СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ




 

 

Исследование обладает основополагающими характеристиками, определяющими его направленность и результаты.

К таким характеристикам в первую очередь относят:

потребность в исследовании (острота и необходимость решения проблем и задач);

его цель, объект и предмет;

методология, вид исследования, ресурсы (определенный комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его целей);

результаты исследования (как конечный итог и эффективность исследования, определяющая соотношение и соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и достигнутых при этом целей) и т.п.

 

Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выра­женный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.

Термин «цель » следует воспринимать как же­лаемое и выраженное:

1) количественно (сколько);

2) качественно (что) будущее состояние объекта, имеющего;

3) срок достижения (когда);

4) ответственного исполнителя (кто);

5) ре­сурсы (чем).

Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему ре­зультату исследования, а потому ее достижение носит вероятност­ный характер.

Объект исследования в общем случае — это структура (под­разделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, на­циональное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда, системы (со­циальные, экономические, технические, организационные, произ­водственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.), совокупность их элементов, т.е. это то, что требует наличия системы управления.

Например, при исследовании ОАО «Прогресс» объектом является непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно- коммунальным хозяйством региона объектом становится рассматриваемый регион.

Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования:

ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы),

организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура),

результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.

Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима исследователям для уточнения целей организации (в том числе социальных), определения внутренних возможностей и потенциала, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет.

Выделяют как минимум два уровня внешней среды:

ü микросреда — ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственного регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты)

ü макросреда — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования — состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, групповые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).

 

Предмет исследования в общем случае — это то, на что направлено и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и разрешения.

По существу, им может быть проблема, задача или вопрос, познание и разрешение которых требует проведения исследования. Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, элементов, подсистем и прочих составляющих системы. В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла: прогнозирования и планирования, организации, координации, контроля и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Прогресс» предметом исследования являются процессы и отношения в СУ ОАО.

При рассмотрении определения термина «система », можно выделить различия, которые подразделяются на две группы:

первая в основе своей содержит естественно-технический подход, предполагающий наличие в ней только физических элементов, узлов, вещей;

вторая связана с представлением системы в виде целостного комплекса взаимосвязанных элементов, в сущности являющихся абстрактными или абстрактно-физическими.

Применительно к широкому спектру объектов исследования, среди которых наиболее массовыми являются организации и предприятия, наибольший интерес представляют социальные, организационные, экономические, финансовые, производственные системы и их сочетание. Поэтому определения, относящиеся ко второй группе, для подобного рода систем представляются более корректными, объективными и предпочтительными.

Очевидно, что любая система независимо от ее предназначения состоит из разного рода составных частей. При этом каждая такая часть, входящая в систему, называется подсистемой (в ряде литературных источников она представляет собой совокупность элементов, объединенных общим процессом функционирования для достижения определенных подцелей цели системы).

Подсистема, в свою очередь, может быть системой и также состоять из подсистем (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1 - Принципиальная декомпозиция системы

Например, транспортная система города включает подсистемы автомобильного, троллейбусного хозяйств и т.п. Каждая из них, в свою очередь, расчленяется на части.

Например, подсистема автомобильного хозяйства может подразделяться на более мелкие составные части, называемые, обычно, субподсистемами — грузового автохозяйства, автобусного пассажирского хозяйства, таксомоторного хозяйства и т.п.

Подразделение на подсистемы, субподсистемы и т.д. — существенное условие построения, моделирования и исследования сложных систем.

В зависимости от глубины членения системы на составные части, определяемой, как правило, масштабом системы, в любом случае последней базовой ячейкой каждой из подсистем (системы) должен быть относительно неделимый (не поддающийся разбиению элемент (структурная единица системы).

Структурно он должен быть автономен (локален), функционально специфичен и однороден, но при этом интегративен в другие элементы, подсистемы, их внутреннюю и внешнюю среду.

Это обусловливает взаимодействие и взаимосвязь всех составляющих системы как во времени, так и в пространстве.

Например, элементами производственной подсистемы социальной экономической производственно-хозяйственной системы предприятия могут быть выпускаемая продукция, производственные рабочие, сырье, оборудование и т.п.

Каждый элемент имеет свою определенную совокупность свойств. Вместе с тем состав элементов в системе представляет собой их упорядоченный комплекс, т.е. они обладают целостностью и определенным образом взаимодействуют и взаимосвязаны между собой. При этом совокупность свойств системы не является просто суммой всех свойств ее элементов. Это нечто большее. За счет взаимодействия и реализации взаимосвязей элементов системы в ходе функционирования приобретает дополнительные синергетические свойства.

Таким образом, элементы любой системы представляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система, в свою очередь, обычно выступает как отдельный элемент более высокого порядка.

Следует отметить, что системы, содержащие в своей основе абстрактно-физические элементы, членятся на подсистемы, субподси­стемы и т.д. условно и, как правило, неоднозначно.

 

Таким образом, система — это совокупность целостных упоря­доченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействую­щих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и дости­жению какой-либо цели. Для открытых систем это определение сле­дует дополнить тем, что взаимосвязанные элементы взаимодействуют еще и с внешней средой.

В природе, технике, экономике и т.п. существует великое множество систем, все они очень разнообразны по своей сущности, предназначению, применению и т.д. (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 – Классификация видов систем

 

  Классификационный признак Вид системы
     
  Способ образования Естественные, созданные природой Искусственные (технические, социальные), созданные человеком для получения определенного результата
  Сущность Космические Биологические Технические Социальные (неорганизованные — толпа и пр.; орга­низованные или организационные — организация) Экономические (организованная система для производ­ства товаров и услуг, потребления материальных благ - производственные, технологические, транспортные) Экологические Политические Другие, в том числе взаимно сочетающиеся (в частно­сти, социально-экономические могут одновременно яв­ляться организационными)
  Отношение к целе­вому Целенаправленные, достигающие определенной цели по назначению на основе выполнения заранее запрограммиро­ванных работ Целеустремленные, достигающие удовле­творение целевых потребностей на основе выбора аль­тернативных способов
  Наличие централь­ного ведущего эле­мента Централизованные, в которых определенный элемент играет ведущую роль в процессах функционирования Децентрализованные, в которых все элементы играют примерно равноценные роли
  Размер Малые, содержащие менее 30 элементов Средние, содержащие до 300 элементов Большие, содержащие более 300 элементов
  Степень сложности Простые Сложные, состоящие из большого числа с затруднительно описываемыми связями элементов, т.е. не поддающаяся точному описанию
  Окончание таблицы 1.1
     
  Степень сложности Простые Сложные, состоящие из большого числа с затруднительно описываемыми связями элементов, т.е. не поддающаяся точному описанию
  Отношение к изме­нениям во времени Относительно статичные Динамические, изменяющиеся во времени
  Продолжительность функционирования Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные
Режим функциони­рования Кратковременный, разовый Дискретный Непрерывный  
Специализация Специализированные, специализирующиеся на выполнении одной функции Комплексные, выполняющие весь комплекс функций по созданию продукции, услуги  
Предсказуемость поведения Детерминированные, результаты функционирования которых предсказуемы Стохастические, результаты функционирования которых носят вероятностный характер (экономические, производственные и пр.)  
Взаимодействие с внешней средой Изолированные, не имеющие никаких связей с внешней сре­дой Закрытые, имеющие только одностороннюю связь с внешней средой Открытые, взаимодействующие с внешней средой на осно­ве прямых и обратных связей и зависящие от нее  
Тип субстанции эле­ментов Физические (естественные или искусственные), состоящие из материальных элементов (деталей, узлов, предметов, машин, физических явлений). Абстрактные, состоящие из воображаемых элементов в виде символов, т.е. знаков, букв, цифр (формулы, планы, поня­тия и т.п.) Абстрактно-физические, состоящие как из воображаемых элементов, так и материальных организационно-экономические, организационно-технические и т.п.  
Изменчивость во времени Статические Динамические, процессы в которых под воздействием различных факторов изменяются с течением времени, т.е. являются функцией времени (экономические и пр.)  
Адаптивность (при­способляемость к реальным услови­ям) Самостабилизирующиеся, самостоятельно достигающие баланса между внутренними ограничениями и внешними воз­действиями в пределах заранее рассчитанного определенного диапазона Самоорганизующиеся, самостоятельно эволюционирующие в более сложные и жизнеспособные при изменениях внешней среды  
         

 

Выбор классификационного признака и вида системы во многом зависит от цели решаемой задачи. Каждая из систем обладает определенными свойствами. Все они могут быть подразделены на ряд подгрупп: свойства сущности и структуры; методологические свойства; свойства функционирования и развития (табл. 1.2).

Таблица 1.2 - Характеристика основных свойств систем

 

Свойство систе­мы Характеристика свойства системы  
     
Свойства сущности и структуры  
Первичность целого Устанавливает взаимодействие отдельных частей, воссоздавая про­цесс функционирования системы как целого  
Вертикальная целостность Определяет: количество уровней иерархии, изменения в которых влияют на всю систему; степень взаимосвязи уровней иерархии; степень влияния субъекта управления на объект; степень самостоя­тельности подсистем системы  
Горизонталь­ная целостность Определяет: количество компонентов, интегрированных в структуре системы одного иерархического уровня, при изменении которых оказывается влияние на систему в целом; количество компонентов и связей между компонентами и их зависимостями  
Иерархичность Устанавливает, что каждый элемент (подсистема) рассматривается как подсистема (система) системы более высокого уровня (напри­мер, бригада является подсистемой, входящей в систему участка, а участок — подсистемой, входящей в систему цеха, цех — подсисте­мой системы предприятия и т.д.)  
Неаддитивность Определяет совместное функционирование разнородных взаимо­связанных и взаимодействующих элементов, что создает качест­венно новые свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств элементов  
Размерность Характеризует количество элементов в системе и связи между ни­ми, определяющие размер системы  
Сложность структуры Определяет количество уровней иерархии управления системой, количество элементов и связей, неаддитивность свойств, трудности формализации функционирования, число параметров модели, объем требуемой информации для управления и др.  
Жесткость Определяет степень: изменения параметров за заданный проме­жуток времени, влияния на функционирование системы объек­тивных законов и закономерностей свободы системы и др.  
Множествен­ность описания Определяет невозможность познания всех свойств и параметров сис­темы, что требует при анализе ограничиваться определенным уровнем иерархии структуры системы    
Методологические свойства  
Целенаправлен­- ность Характеризует и обусловливает необходимость наличия и дости­жения определенных целей  
Приоритетность качества Определяет наибольшую значимость качества среди всех фак­торов поскольку в условиях конкуренции оно оказывает самое существенное влияние на результативность функционирования системы  
  Преемственность (наследственность) Характеризует передачу позитивных свойств новым поколениям систем, что позволяет повысить их качество
  Приоритетность ин­тересов систем более высокого иерархиче­ского уровня Определяет приоритет интересов (целей) систем более высокого иерархического уровня
  Надежность социаль­но-экономических (технических, социо- биологических) сис­тем Характеризует: безотказность функционирования, долговечность проектных значений параметров в течение запланированного пе­риода времени, устойчивость финансового состояния, обоснован­ность миссии организации, перспективность экономической, тех­нической и социальной политики (безотказность, долговечность, ре­монтопригодность и сохраняемость в течение запланированного срока), состояние здоровья, наследственность, темперамент, ха­рактер, профессионализм, воспитанность, интеллигентность, пара­метры внешней среды
  Безопасность Определяет способность функционировать без нанесения вреда внутренней (персоналу и др.) и внешней среде (экологии и т.п.)
  Приоритетность ка­чества и конкуренто­способности Показывает большую значимость в управлении (для эффектив­ного функционирования и выживания в условиях конкуренции) качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и пре­доставляемых услуг, что обусловливает выдвижение на первое место целей по удовлетворению потребностей потребителей
  Оптимальность Характеризует степень удовлетворения требований к системе при наилучшем использовании ее ресурсов и потенциала
  Неопределенность ин формационного обес­печения Отражает вероятностный характер стратегических, тактических и оперативных процессов функционирования системы, параметры которых влияют на достижение целей
  Эмерджентность Характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом, что обусловливает наличие в системе новых агрегатированных свойств
  Мультипликативность Определяет расчет некоторых свойств системы (например, без­отказности) не сложением, а умножением параметров каждого свойства элемента системы
  Взаимозависимость с внешней средой (принцип «черного ящика») Показывает проявление свойств в процессе функционирования с внешней средой, т.е. система не может выполнять свои функ­ции без взаимодействия с внешней средой, что позволяет рас­сматривать систему в виде «черного ящика» (сначала изучают­ся параметры выхода системы, а затем, с учетом воздействий внешней среды, определяются параметры входа, прямые и об­ратные связи и только потом исследуются процессы непосредст­венно в «черном ящике»)
  Открытость Определяет: влияние других систем на рассматриваемую систему; количество систем внешней среды, связанных с системой; меру интенсивности обмена информацией и другими ресурсами с внешней средой
  Совместимость Определяет степень возможности совместного функцио­нирования рассматриваемой системы с другими внутренними и внешними системами (по программно-информационному, организационно-методическому, правовому и другому обес­печению, что может достигаться их стандартизацией и уни­фикацией)
    Свойства функционирования и развития
  Непрерывность функционирования и развития Характеризует способность: функционировать длительное время, не прерывая заданный цикл, систематически совершен­ствоваться и эволюционировать
  Альтернативность путей функциониро­вания и развития Характеризует возможность разрабатывать и реализовать аль­тернативные пути достижения конкретных целей и дальнейшей постановки других целей
  Синергичность Определяет способность достижения эффективности функциони­рования системы, не равной сумме эффективностей функциониро­вания ее элементов (подсистем), а большей, т.е. получения поло­жительного эффекта синергии. В случае, если сумма эффективно­стей элементов больше эффективности всей системы, эффект си­нергии можно признать отрицательным, что с точки зрения управления недопустимо
  Инновационность Показывает способность к разработке и реализации нововведе­ний, обеспечивающих соответствие субъекта объекту управления и достаточный уровень конкурентоспособности организации
  Инерционность Характеризует: скорость изменения выходных параметров сис­темы в ответ на изменения входных параметров и параметров ее функционирования; среднее время получения положительного результата при внесении изменений в параметры функционирова­ния
  Адаптивность Характеризует приспособляемость системы к изменениям внеш­ней или внутренней среды, что выражается в способности нор­мально (в соответствии с заданными параметрами) функциониро­вать
  Организованность Характеризует степень приближения в заданных условиях показателей пропорциональности, параллельности, непрерывно­сти, прямоточности, ритмичности и других параметров организа­ции производственных и управленческих процессов к необходи­мому уровню
  Стандартизован-ность Определяет наличие стандартизованных и унифицированных элементов и процессов (программно-информационных, финан­совых, производственных, управленческих и др.), обеспечиваю­щих совместимость и взаимозаменяемость данной системы с дру­гими системами
         

 

 

В современных условиях особым интересом и наибольшим распространением объективно пользуются исследования, связанные с получением новых знаний и совершенствованием систем организаций (предприятий).

При этом систему любой организации следует рассматривать как социально-экономическую, имеющую, как известно, определенное назначение и соответственно целевую функцию. При реализации такой функции в социально-экономической системе организации, а они всегда открытые, в общем случае следует определить «границы» системы, а в ней управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы и внешнюю среду (рис. 1.2).

 

 

 

Рисунок 1.2 - Простейшая модель системы организации (предприятия):

1 — управляющие воздействия и информация по прямому каналу связи; 2 -информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу свя­зи; 3 — ресурсы на входе системы; 4 — выход системы (продукция, услуги, выполненные обязательства); 5 — внешние задающие воздействия; 6 — исходящая информация в системы более высокого иерархического уровня; 7 — исходящая информация и документация во внешнюю среду; 8 — воз­действия внешней среды; 9 — информация о внешней среде; 10 — исхо­дящая информация и задающие воздействия в системы более низкого ие­рархического уровня; 11 -входящая информация из систем более низкого ие­рархического уровня

В ряде случаев такие «рамки» во многом будут условны, но тем не менее подобное разделение необходимо осуществить.

Таким образом, система организации может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.

Большое влияние на формирование системы организации оказывают системообразующие факторы, которые по отношению к пространственным сторонам воздействия можно классифицировать как внешние и внутренние.

К внешним системообразующим факторам социально-экономических объектов следует относить:

• целевые;

• временные (они могут быть как системообразующими, так и системоразрушающими);

• пространственные (в том числе географические);

• тенденциональные (тенденции развития);

• политические;

• экономические;

• финансовые;

• социальные;

• правовые;

• технические;

• организационные;

• ретроспективные.

Среди внутренних системообразующих факторов выделяют:

• целевые;

• стратегические;

• общекачественные (общие для всех элементов объекта и субъекта управления качественные особенности и признаки — технология, общая и профессиональная культура, включающая, например, способность к восприятию нововведений, и др.);

• причинно-следственные;

• взаимодополняющие;

• стабилизационные;

• связеобменные (на основе, например, прямых и обратных связей);

• функциональные;

• искусственные.

Взаимодействие в системе организации, осуществляемое с помощью материально-технических и информационных средств, основывается на прямых и обратных связях. Следует отметить, что значение связей в системном управлении трудно переоценить, так как с их помощью координируются потоки информации и материально-технических средств, что позволяет воздействовать на управляемые объекты.

Существуют различные толкования понятия «связь», например:

• процесс обмена информацией, регулирующий поведение систем (с точки зрения кибернетики);

• взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени (с философской точки зрения);

• то, что объединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Применительно к системам организаций, связь можно определить

как процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей.

Все виды связей в системах можно классифицировать по ряду признаков (табл. 1.3).

 

Таблица 1.3 - Классификация связей в системах

 

Классификацион­ный признак Вид связи
Направление дей­ствия Прямая Обратная
Отношение к де­терминизму Однозначная Вероятностная Корреляционная
Тип процесса, определяемый связью Функционирование Развитие Управление
Сила воздействия Порождение Преобразование
Предмет связи Материальный (в том числе энергетический) Информационный
Уровень порядка Первого порядка (связи, функционально необходимые друг другу) Второго порядка (дополнительные связи, функцио­нально не являющиеся необходимыми)
Изменчивость Жесткая (в технике) Гибкая (изменяющаяся во времени)
Расположение в пространстве Вертикальная (субординационная, соподчиненная связь по отношению к определенной системе между вышестоящими и подчиненными ей системами) Горизонтальная (между систе­мами одного уровня) Диагональная (разновидность вертикаль­ной, но не относящаяся к субординационной)
Отношение к ие­рархическому уровню системы Внутренние (для каждой системы действующие в рамках своих подчиненных подсистем) Внешние (действующие меж­ду системами одного уровня или со стороны системы более высокого уровня)
Направление пе­редаваемого воз­действия Положительное (рост одной переменной ведет к росту дру­гой). Отрицательное (рост одной переменной ведет к снижению другой)

 

 

Связи могут быть синергетическими и рекурсивными.

Синергетическая связь обеспечивает при совместном функционировании отдельных элементов системы увеличение общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.

Рекурсивная связь позволяет определить, какое явление, происходящее в системе, причина, а какое — следствие, какая в системе величина аргумент, а какая — функция.

Исключительно важна для функционирования системы связь, классифицированная по направленности действия, т.е. прямая и обратная:

1) Прямая связь представляет собой первичное исходное воздействие на определенный объект.

2) Обратная связь – это отражение данным объектом оказанного на него прямого воздействия, направленное на источник данного воздействия.

 

1) Прямые связи подразделяются:

· по вертикали – между должностными лицами и подразделениями системы различных уровней;

· по горизонтали – между должностными лицами и подразделениями субъекта управления одного иерархического уровня

· по диагонали – между должностными лицами и подразделениями системы различных уровней иерархии, находящимися в разных линейных несубординационных (несоподчиненных) подсистемах.

 

2) Обратные связи:

· объектные – выражение согласия, несогласия, поддержки, противодействия:

ü активные – митинги, демонстрации, забастовки и т.п.;

ü пассивные – текущая информация;

· субъектные – контроль, анализ, оценка выполнения функциональных обязанностей должностными лицами.

 

 

Исследование систем управления — научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами-исследователями соответствующего предмета СУ (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Функция (применительно к СУ) – это свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект управления для достижения какой-либо цели; действие (работа),- осуществляемое системой (ее компонентом) для достижения определенных целей.

Любая функция, как действие или работа, осуществляется частью или всей СУ. При этом она должна быть достаточной и полезной для достижения чего-либо.

 

Функции, непосредственно направленные на достижение определенной цели, обычно называют главными (функции, для которых создан исследуемый объект и отражающие сущность его поведения) и основными (функции, которые необходимы для реализации главных функций), а остальные функции (обеспечивающие осуществление основных и дополняющие их) — вспомогательными. Кроме того, имеются еще излишние, вредные, несвойственные и дублирующие функции управления.

По отношению к исследуемому объекту функции управления могут внешними и внутренними.

Внешние функции управления направлены на реализацию внешних связей объекта со смежными и вышестоящими СУ, а внутренние — на реализацию внутренних связей объекта между функциональными подразделениями как одного уровня, так и разных иерархических уровней.

По своей полезности функции можно подразделить следующим образом:

· полезные, отражающие сущность, назначение и определяющие работоспособность объекта;

· бесполезные (излишние), не отражающие сущность объекта, не влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание;

· вредные (излишние), не отражающие сущность объекта, его назначение, отрицательно влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание.

 

При построении и функционировании СУ следует руководствоваться общесистемными принципами, наиболее значимые из которых представлены в табл. 1.4.

 

 

Таблица 1.4 - Общесистемные принципы построения и функционирования системы правления организацией

Наименование прин­ципа Содержание принципа
   
Целостность Является важнейшим исходным положением о представле­нии системы как достаточно обособленного целого, пред­полагающего членение ее на относительно неделимые, со­вместно функционирующие, взаимозависимые и взаимо­действующие между собой элементы
Целенаправленность Обусловливает необходимость наличия и достижения оп­ределенных целей, которые реализуются формированием в составе СУ целевых и соответствующих линейных, функ­циональных и обеспечивающих подсистем управления. Следует устанавливать приоритетность одних целей по от­ношению к другим или принимать взаимосвязанные цели нескольких систем, осуществляя взаимосвязанные процес­сы по их достижению
Обусловленность функций управле­ния целями Обеспечивает формирование и изменение функций управ­ления в соответствии с целями СУ
Первичность функ­ций управления Означает, что состав подсистем системы управления, орга­низационная структура, требования к работникам их чис­ленность и т.д. зависят от содержания, количества и трудо­емкости функций управления. Наиболее приоритетными функциями среди всех других должны быть функции управления качеством
Возможная структу­ризация и декомпо­зиция Позволяет на основе наличия в системе свойства иерархич­ности структурировать ее внутреннее строение и расчле­нять на уровни, что обеспечивает представление каждой подсистемы и в конечном итоге элементов в виде системы, т.е. системы более высокого уровня. Число уровней, под­систем и элементов на каждом из них должно быть мини­мальным, но обеспечивающим рациональное построение и эффективное функционирование всей системы
Многодолжностная потенциальность Временное выбытие отдельных должностных работников не должно прерывать управленческий процесс, что определяет необходимость выполнения каждым работником функций вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня
Правовая регла­ментация управ­ления Обеспечение законности управленческих процессов на ос­нове соблюдения всех действующих нормативно правовых актов
Единство теории и практики управле­ния Управленческие решения должны приниматься на основе логики, методологии управления и быть направлены на по­лучение практического результата
Оперативность Обеспечивает своевременное принятие управленческих ре­шений по предотвращению и (или) оперативному устране­нию отклонений
Комплексность Реализует взаимную увязку всех формируемых элементов, подсистем, стадий жизненного цикла продукции, иерархи­ческих уровней и комплекса организационных, экономиче­ских, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий по управлению
Систематичность Определяет постоянное непрерывное выполнение всех ра­бот по управлению, их ритмичность и долговременность действия
Преемственность Максимальное использование передового отечественного и зарубежного опыта системного управления; передача наи­более эффективных элементов, подсистем, методов, прин­ципов и т.п. от старых поколений систем к создаваемой и (или) совершенствуемой. Позволяет повысить качество СУ
Научность Реализует разр


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: