Теория личности З.Фрейда




Способностей.

Способности –это индивидуальные психологические способности человека, которые выражают его способность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Классификация способностей: элементарные, сложные, общие, специальные, теоретические, практические, коммуникативные, предметно-деятельные.

Одаренным называют человека, который с рождения обладает хорошими задатками к развитию способностей.

Талантливый- это человек, который благодаря своим высокоразвитый способностям может добиться и реально добивается высоких результатов в том или ином видах деятельности.

 

Гештальтпсихология

Гештальт-терапия– метод психотерапии, способствующий распространению сознания человека, и достижение на основе этого большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с окружающими людьми и внешним миром. У истоков развития гештальт-терапии стоял немецкий психиатр и психоаналитик Фредерик С. Перлз. Гештальт-терапевт фокусирует внимание клиента на осознании процессов, протекающих «здесь и теперь», в каждый момент настоящего времени. Посредством этого гештальт-терапия развивает осознанность, ответственность и восстанавливает способность к переживанию своих реальных эмоций и чувств. Методы гештальт-терапии направлены на интеграцию восприятия клиентом собственного образа как целостного в пяти сферах его жизни (пентаграмма С. Гингера):

· физической (все аспекты материальной и физической жизни человека: материальное благополучие, физическое здоровье, сексуальная зрелость),

· эмоциональной (сфера эмоциональных переживаний, чувства и способность к их выражению и пониманию),

· рациональной (способности к рациональному мышлению, планированию, анализу, способности к творчеству, умение предвидеть и создавать себя и окружающий мир),

· социальной (отношения с другими людьми, культурное окружение, весь комплекс социальных отношений человека),

· духовной (место и знания человека о самом себе и окружающем космосе, знание законов жизни и духовные ценности и смыслы, на которые опирается человек).

Основные приёмы работы и техники гештальт-терапии — подведение к осознаванию, выявление и разделение фигуры и фона, фокусировка энергии в здесь-и-теперь, принятие ответственности, работа на полярностях, арт-терапия, работа в метафоре, монодрама. Некоторые приёмы работы пересекаются с другими направлениями психотерапии, например, известная техника Ф. Перлза «горячий стул» (или «пустой стул»).

Основными результатами гештальт-терапии являются расширение осознавания и способность присваивать собственный опыт. Расширение осознавания — очень медленный процесс. Ритм осознавания индивидуален. Способность присваивать собственный опыт описывается в гештальт-терапии с помощью цикла контакта.

Понятие «личность», структура личности

Личность – это внешний, поверхностный социальный образ,

который индивидуальность принимает,когда играет определенные жизненные роли.

Личность – это сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности.

Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности.

Психологическая структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки, мотивацию.

Социологическая структура личности состоит из субъективных и объективных
свойств индивида, которые проявляются и функционируют в процессе его жизнедеятельности. Это может быть как взаимодействие с окружающими, так и самостоятельная деятельность. В социологии крайне важным является определение момента перехода и превращения, происходящего в структуре личности.:

 

 

Теория личности З.Фрейда

Фрейд проявил радикальный подход к изучению людей. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, он сравнил его с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды, остальная, большая часть айсберга есть бессознательная.

С представленной моделью психики Фрейд связывает структуру личности. Структура личности включает три компонента:

- супер-эго (сверх – я);

- эго (я);

- ид (оно).

«Супер-эго» – сознательная часть, представляет собой систему ценностей, норм и этики, приобретенную в процессе социализации личности. В узком значении можно сказать, что «супер-эго» это мораль и совесть человека. Появляется в возрасте 3-5 лет. «Супер-эго» конфликтует с компонентом «ид».

«Эго» - является посредником между «супер-эго» и «ид». «Эго» стремится выразить и удовлетворить желания, идущие с «ид» в соответствии с нормами и требованиями «сверх-я». Таким образом «эго» разрешает конфликт между этими структурами и вносит в поведение человека разумность. При этом «Эго» руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до подходящего момента, приемлемого для «супер-эго». Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, постепенно давать выход энергии «ид» в рамках социальных ограничений и совести человека, выпускает энергию бессознательных инстинктов косвенно, искажая их до неузнаваемости для сознания.

Эго включает механизмы психических защит, которые помогают человеку спасаться от тревоги и боли.

«Ид» - целиком бессознательная часть личности, представляет собой инстинктивные и врожденные аспекты личности. Эти биологически обусловленные побуждения (проистекают из биологических потребностей) наполняют наше поведение энергией. Энергия «ид» ищет разрядку по принципу удовольствия, стремиться разрядиться немедленно. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии (инстинкты), производимой телесными потребностями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: