона, Корнификия, Меммия, Тикиды и др. Все эти поэты были поклонниками ученой александрийской поэзии и писали небольшие эпиллии на мифологические темы, эпиграммы и элегии. В 50-х годах I в. до н. э. они составляли литературный кружок, объединенный общностью своего рода литературной программы. Неотерики, как и Каллимах, отрицательно относились к крупным жанрам (к большому эпосу), а для своих небольших поэм выбирали редкие мифологические темы и уснащали изложение изысканными «учеными» подробностями. Они придавали большое значение тщательной обработке самой литературной формы.

Гай Валерий Катулл (87—54 гг. до н. э.) прожил недолгую жизнь. Он родился в Вероне и благодаря связям отца получил доступ в среду римской знати. Дошедший до нас сборник Катулла построен таким образом: сначала идут небольшие лирические стихотворения, за ними следуют крупные поэмы: «Аттис», «Свадьба Пелея и Фетиды», элегия на смерть брата, свадебные стихотворения. Замыкается книга эпиграммами. Небольшие стихотворения Катулла разнообразны по тематике и эмоциональной окраске. Стихи, проникнутые возвышенной страстью к возлюбленной, перемежаются грубо-насмешливыми, нежная лирика, обращенная к друзьям, соседствует со злыми выпадами против врагов. Поэт всегда находится во власти своих пламенных эмоций. Он не ищет жизненной мудрости в учениях философов и не пытается «обуздывать» свои страсти, как это делают поэты Вергилий и Гораций. Его внутренний мир, полный противоречий, кажется ему сам по себе достойным поэтического воплощения. Поэт как бы прорывает установившиеся литературные традиции, его чувства не укладываются в привычные литературные рамки, и он ищет новых оригинальных форм выражения.
Любой, казалось бы, самый незначительный факт реальности, если он затрагивает личность поэта, становится объектом его поэзии. В насмешливых стихотворениях он клеймит гневными словами своих личных обидчиков. Грубые, простонародные выражения, типичные для италийского фольклора, часто встречаются в его насмешливых стихотворениях. Только в эпиграммах, требующих по самому характеру жанра краткости и заостренности мысли, его насмешка несколько меняется.

Насмешливые стихотворения, темпераментные, но подчас грубые и резкие, соседствуют в сборнике с полными душевной тонкости и нежности посланиями, обращенными к друзьям. Единственное застольное стихотворение перевел А. С. Пушкин:

Пьяной горечью Фалерна
Чашу мне наполни, мальчик,
Так Постумия велела,
Председательница оргий.
Вы же, воды, прочь теките
И струей, вину враждебной,
Строгих постников поите.
Чистый нам любезен Бахус.

Любовные стихотворения Катулла обращены к женщине, которая носит псевдоним Лесбия (лесбиянка). По античным свидетельствам, героиней его романа была римлянка Клодия, сестра трибуна Клодия, прославившегося своей враждой к Цицерону. В любовных стихотворениях чаще чем в других поэт использует привычные мотивы древнегреческой любовной лирики, встречающиеся у Сапфо, Мимнерма и в эллинистической эпиграмме. Он даже переводит одно из стихотворений Сапфо. Прося поцелуев у своей возлюбленной, Катулл употребляет сравнения, встречающиеся уже в древнейшей поэзии греков, но при помощи этих сравнений он иллюстрирует мысль о беспредельности глубокого всепоглощающего чувства:

Ты спросила меня о поцелуях —
Сколько, Лесбия, мне б довольно было.
Сколь великое множество песчинок
Покрывает Ливийскую пустыню,
Меж оракулом знойного Аммона
И священною Баттовой гробницей,
Или сколько несчетных звезд на небе
Смотрят вниз на любви немые тайны.
Столько раз целовать тебя хотел бы,
Чтобы страстную мне насытить жажду.
(Пер. Н. В. Вулих)

Поэт не стыдится своей высокой страсти и впервые в античной лирике воспевает всепоглощающую безумную любовь без шутливой иронии и игривой улыбки. Любовь предстает в его поэзии как могучее чувство, возвышающее человека, и его стихотворения, обращенные к Лесбии, напоминают лучшие образцы любовной лирики нового времени.
Однако эта возвышенная любовь вступает в резкое противоречие с реальной действительностью. Лесбия изменяет Катуллу, и он клеймит ее стихами, полными глубокой боли и злой издевки:

Со своими пусть кобелями дружит,
Пусть три сотни их обнимает разом,
Не любя душой никого, но печень
Каждому руша.
Пусть мою любовь поскорей забудет!
По ее вине моя страсть погибла,
Как цветок в лугах, проходящим плугом
Раненый насмерть!
(Пер. А. Фета)

Поэт обращается к богам, моля их, чтобы они исцелили его от этой мучительной страсти, похожей на тяжелую болезнь. Свое душевное состояние он пытается проанализировать в эпиграммах:

Я ненавижу любя. Возможно ли это, ты спросишь.
Сам не знаю, но так чувствую я и томлюсь.
(Пер. Н. В. Вулих)

Крупные произведения Катулла свидетельствуют о его «учености». Поэт хорошо знал эллинистическую литературу. и особенно увлекался творчеством Евфориона Халкидского.
Евфорион был последователем Каллимаха и противником классического искусства. Эпиллий Катулла, посвященный свадьбе Пелея и Фетиды, свидетельствует об увлечении Евфорионом. Поэма сложна по композиции. Вступление посвящено плаванью Аргонавтов и внезапно вспыхнувшей любви Пелея и Фетиды, затем рассказывается о свадьбе, справляемой в богатом фессалийском дворце; взоры гостей поражает своим убранством брачное ложе, покрытое пурпурным покрывалом, на котором изображена покинутая Тезеем на острове Наксосе Ариадна. Катулл дает еще одну вставку: он рассказывает, как во время свадебного пира дряхлые парки, прядущие дрожащими руками белоснежную шерсть, поют песню, в которой предсказывается рождение могучего богатыря Ахилла. В эпиллии встречается много редких вариантов мифологического предания, которые всегда разыскивали и «ученые» александрийские поэты, тщательно отрабатываются различные детали и многочисленные побочные темы. Многие описания свидетельствуют о тонкой наблюдательности Катулла.
К числу крупных произведений Катулла относятся два эпиталамия (61 и 62), в которых традиционные мотивы греческой свадебной поэзии сочетаются с обрядовыми элементами римской свадьбы. В эту группу входит и элегия «К Аллию» (66), в которой поэт пишет о смерти своего брата и о любви к Лесбии.

В эпоху распада римского полиса, в период острой социальной борьбы, когда старое мировоззрение и старые крупные жанры, эпос и трагедия, переживают острый кризис, растет интерес к личному, интимному миру переживаний, к индивидуальности человека.
Катулл находится во власти этих веяний, он прокладывает новые пути римской лирике, те пути, которые приведут и к поэзии «Мантуанского лебедя» Вергилия и к филигранным одам «Мудреца» Горация. Новый синтез в искусстве стал возможен лишь на основе тех находок и открытий, которые сделал Катулл, раскрепостивший римскую поэзию от старых традиций и раздви



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: