Пояснительная записка программы




Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 5-6 классов в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);

Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

с учетом:

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;

перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

 формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

 обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

 приобщение к литературному наследию своего народа;

 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

 формирование умения актуализировать в художественных текстах родной

литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать

исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его

функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и

Уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

• учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и

дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным;

• извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),

представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –иллюстрация, таблица, схема);

• владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать

информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план,

таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять

сплошной) текст;

• излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно,

сжато, выборочно;

• пользоваться словарями, справочниками;

• осуществлять анализ и синтез;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

• уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем

принимать решения и делать выборы;

• уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной

методической поддержке учителя;

• уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

• осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой

ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической

формами речи, различными видами монолога и диалога;

• высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической

поддержке учителя);

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;

• выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего

дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

В процессе обучения в основной школе эти результаты решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.

Как часть образовательной области «Родной язык и родная литература»» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с учебным предметом «Родной язык (русский)». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература (русская)» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Программа рассчитана на 17 часов в год.

 

класс Количество часов в неделю Количество часов в год
  0,5  
  0,5  
  0,5  
  0,5  
  0,5  

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, обобщающий урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки:

зачёт, семинар.

Виды и формы контроля:

 письменный ответ на вопрос;

 выразительное чтение (чтение наизусть);

 сочинение на литературоведческую тему;

 проект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: