Выявление смысловых единиц контент-анализа




Контрольная работа

По дисциплине Общий психологический практикум

тема: Единицы анализа при данном методе исследования (контент-анализ)

 

Студентки 1 курса; группы ПСД/с-19-1о

Полыгаловой Анны Александровны

Направление подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности»

Проверила: Чабаненко С. В.

 

г. Севастополь – 2020 год.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Контент-анализ и его составляющие………………………………...…......4

1.2. Единицы анализа и счета…….......…………………………………….........8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….......………………...........................…........9

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.......................................………..…..…………........11

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Далеко не всегда удается получить информацию у человека напрямую. Если он пишет тексты (научные, художественные, информативные), снимает новости, передачи, узнать о реальности, в которой он пребывает, можно с помощью разных методик. Контент-анализ в психологии — один из подобных методов. Он позволяет выявить внутренние переживания индивида, оценить его эмоциональное состояние.

При применении этой методики нельзя отменять обычный анализ документов. Оба этих метода должны дополнять друг друга, комбинироваться между собой. Только при их сочетании можно понять смысл написанного текста.

Сущность метода:

· Эту методику можно использовать как ведущую, но лучше применять ее в комплексе с другими способами получения информации.

· Изучение документов, художественных текстов должно выполняться в их социальном контексте.

· Нужно фиксировать единицы текста.

Контент-анализ применяется для исследования и изучения:

· Социально-психологических явлений, которые отражаются в содержании сообщений.

· Особенностей людей, которые создают тексты, документы, художественную литературу.

· Социально-психологических аспектов воздействия автора на публику.

 

 

ГЛАВА 1 КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Контент-анализ и его составляющие

Контент-анализ — это техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста. При, этом подразумевается, что применение такой техники включает некоторые стандартные процедуры, часто предполагающие измерение. Полученные, данные должны обладать заданным в исследовании уровнем обобщенности.

Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.

Методика контент-анализа нашла широкое применение в информационную эпоху, однако история метода не ограничивается эрой автоматической обработки текста. Так первые примеры использования контент-анализа датированы XVIII веком, когда в Швеции частота появления в тексте книги определенных тем служила критерием её еретичности. Однако, всерьёз говорить о применении контент-анализа как полноценной методики можно лишь начиная с 30-х годов XX века в США.

Термин content-analysis впервые начали применять в конце XIX – нач. XX вв. американские журналисты Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж.Кайзер.

Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов. Круг дисциплин, в которых применяется контент-анализ, довольно широк. Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Единицы Анализа - единицы, элементы объекта исследования, которые подлежат эмпирическому обоснованию.

Единицы Счета - количественная характеристика единицы анализа, фиксируют регулярность, с которой встречается в обследуемом массиве та или иная смысловая единица.

В настоящее время к базовым процедурам контент-анализа относятся выявление смысловых единиц и выделение единиц счета.

Выявление смысловых единиц контент-анализа

Смысловыми единицами могут быть:

· понятия, выраженные в отдельных терминах;

· темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

· имена, фамилии людей;

· события, факты и т. п.;

· смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Выделение единиц счета

Единицы счета могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

· физическая протяженность текстов;

· площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

· число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

· длительность трансляции по радио или ТВ;

· метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

· количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Процедура подсчета

Подсчет результатов в общем виде сходен со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп.

Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях.

Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.

 

1.2 Единицы анализа и счета

Единицы счета обладают различной степенью точности измере­ния, различно также время, уходящее на кодировку материала, по­падающего в выборку. Обычно чем выше требования к точности, тем выше затраты времени на кодировку. В то же время большак точность приводит к получению более дифференцированных ре­зультатов, что позволяет получить большую информацию об объекте. Поэтому, приступая к исследованию, необходимо решить, ка­кая степень точности дифференциации нужна для решения постав­ленных задач и как можно получить ее с минимальными затратами. В ходе практической работы были выделены некоторые общие единицы счета, отвечающие различным исследовательским требованиям.

1. Время — пространство. Подсчет в этой системе пригоден в основном при исследовании сообщений, передаваемых средствами массовой коммуникации. За единицы счета здесь принимаются чис­ла строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, коло­нок в печатных текстах, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке. Для кино, радио и телевидения единицей счета будет время, отведенное освещению определенного события, или даже метраж израсходованной кино- или магнитной пленки. Изме­ряется, например, количество сантиметров колонок, частота упо­минания тем и размер заголовка. Обычно эти способы дают сход­ные результаты, однако кодирование по единице пространства, как правило, занимает значительно меньше времени. Следует отметить, что система счета «пространство — время» может выявить лишь самые общие характеристики содержания и не подходит для оценки установок -намерений и т. д.

2. Появление признаков в тексте. Такая система счета подразумевает необходимость отмечать наличие определенной характеристики содержания в любом ее проявлении (признаке) в каждой из единиц контекстов (т. е. частей, на которые разбит анализируемый текст). В этом случае иногда отмечается лишь появление признака, и повторение данной характеристики внутри единицы контекстов не учитывается.

Например, если за единицу контекста принят абзац, то появление любого признака значимой смысловой единицы засчитывается лишь один раз, независимо от количества повторений ее признаков в данном абзаце.

Такая система счета подразумевает допущение о том, что не существует линейной зависимости между частотой появления в тексте и значимостью смысловой единицы; важно лишь наличие или отсутствие ее в определенных частях текста.

Этот способ прост в применении; кодировщику приходится принимать- самое простое решение (наличие—отсутствие), что в свою очередь обеспечивает его достаточно высокую надежность. Данные, закодированные подобным образом, могут, быть представлены в числовом выражении (например, процентное отношение элементов текста, в которых данная смысловая единица появилась).

3. Частота появления. Самым распространенным способом измерения характеристик содержания является подсчет частот их; употребления, когда фиксируется каждое появление любого призна­ка данной характеристики. В зависимости от того, какие единицы счета выбираются, частота может использоваться для решения различных задач.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог можно сказать, что процедура контент-анализа предполагает несколько этапов:

· выделение единиц анализа (качественных и количественных);

· составление кодировочной инструкции;

· пилотажную кодировку текста;

· кодировку всего массива исследуемых текстов;

· расчет количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте;

· интерпретацию полученных данных.

Качественные (смысловые) единицы включают в себя:

а) категории - наиболее общие, ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования;

б) подкатегории — частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий;

в) индикаторы — формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста.

Контент-анализ не относят к «классическим» методам психологии, однако именно он позволяет использовать для психологических исследований самый разнообразный текстовый (и не только текстовый) материал, изначально для исследований совершенно не предназначавшийся.

Еще несколько десятилетий назад контент-анализ применяли преимущественно социологи для анализа СМИ и других публикаций. Психологи использовали контент-анализ для изучения дневников и психотерапевтических сессий; ответов на опросники. Доступ к материалам, содержащим информацию личного плана, был затруднителен и связан с этическими проблемами.

С широким распространением Интернета огромное количество информации, интересной именно для психологов, оказалось добровольно выложенной в открытый доступ. Поэтому возрастает ценность контент-анализа как эффективного инструмента для изучения разнообразного материала повседневной жизни.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. - М.: КноРус, 2007. – 456 с.

2. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие, - М.: Логос, 2003. – 45 с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. // В кн.: Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: МГУ, 1981. - 72 с.

4. Дмитриев И. М. Метод контент-анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: http:psiaktor.org/lib/k-a.htm.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: