Исследование обладает основополагающими характеристиками, определяющими его направленность и результаты.
К таким характеристикам в первую очередь относят:
потребность в исследовании (острота и необходимость решения проблем и задач);
его цель, объект и предмет;
методология, вид исследования, ресурсы (определенный комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его целей);
результаты исследования (как конечный итог и эффективность исследования, определяющая соотношение и соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и достигнутых при этом целей) и т.п.
Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.
Термин «цель » следует воспринимать как желаемое и выраженное:
1) количественно (сколько);
2) качественно (что) будущее состояние объекта, имеющего;
3) срок достижения (когда);
4) ответственного исполнителя (кто);
5) ресурсы (чем).
Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему результату исследования, а потому ее достижение носит вероятностный характер.
Объект исследования в общем случае — это структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда, системы (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.), совокупность их элементов, т.е. это то, что требует наличия системы управления.
|
Например, при исследовании ОАО «Прогресс» объектом является непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно- коммунальным хозяйством региона объектом становится рассматриваемый регион.
Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования:
ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы),
организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура),
результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.
Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима исследователям для уточнения целей организации (в том числе социальных), определения внутренних возможностей и потенциала, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.
Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет.
Выделяют как минимум два уровня внешней среды:
ü микросреда — ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственного регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты)
ü макросреда — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования — состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, групповые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).
|
Предмет исследования в общем случае — это то, на что направлено и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и разрешения.
По существу, им может быть проблема, задача или вопрос, познание и разрешение которых требует проведения исследования. Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, элементов, подсистем и прочих составляющих системы. В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла: прогнозирования и планирования, организации, координации, контроля и т.п.
Например, при изучении СУ ОАО «Прогресс» предметом исследования являются процессы и отношения в СУ ОАО.
При рассмотрении определения термина «система », можно выделить различия, которые подразделяются на две группы:
первая в основе своей содержит естественно-технический подход, предполагающий наличие в ней только физических элементов, узлов, вещей;
вторая связана с представлением системы в виде целостного комплекса взаимосвязанных элементов, в сущности являющихся абстрактными или абстрактно-физическими.
Применительно к широкому спектру объектов исследования, среди которых наиболее массовыми являются организации и предприятия, наибольший интерес представляют социальные, организационные, экономические, финансовые, производственные системы и их сочетание. Поэтому определения, относящиеся ко второй группе, для подобного рода систем представляются более корректными, объективными и предпочтительными.
|
Очевидно, что любая система независимо от ее предназначения состоит из разного рода составных частей. При этом каждая такая часть, входящая в систему, называется подсистемой (в ряде литературных источников она представляет собой совокупность элементов, объединенных общим процессом функционирования для достижения определенных подцелей цели системы).
Подсистема, в свою очередь, может быть системой и также состоять из подсистем (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Принципиальная декомпозиция системы
Например, транспортная система города включает подсистемы автомобильного, троллейбусного хозяйств и т.п. Каждая из них, в свою очередь, расчленяется на части.
Например, подсистема автомобильного хозяйства может подразделяться на более мелкие составные части, называемые, обычно, субподсистемами — грузового автохозяйства, автобусного пассажирского хозяйства, таксомоторного хозяйства и т.п.
Подразделение на подсистемы, субподсистемы и т.д. — существенное условие построения, моделирования и исследования сложных систем.
В зависимости от глубины членения системы на составные части, определяемой, как правило, масштабом системы, в любом случае последней базовой ячейкой каждой из подсистем (системы) должен быть относительно неделимый (не поддающийся разбиению элемент (структурная единица системы).
Структурно он должен быть автономен (локален), функционально специфичен и однороден, но при этом интегративен в другие элементы, подсистемы, их внутреннюю и внешнюю среду.
Это обусловливает взаимодействие и взаимосвязь всех составляющих системы как во времени, так и в пространстве.
Например, элементами производственной подсистемы социальной экономической производственно-хозяйственной системы предприятия могут быть выпускаемая продукция, производственные рабочие, сырье, оборудование и т.п.
Каждый элемент имеет свою определенную совокупность свойств. Вместе с тем состав элементов в системе представляет собой их упорядоченный комплекс, т.е. они обладают целостностью и определенным образом взаимодействуют и взаимосвязаны между собой. При этом совокупность свойств системы не является просто суммой всех свойств ее элементов. Это нечто большее. За счет взаимодействия и реализации взаимосвязей элементов системы в ходе функционирования приобретает дополнительные синергетические свойства.
Таким образом, элементы любой системы представляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система, в свою очередь, обычно выступает как отдельный элемент более высокого порядка.
Следует отметить, что системы, содержащие в своей основе абстрактно-физические элементы, членятся на подсистемы, субподсистемы и т.д. условно и, как правило, неоднозначно.
Таким образом, система — это совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижению какой-либо цели. Для открытых систем это определение следует дополнить тем, что взаимосвязанные элементы взаимодействуют еще и с внешней средой.
В природе, технике, экономике и т.п. существует великое множество систем, все они очень разнообразны по своей сущности, предназначению, применению и т.д. (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Классификация видов систем
Классификационный признак | Вид системы | |||
Способ образования | Естественные, созданные природой Искусственные (технические, социальные), созданные человеком для получения определенного результата | |||
Сущность | Космические Биологические Технические Социальные (неорганизованные — толпа и пр.; организованные или организационные — организация) Экономические (организованная система для производства товаров и услуг, потребления материальных благ - производственные, технологические, транспортные) Экологические Политические Другие, в том числе взаимно сочетающиеся (в частности, социально-экономические могут одновременно являться организационными) | |||
Отношение к целевому | Целенаправленные, достигающие определенной цели по назначению на основе выполнения заранее запрограммированных работ Целеустремленные, достигающие удовлетворение целевых потребностей на основе выбора альтернативных способов | |||
Наличие центрального ведущего элемента | Централизованные, в которых определенный элемент играет ведущую роль в процессах функционирования Децентрализованные, в которых все элементы играют примерно равноценные роли | |||
Размер | Малые, содержащие менее 30 элементов Средние, содержащие до 300 элементов Большие, содержащие более 300 элементов | |||
Степень сложности | Простые Сложные, состоящие из большого числа с затруднительно описываемыми связями элементов, т.е. не поддающаяся точному описанию | |||
Окончание таблицы 1.1 | ||||
Степень сложности | Простые Сложные, состоящие из большого числа с затруднительно описываемыми связями элементов, т.е. не поддающаяся точному описанию | |||
Отношение к изменениям во времени | Относительно статичные Динамические, изменяющиеся во времени | |||
Продолжительность функционирования | Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные | |||
Режим функционирования | Кратковременный, разовый Дискретный Непрерывный | |||
Специализация | Специализированные, специализирующиеся на выполнении одной функции Комплексные, выполняющие весь комплекс функций по созданию продукции, услуги | |||
Предсказуемость поведения | Детерминированные, результаты функционирования которых предсказуемы Стохастические, результаты функционирования которых носят вероятностный характер (экономические, производственные и пр.) | |||
Взаимодействие с внешней средой | Изолированные, не имеющие никаких связей с внешней средой Закрытые, имеющие только одностороннюю связь с внешней средой Открытые, взаимодействующие с внешней средой на основе прямых и обратных связей и зависящие от нее | |||
Тип субстанции элементов | Физические (естественные или искусственные), состоящие из материальных элементов (деталей, узлов, предметов, машин, физических явлений). Абстрактные, состоящие из воображаемых элементов в виде символов, т.е. знаков, букв, цифр (формулы, планы, понятия и т.п.) Абстрактно-физические, состоящие как из воображаемых элементов, так и материальных организационно-экономические, организационно-технические и т.п. | |||
Изменчивость во времени | Статические Динамические, процессы в которых под воздействием различных факторов изменяются с течением времени, т.е. являются функцией времени (экономические и пр.) | |||
Адаптивность (приспособляемость к реальным условиям) | Самостабилизирующиеся, самостоятельно достигающие баланса между внутренними ограничениями и внешними воздействиями в пределах заранее рассчитанного определенного диапазона Самоорганизующиеся, самостоятельно эволюционирующие в более сложные и жизнеспособные при изменениях внешней среды | |||
Выбор классификационного признака и вида системы во многом зависит от цели решаемой задачи. Каждая из систем обладает определенными свойствами. Все они могут быть подразделены на ряд подгрупп: свойства сущности и структуры; методологические свойства; свойства функционирования и развития (табл. 1.2).
Таблица 1.2 - Характеристика основных свойств систем
Свойство системы | Характеристика свойства системы | |||
Свойства сущности и структуры | ||||
Первичность целого | Устанавливает взаимодействие отдельных частей, воссоздавая процесс функционирования системы как целого | |||
Вертикальная целостность | Определяет: количество уровней иерархии, изменения в которых влияют на всю систему; степень взаимосвязи уровней иерархии; степень влияния субъекта управления на объект; степень самостоятельности подсистем системы | |||
Горизонтальная целостность | Определяет: количество компонентов, интегрированных в структуре системы одного иерархического уровня, при изменении которых оказывается влияние на систему в целом; количество компонентов и связей между компонентами и их зависимостями | |||
Иерархичность | Устанавливает, что каждый элемент (подсистема) рассматривается как подсистема (система) системы более высокого уровня (например, бригада является подсистемой, входящей в систему участка, а участок — подсистемой, входящей в систему цеха, цех — подсистемой системы предприятия и т.д.) | |||
Неаддитивность | Определяет совместное функционирование разнородных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, что создает качественно новые свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств элементов | |||
Размерность | Характеризует количество элементов в системе и связи между ними, определяющие размер системы | |||
Сложность структуры | Определяет количество уровней иерархии управления системой, количество элементов и связей, неаддитивность свойств, трудности формализации функционирования, число параметров модели, объем требуемой информации для управления и др. | |||
Жесткость | Определяет степень: изменения параметров за заданный промежуток времени, влияния на функционирование системы объективных законов и закономерностей свободы системы и др. | |||
Множественность описания | Определяет невозможность познания всех свойств и параметров системы, что требует при анализе ограничиваться определенным уровнем иерархии структуры системы | |||
Методологические свойства | ||||
Целенаправлен- ность | Характеризует и обусловливает необходимость наличия и достижения определенных целей | |||
Приоритетность качества | Определяет наибольшую значимость качества среди всех факторов поскольку в условиях конкуренции оно оказывает самое существенное влияние на результативность функционирования системы | |||
Преемственность (наследственность) | Характеризует передачу позитивных свойств новым поколениям систем, что позволяет повысить их качество | |||
Приоритетность интересов систем более высокого иерархического уровня | Определяет приоритет интересов (целей) систем более высокого иерархического уровня | |||
Надежность социально-экономических (технических, социо- биологических) систем | Характеризует: безотказность функционирования, долговечность проектных значений параметров в течение запланированного периода времени, устойчивость финансового состояния, обоснованность миссии организации, перспективность экономической, технической и социальной политики (безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость в течение запланированного срока), состояние здоровья, наследственность, темперамент, характер, профессионализм, воспитанность, интеллигентность, параметры внешней среды | |||
Безопасность | Определяет способность функционировать без нанесения вреда внутренней (персоналу и др.) и внешней среде (экологии и т.п.) | |||
Приоритетность качества и конкурентоспособности | Показывает большую значимость в управлении (для эффективного функционирования и выживания в условиях конкуренции) качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, что обусловливает выдвижение на первое место целей по удовлетворению потребностей потребителей | |||
Оптимальность | Характеризует степень удовлетворения требований к системе при наилучшем использовании ее ресурсов и потенциала | |||
Неопределенность ин формационного обеспечения | Отражает вероятностный характер стратегических, тактических и оперативных процессов функционирования системы, параметры которых влияют на достижение целей | |||
Эмерджентность | Характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом, что обусловливает наличие в системе новых агрегатированных свойств | |||
Мультипликативность | Определяет расчет некоторых свойств системы (например, безотказности) не сложением, а умножением параметров каждого свойства элемента системы | |||
Взаимозависимость с внешней средой (принцип «черного ящика») | Показывает проявление свойств в процессе функционирования с внешней средой, т.е. система не может выполнять свои функции без взаимодействия с внешней средой, что позволяет рассматривать систему в виде «черного ящика» (сначала изучаются параметры выхода системы, а затем, с учетом воздействий внешней среды, определяются параметры входа, прямые и обратные связи и только потом исследуются процессы непосредственно в «черном ящике») | |||
Открытость | Определяет: влияние других систем на рассматриваемую систему; количество систем внешней среды, связанных с системой; меру интенсивности обмена информацией и другими ресурсами с внешней средой | |||
Совместимость | Определяет степень возможности совместного функционирования рассматриваемой системы с другими внутренними и внешними системами (по программно-информационному, организационно-методическому, правовому и другому обеспечению, что может достигаться их стандартизацией и унификацией) | |||
Свойства функционирования и развития | ||||
Непрерывность функционирования и развития | Характеризует способность: функционировать длительное время, не прерывая заданный цикл, систематически совершенствоваться и эволюционировать | |||
Альтернативность путей функционирования и развития | Характеризует возможность разрабатывать и реализовать альтернативные пути достижения конкретных целей и дальнейшей постановки других целей | |||
Синергичность | Определяет способность достижения эффективности функционирования системы, не равной сумме эффективностей функционирования ее элементов (подсистем), а большей, т.е. получения положительного эффекта синергии. В случае, если сумма эффективностей элементов больше эффективности всей системы, эффект синергии можно признать отрицательным, что с точки зрения управления недопустимо | |||
Инновационность | Показывает способность к разработке и реализации нововведений, обеспечивающих соответствие субъекта объекту управления и достаточный уровень конкурентоспособности организации | |||
Инерционность | Характеризует: скорость изменения выходных параметров системы в ответ на изменения входных параметров и параметров ее функционирования; среднее время получения положительного результата при внесении изменений в параметры функционирования | |||
Адаптивность | Характеризует приспособляемость системы к изменениям внешней или внутренней среды, что выражается в способности нормально (в соответствии с заданными параметрами) функционировать | |||
Организованность | Характеризует степень приближения в заданных условиях показателей пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности и других параметров организации производственных и управленческих процессов к необходимому уровню | |||
Стандартизован-ность | Определяет наличие стандартизованных и унифицированных элементов и процессов (программно-информационных, финансовых, производственных, управленческих и др.), обеспечивающих совместимость и взаимозаменяемость данной системы с другими системами | |||
В современных условиях особым интересом и наибольшим распространением объективно пользуются исследования, связанные с получением новых знаний и совершенствованием систем организаций (предприятий).
При этом систему любой организации следует рассматривать как социально-экономическую, имеющую, как известно, определенное назначение и соответственно целевую функцию. При реализации такой функции в социально-экономической системе организации, а они всегда открытые, в общем случае следует определить «границы» системы, а в ней управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы и внешнюю среду (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 - Простейшая модель системы организации (предприятия):
1 — управляющие воздействия и информация по прямому каналу связи; 2 -информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи; 3 — ресурсы на входе системы; 4 — выход системы (продукция, услуги, выполненные обязательства); 5 — внешние задающие воздействия; 6 — исходящая информация в системы более высокого иерархического уровня; 7 — исходящая информация и документация во внешнюю среду; 8 — воздействия внешней среды; 9 — информация о внешней среде; 10 — исходящая информация и задающие воздействия в системы более низкого иерархического уровня; 11 -входящая информация из систем более низкого иерархического уровня
В ряде случаев такие «рамки» во многом будут условны, но тем не менее подобное разделение необходимо осуществить.
Таким образом, система организации может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.
Большое влияние на формирование системы организации оказывают системообразующие факторы, которые по отношению к пространственным сторонам воздействия можно классифицировать как внешние и внутренние.
К внешним системообразующим факторам социально-экономических объектов следует относить:
• целевые;
• временные (они могут быть как системообразующими, так и системоразрушающими);
• пространственные (в том числе географические);
• тенденциональные (тенденции развития);
• политические;
• экономические;
• финансовые;
• социальные;
• правовые;
• технические;
• организационные;
• ретроспективные.
Среди внутренних системообразующих факторов выделяют:
• целевые;
• стратегические;
• общекачественные (общие для всех элементов объекта и субъекта управления качественные особенности и признаки — технология, общая и профессиональная культура, включающая, например, способность к восприятию нововведений, и др.);
• причинно-следственные;
• взаимодополняющие;
• стабилизационные;
• связеобменные (на основе, например, прямых и обратных связей);
• функциональные;
• искусственные.
Взаимодействие в системе организации, осуществляемое с помощью материально-технических и информационных средств, основывается на прямых и обратных связях. Следует отметить, что значение связей в системном управлении трудно переоценить, так как с их помощью координируются потоки информации и материально-технических средств, что позволяет воздействовать на управляемые объекты.
Существуют различные толкования понятия «связь», например:
• процесс обмена информацией, регулирующий поведение систем (с точки зрения кибернетики);
• взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени (с философской точки зрения);
• то, что объединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Применительно к системам организаций, связь можно определить
как процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей.
Все виды связей в системах можно классифицировать по ряду признаков (табл. 1.3).
Таблица 1.3 - Классификация связей в системах
Классификационный признак | Вид связи |
Направление действия | Прямая Обратная |
Отношение к детерминизму | Однозначная Вероятностная Корреляционная |
Тип процесса, определяемый связью | Функционирование Развитие Управление |
Сила воздействия | Порождение Преобразование |
Предмет связи | Материальный (в том числе энергетический) Информационный |
Уровень порядка | Первого порядка (связи, функционально необходимые друг другу) Второго порядка (дополнительные связи, функционально не являющиеся необходимыми) |
Изменчивость | Жесткая (в технике) Гибкая (изменяющаяся во времени) |
Расположение в пространстве | Вертикальная (субординационная, соподчиненная связь по отношению к определенной системе между вышестоящими и подчиненными ей системами) Горизонтальная (между системами одного уровня) Диагональная (разновидность вертикальной, но не относящаяся к субординационной) |
Отношение к иерархическому уровню системы | Внутренние (для каждой системы действующие в рамках своих подчиненных подсистем) Внешние (действующие между системами одного уровня или со стороны системы более высокого уровня) |
Направление передаваемого воздействия | Положительное (рост одной переменной ведет к росту другой). Отрицательное (рост одной переменной ведет к снижению другой) |
Связи могут быть синергетическими и рекурсивными.
Синергетическая связь обеспечивает при совместном функционировании отдельных элементов системы увеличение общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.
Рекурсивная связь позволяет определить, какое явление, происходящее в системе, причина, а какое — следствие, какая в системе величина аргумент, а какая — функция.
Исключительно важна для функционирования системы связь, классифицированная по направленности действия, т.е. прямая и обратная:
1) Прямая связь представляет собой первичное исходное воздействие на определенный объект.
2) Обратная связь – это отражение данным объектом оказанного на него прямого воздействия, направленное на источник данного воздействия.
1) Прямые связи подразделяются:
· по вертикали – между должностными лицами и подразделениями системы различных уровней;
· по горизонтали – между должностными лицами и подразделениями субъекта управления одного иерархического уровня
· по диагонали – между должностными лицами и подразделениями системы различных уровней иерархии, находящимися в разных линейных несубординационных (несоподчиненных) подсистемах.
2) Обратные связи:
· объектные – выражение согласия, несогласия, поддержки, противодействия:
ü активные – митинги, демонстрации, забастовки и т.п.;
ü пассивные – текущая информация;
· субъектные – контроль, анализ, оценка выполнения функциональных обязанностей должностными лицами.
Исследование систем управления — научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами-исследователями соответствующего предмета СУ (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
Функция (применительно к СУ) – это свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект управления для достижения какой-либо цели; действие (работа),- осуществляемое системой (ее компонентом) для достижения определенных целей.
Любая функция, как действие или работа, осуществляется частью или всей СУ. При этом она должна быть достаточной и полезной для достижения чего-либо.
Функции, непосредственно направленные на достижение определенной цели, обычно называют главными (функции, для которых создан исследуемый объект и отражающие сущность его поведения) и основными (функции, которые необходимы для реализации главных функций), а остальные функции (обеспечивающие осуществление основных и дополняющие их) — вспомогательными. Кроме того, имеются еще излишние, вредные, несвойственные и дублирующие функции управления.
По отношению к исследуемому объекту функции управления могут внешними и внутренними.
Внешние функции управления направлены на реализацию внешних связей объекта со смежными и вышестоящими СУ, а внутренние — на реализацию внутренних связей объекта между функциональными подразделениями как одного уровня, так и разных иерархических уровней.
По своей полезности функции можно подразделить следующим образом:
· полезные, отражающие сущность, назначение и определяющие работоспособность объекта;
· бесполезные (излишние), не отражающие сущность объекта, не влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание;
· вредные (излишние), не отражающие сущность объекта, его назначение, отрицательно влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание.
При построении и функционировании СУ следует руководствоваться общесистемными принципами, наиболее значимые из которых представлены в табл. 1.4.
Таблица 1.4 - Общесистемные принципы построения и функционирования системы правления организацией