«Путешествие колоска»
Составила и провела:
воспитатель
Коркина Неля Алексеевна,
высшая квалификационная категория
Псков
Проект ООД | |||
Возраст детей | Средняя группа | ||
Новые первичные представления | – представление о колосе как растении, зреющем в поле;о колосьях зерна, из которых после обработки пекут хлеб; – техника, предприятия, необходимые для посадки, выращивания и уборки хлеба, его приготовления; – профессии, связанные с хлебом (пахарь, тракторист, шофёр, пекарь) | ||
Цель воспитателя | Формировать представление детей о хлебе как продукте труда многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу | ||
Имеющиеся первичные представления, которые могут быть актуализированы в ООД | Из семян растут растения, деревья, овощи, фрукты; они растут в поле, саду, огороде; трактор и машины для перевозки грузов; хлеб можно купить в магазине | ||
Сюжетно-дидактическая игра(название и краткое описание) | «Путешествие колоска» Разложить картинки, изображающие разные виды растений и их места произрастания. Так мы помогаем Лисёнку и Ёжику разрешить спор: откуда и зачем в группе появился колосок. Места произрастания обозначены плакатами, размещёнными в разных местах группы. Ёжик принёс конверт с картинками: лес, сад, поле. Воспитатель предлагает детям распределиться на подгруппы и помочь Ёжику разложить картинки. Проблемные вопросы: 1. Почему колосок не растёт в саду? 2. Куда положим колосок? Почему? Воспитатель кладёт колосок в лес. Просит высказать мнение детей о её решении, подводит к рассказу о появлении полей для выращивания хлеба. Лисёнок не может выбрать технику для колоска. Игровое упражнение «Подбери технику». Задание по подгруппам: выбрать из картинок те, на которых изображена техника, необходимая для обработки земли, выращивания, уборки хлеба. Вопрос: что же дальше происходит с колосками, которые вырастают в поле? Игровое упражнение «Куда поедет колосок?» Разложить иллюстрации, соблюдая очерёдность, куда отправляется колосок с поля (мукомольный завод, хлебопекарня или хлебозавод, магазин). – Почему не взяли/взяли иллюстрацию с мельницей? Ёжик и Лисёнок очень хотят рассказать своим друзьям о путешествии хлебного колоска, но они совсем запутались, что с ним происходило сначала, что потом. Дети рассказывают о путешествии колоска «Что было раньше, что потом», соблюдая последовательность и очерёдность. В конце игры можно предложить детям ответить на вопрос: «Чего ждут колосья?» | ||
Предполагаемая цель ребёнка | Помочь Ёжику и Лисёнку разобраться, откуда и зачем появился в группе колосок | ||
Игровая ситуация для мотивационного этапа | 1-й вариант Заинтересовать детей можно с помощью игровых персонажей — Лисёнка и Ёжика. Они поспорили с Ёжиком: откуда и зачем в группе появился колосок? Дети изъявляют желание разрешить спор и помирить друзей. 2-й вариант Дети не едят хлеб или крошат его, бросают. Лисёнку и Ёжику обидно, что колосок проделал такой большой и тяжёлый путь до стола, а дети этого не ценят. – Почему путешествие колоска такое трудное? | ||
Этапы деятельности | Действия детей | Задачи | Образовательные области |
Мотивационный этап | Выражают желание играть и узнавать новое | Стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность | Познавательное развитие |
Выражают желание помочь Лисёнку и Ёжику | Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание | Социально-коммуникативное развитие | |
Вступают в диалог | Развивать речь как средство общения | Речевое развитие | |
Ориентировочный этап | Осознают и принимают цель; под руководством взрослого принимают в игровой деятельности предложенную взрослым игровую проблемную ситуацию и развивают её | Воспитывать самостоятельность и целенаправленность; воспитывать культуру общения: умение слушать и слышать собеседника | Социально-коммуникативное развитие |
Формулируют цель ключевыми словами | Развивать связную речь | Речевое развитие | |
Исполнительский этап | Рассматривают картинки, обсуждают, к какой группе их отнести, прикрепляют картинки к нужным плакатам (игровым полям) | Формировать первичные представления о помещениях детского сада и занятиях в детском саду; умение группировать и распознавать изображённые на рисунках растения, технику, предприятия, профессии, правила | Познавательное развитие |
Работают в парах, группами | Развивать общение и взаимодействие со сверстниками | Социально-коммуникативное развитие | |
Развешивают картинки и плакаты с помощью магнитов, двигаются в пространствеигрового поля | Развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику обеихрук | Физическое развитие | |
Называют действия, технику, предприятия, профессии; обсуждают свои действия в группах, отвечают на вопросы педагога | Обогащать активныйсловарь; закреплять умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначать действия | Речевое развитие | |
Проявляют эмоции | Создавать условия для становления эстетического отношения к окружающему миру | Художественно-эстетическое развитие | |
Рефлексивный этап | Выражают эмоции по итогам деятельности | Создавать условия для становления положи- тельного отношения к совместной деятельности и желанию помочь | Социально-коммуникативное развитие |
Отвечают на вопросы | Развивать связную диалогическую и монологическую речь | Речевое развитие | |
Перспективный этап | Выражают желание рассказать о колоске родителям, бабушкам и дедушкам, друзьям, продолжить игру | Формировать готовность к совместной деятельности; создавать условия для воспитания самостоятельности и целенаправленности | Социально-коммуникативное развитие |
Выражают желание посеять зёрна и вырастить друзей колоску | Побуждать к познавательно-исследовательской деятельности | Познавательное развитие | |
Выражают желание испечь дома хлеб | Воспитывать уважение к труду взрослых | Социально-коммуникативное развитие | |
Вопросы для подведения итогов | – Ребята, что нового вы сегодня узнали? – Чему научились? – Кто же был прав: Ёжик или Лисёнок? – Как вы помогли Лисёнку и Ёжику? – Почему путешествие колоска такое длинноеи трудное? | ||
Задание на закрепление новых первичных представлений | Дидактическая игра «Что сначала, что потом» | ||
Вопросы для рефлексии | – Что понравилось больше всего? – Чтодля вас было самым интересным, трудным? | ||
Перспективный этап | Воспитатель предлагает попробовать дома вырастить колосок, испечь хлеб дома с родителями |
Формирование словаря детей (активный, пассивный): плуг, сеялка, комбайн, мукомольный завод, хлебозавод, соха.
|
|
|
Оборудование и материалы: иллюстрации леса, поля, техники (сельскохозяйственных машин; разрезные картинки, карточки для д/и «Что сначала, что потом», игрушки Ёжик и Лисёнок, колос.
Ход ООД | |
Этапы ООД | Действия педагога и детей |
1. Мотивационный этап (1мин.) | Спор между Лисенком и Ёжиком: откуда колосок? Поможем решить спор? |
2. Ориентировочный этап(2 мин.) | Ёжик принёс конверт с картинками: лес, сад, поле. Воспитатель предлагает детям распределиться на подгруппы и разложить картинки. Проблемные вопросы: 1. Почему колосок не растёт в саду? 2. Куда положим колосок? Почему? Воспитатель кладёт колосок в лес. Просит высказать мнение детей о её решении, подводит к рассказу о появлении полей для выращивания хлеба. – Давным-давно на русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И приходилось людям расчищать леса, а на их месте стали появляться поля. – Ребята, как вы думаете, а сейчас нужно освобождать место для полей? Почему? – В наше время пользуются деревянной сохой? Вы знаете, какие нужны машины для выращивания колосков? |
3. Исполнительский этап(15 мин.) | Чтобы вырастить колосья на поле и убрать их вовремя, нужно много техники. Игра «Подбери технику». Задание по подгруппам: выбрать иллюстрации сельскохозяйственных машин, которые нужны для обработки земли и выращивания хлеба. – Почему вы не взяли/взяли иллюстрацию с автобусом? Физкультминутка «В землю зёрнышко попало» |
Педагог: – что же дальше происходит с колосками, которые вырастают в поле? Задание: разложить иллюстрации, соблюдая очерёдность, куда отправляется колосок с поля (мукомольный завод, хлебопекарня или хлебозавод, магазин). – Почему не взяли/взяли иллюстрацию с мельницей? – Ребята, Ёжик и Лисёнок очень хотят рассказать своим друзьям о путешествии хлебного колоска, но они совсем запутались, что с ним происходило сначала, что потом. Поможем им запомнить. Игра «Что сначала, что потом» Задание: разложить иллюстрации в нужном порядке. – Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. – Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. – Не кроши его за столом. – Никогда не выбрасывай хлеб. Дети определяют правила бережного отношения к хлебу. | |
4. Рефлексия(1мин.) | Вопросы к детям: – Понравилось вам путешествовать с колоском? – А что понравилось больше всего? – Что для вас было самым интересным? |
5. Перспективный этап | – А у вас дома пекут хлеб? Воспитатель предлагает попробовать хлеб, который испекли родители. |