Н. А. Римского-Корсакова
Содержание:
I.Историко-стилистический анализ ………………………………………….3
II.Музыкально-теоретический анализ……………………………………......6
III.Вокально-хоровой анализ………………………………………………....9
IV.Исполнительский анализ ………………………………………………....13
Литература…………………………………………………………………….16
I. Историко-стилистический анализ
Cведения об авторах музыки и текста
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 - 1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Н. А. Римский-Корсаков получил образование в морском кадетском корпусе, имея при этом определенную склонность к музыке. Среди первых учителей композиции у Римского-Корсакова был Балакирев. После окончания кадетского корпуса, Римский-Корсаков ушел в трехлетнее дальнее плавание. Там в свободное время он занимался сочинением музыки и по возвращении представил Балакиреву свою первую симфонию. Успех симфонии вдохновил автора – за ней последовали «Садко» и «Сербская фантазия», а затем и опера «Псковитянка», которая была поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году. Занимая различные посты на музыкальном общественном поприще, Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки.
Среди известных работ композитора в этом периоде можно отметить оперы «Майская ночь», «Снегурочка» и другие. Некоторые фрагменты становились самостоятельными произведениями, как это стало с «Дубинушкой». Опера «Садко», будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене, имела несомненный успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина – в 1898 году она с успехом прошла в Москве, в 1899 – в Санкт-Петербурге. Затем была написана «Царская невеста». Успешно строилась и симфоническая деятельность Римского-Корсакова. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров «а капелла», сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он произвел переоркестровку оперы «Борис Годунов» и некоторых других сочинений Мусоргского, принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Долголетняя педагогическая деятельность композитора отразилась в творчестве его учеников, среди них – Лядов, Сакетти, Глазунов. Умер великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (8) 21 июня 1908 года в своем имении - усадьбе Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургской губернии.
|
Духовно-музыкальные сочинения Н. А. Римского-Корсакова — замечательный вклад великого композитора в православное церковное пение. Время их создания — 80-е годы XIX века — ознаменовало начало нового этапа в истории русской духовной музыки. В этот период к сочинению церковных песнопений обратились также П. И. Чайковский, С. И. Танеев. Русским композиторам-классикам удалось внести национальное начало в церковное пение, поднять его художественный уровень.
|
Н. А. Римский-Корсаков создал 40 церковных песнопений в течение 1883-1885 годов. 15 из них были изданы при жизни композитора и составили первые два сборника, 25 опубликованы посмертно в третьем сборнике под редакцией Е. С. Азеева. Хронология первых изданий следующая:
Ор. 22. Собрание духовно-музыкальных сочинений Н. А. Римского-Корсакова, употребляемых при Высочайшем дворе: Четырехголосные сочинения. Из Литургии св. Иоанна Златоустого. СПб., 1884. Ценз. 18 мая 1884 г. Перед каждым песнопением стоит дата создания — 1883 г.
Ор.22-bis. Собрание духовно-музыкальных переложений Н. А. Римского-Корсакова, употребляемых при Высочайшем дворе. СПб., 1886. Первоначально вышли в свет 4 переложения: Да молчит всякая плоть человеча; Воскресный причастный стих; Се, Жених грядет; Чертог Твой вижду (ценз. 1885 г.). В 1886 году был издан сборник, в который вошли также переложения: Херувимская песнь обычного роспева (ценз. 3 февр. 1886 г.) и На реках вавилонских (ценз. 30 янв. 1886 г.).
К этому сборнику мы относим и двухорный концерт Тебе Бога хвалим, так как он значится в составе второго сборника в его втором издании 1893 года, хотя был издан отдельно (ценз. 24 июля 1893 г.). [В документе от 9 февраля 1893 года, передающем Капелле права собственности на издание духовно-музыкальных сочинений Римского-Корсакова (18, 190-191), а также в «Списке произведений Н. А. Римского-Корсакова» за 1900 год (24, стб. 1272) этот концерт значится как неопубликованный.]
Собрание духовно-музыкальных сочинений и переложений Н. А. Римского-Корсакова: Для смешанного хора. / Под ред. Е. С. Азеева. СПб., [1914].
Вероятно, первым духовным сочинением Н. А. Римского-Корсакова стало Кто есть сей Царь славы, исполненное при освящении храма Христа Спасителя в Москве 26 мая 1883 года.
Литературный текст:
Кто есть сей Царь славы?
Господь Сил, Той есть Царь славы.
Характер произведения светлый, праздничный, возвышенный, песнопение воспевается во Славу Бога.