Источники исламского вероучения




Первым и самым авторитетным из источников вероучения ислама является священное для мусульман писание – Коран.

Вторым по значимости источником вероучения является сунна (букв. – закон). Этим термином обозначается вся совокупность имеющегося священного для мусульман предания о жизни Мухаммада, содержащегося в хадисах и Сире.

Хадисы представляют из себя повествования из жизни основателя ислама, в которых он своими словами или примером установил образец одобряемого и предосудительного. Существует целый ряд критериев, в соответствии с которыми осуществляется дифференциация хадисов. Прежде всего, хадисы бывают возводимыми через цепочку передатчиков (иснад) к самому основателю ислама, и таковыми, которые возводятся к его ближайшим сподвижникам (сахаба) или последователям (таби`ун). Самыми авторитетными являются хадисы, возводимые к самому основателю ислама.

Существуют хадисы экзегетические, то есть те, которые собраны в комментариях Корана и посредством которых, главным образом, осуществляется толкование и комментарий Корана (тафсир), и хадисы, собранные в сборники.

Экзегетические хадисы, как правило, возводятся к сподвижникам Мухаммада или к его последователям. Хадисы из сборников в своем большинстве возводятся к самому Мухаммаду.

Другим главнейшим критерием дифференциации хадисов является принцип достоверности. В свою очередь, главным основанием для причисления хадиса к разряду достоверных (сахих) является правильный иснад. Правильным является иснад, не содержащий промежутков в череде передатчиков хадиса, исторически соприкасающихся друг с другом, или неизвестных имен передатчиков, или передатчиков, чья репутация не позволяет считать их людьми, достойными доверия. В случае если иснад того или иного хадиса подпадает под какое-либо из указанных условий, то такой хадис считается слабым (да`иф).

Самыми авторитетными являются сборники хадисов, составленные Бухари и Муслимом. Они именуются «Сахихейн» (два достоверных). Согласно исламской догме, они содержат только достоверные хадисы.

Вслед за ними в иерархии следуют еще четыре канонических сборника: сборник, созданный Абу Даудом Сиджистани («Сунна Абу Дауда»); сборник Термези («Сунна Термези»); сборник Насаи («Сунна Насаи Кубра»); сборник Ибн Маджа («Сунна Ибн Маджа»).

Третьим источником вероучения является «Жизнеописание пророка» (Сира ан-Набауийа) со всей совокупностью имеющихся в ней деяний или, напротив, недеяний Мухаммада, являющихся в исламе образцом для подражания.

В случае невозможности почерпнуть основания для установления законодательной нормы в указанных источниках основанием для установления нормы является единогласное мнение исламских ученых (иджма аль-Уляма).

Самым ранним жизнеописанием и, соответственно, самым авторитетным является жизнеописание Мухаммада, составленное Ибн Исхаком – Ибн Хишамом.

Данный труд стал плодом усилий двух авторов – Ибн Исхака (704-768) и Ибн Хишама (ум. 834), отредактировавшего труд Ибн Исхака.

До нас дошел текст только Ибн Хишама. Фрагменты оригинального текста Ибн Исхака можно встретить в работах муфассиров (комментаторов Корана), а также в работах исламских авторов, относящихся к жанру «Всемирная история».

Именно из этих трудов, в которых приводятся выдержки текста Ибн Исхака, мы знаем, что его работа состояла из трех частей: «Начало», «Посланничество» и «Походы». В «Начале» описывалась в исламской перспективе история человечества от Адама до рождения Мухаммада. В «Посланничестве» – призыв Мухаммада на пророческое служение и начало его проповеди. В «Походах» – его деятельность как полководца и правителя по распространению проповедуемой им религии через многочисленные военные кампании.

Ввиду отсутствия текста Ибн Исхака мы не можем сказать, насколько сильна была редактура Ибн Хишама, особенно в части жизнеописания самого Мухаммада.

Муфассиры, начиная с Табари (ум. 923), цитируют, как правило, только книгу «Начало» Ибн Исхака, касающуюся событий библейской истории и личностей ветхозаветных пророков. Сам Ибн Хишам в своей работе часто цитирует Ибн Исхака, предваряя цитаты словами: «Ибн Исхак говорил».

Однако, что Ибн Хишам решил оставить, а что убрать и какими критериями он руководствовался в своем выборе, остается невыясненным.

К другим важнейшим источникам по жизнеописанию Мухаммада относятся работы аль-Уакиди (747-823) «Походы посланника Аллаха», «Наибольшие Уровни» Ибн Сагда», всемирная история Табари, носящая наименование «История народов и царей», аналогичная работа Ибн Касира (ум.1373) под названием «Начало и конец».

Отдельно необходимо сказать о комментариях Корана (тафсирах), которые также являются источником исламского вероучения и законодательства.

Таковыми они являются ввиду того, что классические комментарии Корана содержат колоссальный материал хадисов, огромное количество из которых не встречается в сборниках хадисов.

Так, в самом авторитетном комментарии, принадлежащим Ибн Джариру ат-Табари, насчитывают около 30 000 хадисов. (Для сравнения: в сборнике хадисов Бухари содержится только более 7000 хадисов).

В суннитской традиции Коран не существует в отрыве от тафсиров. Значение как отдельных аятов, так и их отношение к другим аятам Корана невозможно понять без обращения к тафсирам.

Основным инструментарием коранической экзегезы является принцип толкования Корана по сунне (хадисам) и толкование Корана Кораном, т.е. через параллельные места.

Как уже было сказано, практически все экзегетические хадисы восходят не к Мухаммаду, а к его сподвижникам Ибн Мас`уду (ум.653), Ибн Аббасу (619-686) или к их ученикам (последователям) - Муджахиду (642-722), Дахаку (ум. 723), Икриме (645-723), Катаде (680-736), Судди (ум. 745).

К наиболее авторитетным комментариям относятся уже упомянутый тафсир Табари, имеющий название «Аль-Джами` аль-Баян фи Тауииль Аль-Куран» (собрание разъяснений по толкованию Корана);«Толкование великого Корана» Ибн Аби Хатима (854-938);«Аль Джами аль-Ахкам Аль-Куран» (собрание установлений Корана) Куртуби (1214-1273); «Тафсир аль Куран аль Азим» (объяснение великого Корана) Ибн Касира.

Существуют также комментарии, которые осуществляют экзегезу не на основе того, что может быть названо священным преданием (хадисами), а согласно личностному воззрению. К таковым комментариям относятся, в частности, тафсиры известных арабских филологов Замахшари (ум. 1144) и Байдауи (ум. 1286), а также рационалистический тафсир Фахра ад-Дина ар-Рази (1149-1209).

Для выработки любой нормы/установления исламского законодательства факих (знаток исламского законодательства) прежде всего обращается к содержанию Корана. Как было уже сказано, Коран существует и понимается в исламе только в контексте его традиционного комментария (тафсира). Соответственно, обращение к кораническому тексту автоматически влечет за собой необходимость обращения к тафсирам. Однако проблема состоит в том, что колоссальный материал хадисов, собранный в тафсирах, часто является противоречивым и даже взаимоисключающим. Причем часто хадисы противоречивого содержания восходят к одному и тому же представителю сподвижников или последователей.

В случае невозможности почерпнуть основания для установления той или иной нормы из комментариев Корана и хадисов факихи обращаются к жизнеописанию Мухаммада (Сире) и сборникам хадисов с целью найти там соответствующие прецеденты. Однако и в Сире, и в хадисах из сборников Мухаммад дает взаимоисключающие повеления, а поступки Мухаммада в похожих ситуациях часто разнятся.

Далее, если по тому или иному вопросу не наблюдается согласия среди ученых исламских авторитетов или хотя бы явного большинства мнений в пользу того или иного суждения, то факих на основе личного рассмотрения всего имеющегося в Коране, его комментариях и сунне высказывает свою личную позицию.

Выведение законодательной нормы через личные усилия по исследованию Корана, сунны и суждений авторитетов называется термином «иджьтихад». В области христианского богословия самым близким эквивалентом данного термина является понятие о частном богословском мнении.

Случаи, когда факих вынужден прибегать к мнению авторитетов или, опираясь на личное суждение, выводить законодательную норму, весьма распространены ввиду крайней противоречивости свидетельств о том, что Мухаммад предписывал делать, а что нет, что поощрял, а что порицал.

Приведем пример. Какую правовую норму должен вывести факих относительно позволительности или непозволительности, согласно исламской сунне (поскольку в Коране ничего нет об этом), применять огонь в качестве орудия казни или пыток?

Разные хадисы дают по этому поводу взаимоисключающую информацию.

Так, в своем «Саду праведников» Науауи приводит хадис, в котором Мухаммад сначала говорит своим людям, чтобы они нашли такого-то и такого-то из курайшитов и, найдя их, сожгли.

Однако, когда уже они собирались выступить в путь, Мухаммад сказал им:

«Я давеча (اني كنت امرتكم) повелел вам, найдя такого-то и такого-то, сжечь их, однако никто да не пытает огнем, кроме самого господина Огня. Посему, когда найдете их, [просто] убейте их!».

В еще одном хадисе Мухаммад порицает своих сподвижников даже за сожжение муравейника.

В качестве основания для этого порицания он также произносит формулу: «Никто да не пытает огнем, кроме самого господина Огня!»[4].

Однако есть в сунне и противоположное свидетельство, не менее авторитетное.

Так, согласно «Всемирной истории» Табари, после завоевания Хайбара и предписания местным иудеям отдавать половину всего, что они имели, Мухаммаду за право не быть истребленными, Мухаммад взял себе жену Кинана ибн Аби аль-Хакика, имя которой было Сафийя.

Самого Кинана после захвата Хайбара Мухаммад приказал пытать огнем, пока он не откроет место, где спрятаны сокровища еврейского рода Бани ан-Надир, после чего он приказал его обезглавить[5].

Вот что сообщает об этих событиях, случившихся после захвата Хайбара Сира Ибн Хишама:

«Он (Кинана) выдал им (Мухаммаду и его людям) некоторые сокровища. Когда его спросили о том, где остальное, он не захотел отдать это. Тогда посланник Аллаха повелел аз-Зубайру ибн Ауаму и сказал: пытай его, пока он дочиста не отдаст то, что у него».

Тогда Зубайр разжег огонь на его груди, пока он все не отдал. Затем посланник Аллаха отдал его Мухаммаду ибн Масляму, который отрубил ему голову в качестве мести за своего брата Махмуда»[6].

Так какому же варианту отдать предпочтение добросовестному факиху?!

Приведем для наглядности еще один пример, также касающийся нормативного отношения в исламе к немусульманам.

У Муслима мы находим два хадиса, запрещающих убивать женщин и детей, и два разрешающих при определенных обстоятельствах.

«Пророка спросили о том, что, если во время ночного набега будут поражены дети и женщины. Пророк ответил: «Они – из них».

Второй хадис практически идентичен первому: «Пророка спросили: а как быть, если во время ночного набега лошади затопчут детей многобожников?». Он ответил: «Они – из их числа»[7].

Приведем теперь и противоположные свидетельства Сунны.

Абд аль-Раззак приводит хадис о том, как во время одного из походов люди пожаловались пророку, что была убита женщина, на что он отреагировал, сказав, чтобы никогда не убивали детей и поденщиков[8].

Хадис от Малика сообщает: «Посланник Аллаха запретил тем, которые убили Абу аль-Хукайка, убивать женщин и детей. Один из них рассказывал: «Женщина Абу аль-Хукайки донимала нас своими воплями, и я занес меч над ней, но тут я вспомнил запрет посланника Аллаха и опустил меч. А если бы не это (воспоминание), мы бы отдохнули от нее»[9].

Подобных примеров антагонистических противоречий в исламе множество, что делает предписания исламского законодательства зависящими от личных пристрастий того или иного факиха или религиозного деятеля, политической обстановки, соображений выгоды и пр.

 

 

Коранические науки

Важнейшими из коранических наук являются наука о причинах ниспослания коранических аятов и наука об отменяющем и отмененном в Коране.Собственно, обе эти коранические науки можно назвать подразделами и жанрами исламской экзегезы.

Однако ввиду их особой важности им персонально посвящалось большое количество работ исламских ученых, в которых был выработан ряд доктринальных принципов, позволяющих говорить о них как об отдельно стоящих коранических науках.

Вопрос установления датировки и исторической взаимосвязи между ниспосланием отдельных аятов решался в исламской традиции в рамках науки о причинах ниспослания.

Снятие и объяснение противоречий в содержании различных аятов осуществлялось в рамках другой науки – «отменяющее и отмененное».

Общий принцип, положенный в основу синтеза двух данных наук (жанров исламской экзегезы), состоит в том, что из двух аятов противоречивого содержания, говорящих об одном и том же предмете, отменяющим считается позднейший по времени ниспослания, а более ранний, соответственно, отмененным.

Традиция, или, лучше сказать, практика, привязывать к тому или иному письменному сообщению некое пояснение, объясняющее исторический контекст того или иного литературного творения, существовала еще в доисламскую эпоху.

До сих пор издания доисламских арабских поэтов имеют пояснительную часть, в которой говорится, к кому тот или иной арабский поэт адресовал то или иное стихотворение и по какому поводу оно было написано.

Приведем пример. У одного из великих доисламских поэтов Зухайра ибн Аби Сульмы есть такое стихотворение, которое является одним из совершеннейших образцов доисламской поэзии:

Сказала мать Кааба: оставь меня!

О, Боже, что есть у тебя, чтоб ходить к тебе?!

Упрекнула и отвернулась от меня,

Впрочем, откуда ей взять мою стойкость и терпение?!

Я не портил детей твоих, не доставил тебе скорби.

Позови и успокой меня, о, мать Кааба,

Ибо нет у тебя очага более доброго [10].

Очевидно, что без пояснения того, кто вообще такая мать Кааба, какое отношение она имеет к поэту и что за ссора между ними приключилось, невозможно понять назначение и смысл этого стихотворения.

Приведем еще один пример.

Другой великий арабский поэт – Тарафа ибн аль-Абд оставил нам свою замечательную короткую касыду, в которой он говорит следующее:

Предал меня народ мой и не прогневался.

Виною тому дурное сношение.

Каждому, с кем дружбу водил я,

Бог не оставил причины для радости.

Все они хитрее лисы,

И ничего не осталось по-прежнему [11].

Здесь мы наблюдаем то же самое: если читатель знает арабский язык, он сможет оценить литературное достоинство данного стихотворения, получить от него эстетическое наслаждение, но он не сможет понять его исторический, или, лучше в данном случае сказать, биографический контекст.

То есть не сможет ответить на вопросы, кому, когда и почему было сказано то, что было сказано, и именно так и в такой форме.

Мы привели эти касыды в качестве примера еще и потому, что они представляет собой короткие законченные сообщения, и в этом плане во многом сходны с раннемекканскими сурами Корана, которые, в отличие от всех остальных, по преимуществу имеют единый смысл, являются полноценными законченными произведениями.

В отношении смысла этих сур (и отдельных аятов, и блоков аятов прочих сур) наблюдается похожая ситуация, что ис творениями доисламских поэтов.

Например, в суре 111имеется следующее сообщение:

Пропали обе руки Абу Ляхаба, и сам он пропал!

Не помогло ему его богатство и то, что он приобрел.

Будет он гореть в огне пылающем.

А жена его – носильщица дров.

На шее у нееверевка из пальмовых волокон.

Разумеется, без специального пояснения из такого текста нельзя заключить, кто такой Абу Ляхаб, за что он удостоился такого проклятия и какое отношение имеет к этому его жена.

Только комментарии Корана, сообщающие о причинах ниспослания данного аята, разъясняют нам суть вопроса.

Согласно тафсирам, Мухаммад однажды, в раннемекканскую эпоху, взабрался на большой камень и воззвал к людям вокруг него. Когда они обратили на него внимание и собрались около него, он сказал: «Если я скажу вам, что из склона этой горы выйдет лошадь, поверите ли вы?».

Когда они ответили положительно (информация о том, что именно они ответили, разнится в разных хадисах), Мухаммад заявил: «Поистине я для вас предостерегающий перед лицом великой кары!».

Услышав это, Абу Ляхаб воскликнул: «Пропади ты пропадом! И ради этого ты нас звал?!»[12].

Необходимо сказать, что далеко не о всех аятах и даже целых сурах в Коране имеется информация касательно причин их ниспослания.

Так, у Суйути из всей суры «Различение», состоящей из 77 аятов, упоминаются обстоятельства ниспослания только восьми аятов (7, 10, 20, 27-29, 32, 68)[13].

А у Ибн Зубайра в «Доказательстве соотношения сур Корана» – только шести аятов (1, 7, 21,32, 60, 77)[14].

У Халида ибн Сулеймана – только четырех (86-70).[15]

Относительно многих аятов имеется противоречивая информация в отношении причин их ниспослания, объясняющих время и исторический контекст их ниспослания.

Так, Мухаммад Рафат Са`ид приводит три версии того, какой аят является первым в порядке ниспослания (каждая из которых подтверждается материалом хадисов), и около десяти версий того, какой из аятов является заключительным[16].

Более того, в Коране гораздо меньше аятов, в отношении которых имеется однозначное толкование и по вопросу причин ниспослания, и по вопросу отношения этого аята к разряду «отменяющего» или «отмененного», нежели тех, относительно которых существует множество разноречивых свидетельств в материале хадисов, исходящих от «сподвижников» и «последователей».

Впрочем, противоречивость свидетельств сунны касается не только этих, но и многих других важных вопросов, в частности, вопроса «явного» и «неочевидного» в Коране.

Так, Табари в своем тафсире на 3:7 приводит пять различных толкований сподвижниками того, что такое «мухкам», т.е. ясное и неизменное,ичто такое «муташабиг», т.е. неочевидное[17].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: