Институт развития города
Практическая работа №2
по дисциплине «Техника публичных выступлений»
Выполнил: студент группы ГМУ/б-19- 1-з
Ф.И.О Степаненко О.В.
№ зачетной книжки 835136
Проверил: Бунецкий Л.Л.
Оценка: ________________________________
Севастополь 2020
1.Цель, задачи, структура вступления. Удачное вступление: способы и приемы привлечения внимания слушателей.
Выступление оратора должен решать несколько задач:
1 Привлечь внимание к себе и предмету речи;
2 Установить доверительный контакт со слушателями;
3 Сообщить тему, цели и краткий план своего выступления;
Эмоциональная часть предшествует рациональную.
В самом начале своего выступления оратор должен привлечь внимание слушателей и установить с ними контакт.
Установление контакта:
1 Использование личных местоимений
2 Использование слов с отменяющем значением
3 Использование глаголов 1 лица мн. числа
Приемы привлечения внимания аудитории:
1 Приветствие
2 Комплемент
3 Знакомство или представление
4 Шутки, юмор, анекдот, забавные случаи
5 привлечь внимание неожиданным вопросом
Особые формы выступления:2 особые формы выступленя
1 Вступление с ораторской предосторожностью
2 Вступление "с обрыва"
Вступление с ораторской предосторожностью используется когда аудитория враждебно настроена против оратора
Вступление с обрыва
Этот прием используется в том случае когда аудитория воздуждена,взбудоражена
,шумит,и не готова слушать оратора.
Заключение. Структура заключения. Понятие о рекапитуляции и коде.
Заключение по своей структуре повторяет вступление но повторяет зеркально.
Рациональная часть заключения это рекапитуляция- Возврат к началу
|
В заключение необходимо повторить тему и основную мысль своего выступления.
Перспективная рекапитуляция- это обозначения перспективы в будущих выступлениях.
Эмоциональная часть выступления (кода)
Речь заканчивается какой то цитатой.
Эмоциональная часть(побуждение) - это призыв,восклицание побуждающая слушателей и какому либо действию или принятию какому либо решению.
Последняя фраза речи дань этикету.
Основная часть выступления. Способы изложения материала в речи.
В основной части оратор детализирует положение изложенное в пространстве иллюстрирует их примерами аргументами основные мысли.
3 способа изложения материала в основной части:
1 Повествование
2 Описание
3 Рассуждение
повествование-это рассказ о собитии.Событие составляет ряд действий расположенных в хронологическом порядке. Повествование это движение во времени. Повествование носит глагольный характер.
описание-это демонстрация внешнего вида предмета и его частей, характеристика его свойств.Описание это движение в пространстве.
Рассуждение-это внутреннее движение(мыслей оратора)цепь умозаключения связанных между собой причины наследственной связи.
2 элемента:
Тезис, аргументы
2 Использование сложных предложений
Расположение аргументов и развертывание речи. Понятие охрии.
Расположение аргументов:
1 Метод аналогии(новая информация в соотношение сторон, ноый материал)
2 Ступенчатый основанный на изложение нового материала последовательности без возврата уже сказанному
3 Хронологический метод(разновидность ступенчатого) расположение материала его хронологической последовательности.
|
4 Концентрический способ изложения нового материала с возвратом к главной проблеме.
Хрия - это последовательное рассуждение для доказательства или опровержения какой либо ситуации.
2 вида хрий:
1) прямая(строгая) гомеровская строится характеризуя тем что сначала формулируется тезис затем следует система аргументов и завершается рассуждение выводом.
Понятие об элокуции. Стилистическая обработка речи. Стили ораторской речи.
элокуция(воплощение) - это третий раздел классической риторики который изучает вопросы:
1 стилистического оформления речи
2 вопросы нормативной обработки текста публичного выступления.
Выделяют 5 стилей речи:
1 официально-деловой
2 научный
3 публистический
4 художественный
5 разговорный
2.Начало в стрессовой ситуации. Как не следует начинать речь. Основная часть. Цели и задачи основной части, ее структурные особенности. Тема, основная мысль.
Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача– не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.
В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
|
В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции –логическую последовательность и стройность изложения материала. М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».
Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.
Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала,избранного оратором, эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные их них.
Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.
Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.
Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.
Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.
Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для утверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.
Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения.
Как бы ни было интересно выступление, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. Поэтому выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее планировать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте.
Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композициипубличного выступления, чтобы избежать их при подготовке. Основная из них – нарушение логической последовательности в изложении материала. К недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.
Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3–4 вопросов.
Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т.п., не относящихся к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информативным, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной.
К недостаткам композиции относится и шаблонное, трафаретное построение речи. Сатирики И. Ильф и Е. Петров в-романе «Двенадцать стульев» великолепно высмеяли трафарет митинговой речи середины двадцатых годов.
Таковы основные требования, предъявляемые к построению главной части речи. Однако ораторское искусство – дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора.
3.Приемы, повышающие эффективность речи. Заключение как финальный аккорд.
Риторические приемы повышения эффективности речи
Эффективная судебная речь — это речь, при помощи которой автор добивается поставленной цели. Задачи ораторов-юристов, основанные на целеполагании в судебной риторике, — это удержание внимания слушателей и убеждение, включающее логическое доказательство и эмоциональное воздействие на аудиторию. Для повышения силы убеждения целесообразно учитывать принципы эффективной аргументации1 и использовать специальные риторические приемы, включающие в себя и языковые средства выразительности.
Соотношение «старого» (известной информации) и «нового» (неизвестной информации). Публичное выступление включает в себя информацию разного плана — известную слушателям и новую для них. Важно найти правильное соотношение между известным и неизвестным, так как чрезмерный объем «старой» информации делает выступление неинтересным для слушателей, а чрезмерный объем «новой» информации затрудняет восприятие слушателей, делает ее сложной для понимания.
Рис. 11.2. Виды риторических приемов
Для убеждающей публичной речи ориентировочное соотношение «старого» «нового»: 70% известной информации и 30% неизвестной. В судебной речи ораторы часто, отталкиваясь от известных, очевидных фактов, вводят новую информацию но рассматриваемому делу, например:
А между тем предварительное следствие проведено превосходно. Выяснено решительно все, чем мы можем интересоваться, так что мне, как защитнику, даже не пришлось вызвать ни одного свидетеля в дополнение к прокурорскому списку. А все-таки дело остается необычайным1.
Квантование речи предполагает необходимость разбивать выступление на доли. Это связано с периодами внимания слушателя. Как правило, внимание не может удерживаться на одном уровне на продолжении всего выступления. Порционная подача информации учитывает подъемы и спады внимания, периоды максимально активного восприятия (пик внимания). При порционной подаче информации важно правильно использовать приемы отвлечения от рассуждения оратора, которые помогают слушателям отдохнуть: паузы; демонстрация предмета; вопросы; комментарий, связанный в целом с темой выступления; уместная шутка и т.п. Оратор таким образом регулирует восприятие аудитории и может выбрать наиболее благоприятный момент для передачи важной информации, чтобы снизить риск потери информации.
Прервем на минуту чтение этого документа..., ясно излагающего с позиций обвинения завязку гибели Игоря Иванова. Нашли ли вы здесь хоть ничтожные признаки хулиганского поведения Ивана Далмацкого? Искать же их абсолютно необходимо. Ведь речь идет о смертной казни человека, обвиняемого в убийстве именно из хулиганских, а не из других побуждений... Вернемся к фактам[1] [2].
Сравнение является базовым риторическим приемом, который предполагает как нахождение общего (аналогия), так и выявление различного (сравнение, сопоставление) между описываемыми явлениями, процессами, признаками. В судебной речи может использоваться сравнение фактов, сопоставление мнений и характеристик, построение аналогий между объектами и процессами.
Сравнение позволяет абстрактные рассуждения представлять наглядно с помощью примеров, образов или даже коротких рассказов-иллюстраций, включаемых в речь, например:
Да воскреснет закон в вашем приговоре и да расточатся враги его, явные и тайные, дерзкие и, как крот под землей, подкапывающиеся под его истину1.
Контраст при подаче материала способствует усилению внимания, лучшему запоминанию информации. В судебных речах часто используется прием противопоставления положительных и отрицательных черт человека или признаков явления, разных предметов, объектов и т.д.
Три года назад она была счастлива, любима, богата, здорова, цветуща... Взгляните же, что сталось с ней теперь: несчастна, одинока, разорена, обесславлена, заточена в тюрьму, где стала жертвой неумолимого недуга, и, пережив уже однажды невыразимые муки ожидания судебного приговора, с немым, окаменелым ужасом снова ждет решения своей горькой доли![3] [4]
Повтор облегчает восприятие речи, способствует запоминанию основных идей, обеспечивает доверие слушателей к новой информации и к оратору. Могут использоваться различные фигуры речи, основанные на повторе, а также повтор основной мысли (тезиса речи), выражаемой разными словами и конструкциями. Например:
Начало речи адвоката:
Для меня, например, совершенно ясно, что М-ва никакой брошки у Елагиной не похищала. А затем, вопрос о том, кто же, собственно, украл эту брошку, меня нисколько не интересует.
Заключение речи, содержащее и повтор мысли в двух предложениях, и повтор однокоренных слов, и градацию, что усиливает воздействие:
Кто же украл брошку? Повторяю, этот вопрос меня нисколько не интересует... Итак, вы оправдаете М-ву. Но пусть же ваше оправдание сослужит и другую службу. Пускай сыскное отделение хотя немножко отучится от своей прямолинейности, от своей прыти, от этой езды в карьер...[5]
Наглядность позволяет слушателям лучше воспринимать и усваивать информацию, так как они получают опору на представления и образы.
Наглядность может быть разных видов:
- • зрительная: демонстрация конкретных предметов, документов, фотографий, схем, рисунков, таблиц, диаграмм в печатном или электронном виде (проецирование на экран);
- • слуховая, использование аудиозаписей речи, фоновая музыка, соответствующая теме выступления, развернутые устные примеры, создающие картины событий, детальные описания лиц, явлений («словесное рисование») и т.п.
Зрительная наглядность является более эффективной, так как она легко и быстро воспринимается. Однако при ее использовании нужно следить за тем, чтобы демонстрируемые предметы были хорошо видны всем слушателям, соответствовали содержанию речи и не отвлекали внимание аудитории.
Разновидностью приема наглядности можно считать персонификацию идей (от лат. persona — лицо), предполагающую воплощение абстрактных идей через образы конкретных людей. Например, идея фашизма наглядно демонстрируется через Гитлера, идея тоталитаризма — через Сталина, идея ЛДПР — через Жириновского и т.п.
Ссылки на авторитеты повышают доверие слушателей к оратору и к содержанию выступления в целом. В качестве таких ссылок могут быть использованы высказывания известных личностей, мнения экспертов или указание на авторитетные источники.
4.Цели и задачи, виды заключений.
Самый первый речевой жанр, с которого начинается речь, это обращение или зачин. Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу установить контакт со слушателями. Поэтому многое зависит от самой первой фразы, от обращения оратора к слушателям. Основная задача обращения – установить границу между тем, что говорилось до нас, и тем, что будет говориться нам. Обращение может рассматриваться как предложение темы, выделение её из всего множества тем. Основная функция обращения состоит в установлении контакта с аудиторией, привлечение внимания к персоне оратора. Обращение нередко отсылает к ситуации, в которой произносится речь, например: «Уважаемые коллеги, мы собрались здесь по такому важному поводу, как реструктуризацией нашей организации». В обращении мы заявляем о себе как об авторе речи. Автора иногда представляет ведущий, иногда он представляет себя сам.
Если в зачине (при обращении) оратор говорит скорее о себе, чем о предмете речи, то во вступлении он вводит аудиторию в курс дела, анонсирует выбранную тему. Вступление необходимо для подготовки слушателей к восприятию темы. Ему отводится (вместе с обращением) 5-10 процентов времени всего выступления. Основные задачи вступления:
1) привлечь внимание слушателей;
2) завоевать интерес аудитории;
3) обозначить тему и основную идею выступления;
4) вызвать доверие слушателей к говорящему.
Обычно выделяют вступление естественное, искусственное и внезапное.
Естественное вступление
В естественном вступлении уместно простое наименование темы, например: «Темой нашей сегодняшней лекции является искажение данных при проведении социологических опросов». Тема в естественном вступлении может быть представлена в ряде своих аспектов, например: «представляя вашему вниманию свой новый проект, я собираюсь остановиться на трёх основных моментах:…». Иногда деление темы выделяют в качестве особой самостоятельной части речи. Помимо этого, в естественном вступлении оратор обычно останавливается на значимости избранного предмета, либо на его важности для ситуации или аудитории, либо объясняет, почему он вправе говорить на эту тему.
Искусственное вступление
Сущность искусственного вступления состоит в том, что оратор начинает свою речь издалека, приближается к основной её мысли постепенно. Считается, что этот тип вступления уместен, когда есть основания думать, что аудитория не примет тезиса речи сразу же и безоговорочно. Один из наиболее распространённых вариантов такого вступления предполагает вынесение в начало какого-то примера, интересного факта, впечатляющей цифры, цитаты, частного случая, ситуации, от которой затем можно перейти к более общим суждениям. Такое вступление можно использовать и в том случае, когда никакого несогласия между оратором и аудиторией не предвидится, в этом случае оно просто станет дополнительным средством выразительности.
Внезапное вступление
В этом случае оратор начинает речь не с общих рассуждений и не издалека, а непосредственно с основной проблемы, которая сильно его волнует. Это может быть парадоксальный вопрос или утверждение, сразу привлекающие внимание публики. Это может быть шутка, остроумное замечание и даже комплимент собравшимся. Такое вступление, как правило, вызывает сильный эмоциональный эффект.
Во всяком случае, во вступлении следует избегать банальностей и стереотипов, ни в коем случае нельзя начинать своё выступление с извинений. Подбирать приёмы для эффективного вступления следует, придерживаясь нескольких правил:
- слушателей в первую очередь заинтересует то, что непосредственно связано с их интересами;
- слушатели должны с самого начала почувствовать, что оратор разбирается в теме, имеет свою точку зрения и потому имеет полное право представлять данную тему.
- вступление по возможности не должно быть ни слишком тривиальным, ни слишком необычным;
- во введении лучше не излагать самых важных мыслей, которые будут высказаны в дальнейшем, поскольку тогда прослушивание всей речи окажется ненужным и неинтересным.
Заключение
Заключение придает завершенность повествованию, обобщает сказанное, содержит выводы. Заключение занимает примерно 5-7 процентов времени всей речи. Основные функции заключения – дать почувствовать слушателям, что выступление подходит к концу; подвести итог и резюмировать основную идею. В информационных речах обычно делается резюме: подводятся итоги и дается краткое повторение основных пунктов. Резюме уместно там, где содержание речи можно уместить в краткие выводы и где нет опасения сбить эмоциональный подъём, вызванный каким-либо воззванием оратора. Поэтому в убеждающих речах уместна другая концовка. В речах, посвящённых серьёзным проблемным темам, может быть открытая концовка, некоторая намеренная незавершённость, предполагающая, что аудитория будет и дальше размышлять над поставленными оратором серьёзными вопросами. В речах, побуждающих к действию, заключение содержит постановку конкретных задач. Особенно важна тщательно продуманная концовка в агитационных речах. Как известно, последнее впечатление – самое сильное, поэтому в конце убеждающих речей обычно звучит основная мысль выступления. Задача оратора сформулировать главную идею своего выступления в яркой и выразительной форме. Готовить заключение, также как и вступление, необходимо заранее и подходить к этому процессу творчески. Рекомендуется готовить несколько вариантов заключения, так как реакцию аудитории в точности предсказать невозможно. Можно закончить речь яркой цитатой. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом.
Заключение должно быть непосредственно связано с главной идеей выступления. Основные ошибки в заключительной части:
1. заключение отсутствует вообще, вместо него произносится: «Ну, у меня все»;
2. извинения за то, что задержал, плохо подготовился и т. п.;
3. оратор никак не может остановиться, время от времени повторяя: «Заканчивая свое выступление…».
5.Удачные и неудачные финалы.
Не все выступления на публике бывают удачными. Часто причины кроются в незначительных мелочах. Стоит обратить на них внимание – и качество доклада существенно улучшится. Итак, вот они.
1. Казаться вместо быть. 99% выступлений не удаются по причине того, что человек хочет казаться умнее, чем есть на самом деле. От этого он начинает говорить несвойственными фразами, речь замедляется, мысли затормаживаются и длительность выступления увеличивается.
Единственный рецепт от этого - легкое и ироничное отношение к себе. Не нужно бояться признаться в том, что вы чего-то не знаете, не можете полноценно ответить на этот вопрос: "специалисты меня поправят, если я не прав", "по-моему, это так" "не уверен в правильности применения этого термина, но мы понимаем это так". Эти и другие фразы, показывающие, что вы открыты, что вы такой же человек как и зрители - помогут преодолеть черту всезнайства. Мой девиз: "Я не гугл, и это нормально".
2. Чтение. Неудачным выступление становится автоматически, если спикер начинает читать свой доклад, а не рассказывать. Смотрит в бумажку, на публику не обращает внимания, теряет контакт со зрительным залом.
Лучший способ избежать такого чтения - сделать себе подсказки с тезисам выступления, как у телевизионных ведущих. При этом не обязательно слово в слово заучивать свой доклад. Достаточно просто рассказать своими словами все, что вы хотели передать. При этом очень важно, не бояться что-то упустить - лучше пусть зритель усвоит 80 % информации из той, что вы хотите до него донести, чем 30% в том случае, когда он не воспримет то, что прочтено по бумажке.
3. Ненаглядное пособие. Если презентация спикера не имеет ярких картинок, а сплошь испещрена мелким шрифтом на мрачном фоне, а также каждый слайд переполнен информацией – внимание слушателя будет направлено куда угодно, только не на экран.
Основное правило хороших докладчиков - большая картинка, минимум текста и крупный (не менее 24 кегля) шрифт. А также не более 3 цветов в оформлении слайда (исключая картинки). Больше картинка, несущая некий образный смысл - жизненно необходима. Т.к. презентация - наглядное пособие, которое призвано помогать зрителю воспринимать информацию, а не утомлять его еще больше.
4. Требуется переводчик. Довольно часто докладчики злоупотребляют малопонятными графиками, не разъясняя зрителям как их правильно понимать. А также выступления часто пестрят сокращениями и аббревиатурами, или выступающие щеголяют малознакомыми терминами. От этого у публики возникает либо усталость, либо раздражение и их внимание "отключается". Включить его назад крайне сложно. С этим вопросом справиться довольно легко - объяснить зрителю в самом начале, что понимается под тем или иным термином, рассказать какую картину мы видим из графиков и какие выводы можем сделать на основании их. Зрители будут благодарны за расшифровку. Не стоит жалеть на нее времени и думать, что «все итак понятно». В большинстве случаев непонятно.
5. Монолог. Довольно часто докладчики все свои силы тратят на тщательную подготовку текста, затем стараются его выдать как можно быстрее. И все время говорят, говорят, говорят… В этот момент пропадает самый главный элемент выступления - взаимодействие со зрительным залом. Между тем, человеческий организм устроен так, что внимание зрителя притупляется уже через несколько минут и если вы его не «вернете за землю» с помощью какого-либо вопроса, то внимание будет приковано к гаджету, запаху кофе или костюму соседа. А все то, что вы писали несколько дней и ночей никто так и не услышит. Необходимо встряхивать зрителей. Регулярно, общаться, задавать вопросы: «А вы также…?», «Поднимите руки, кто этим пользуется», «Есть в зале тот, кто уже это пробовал?». Этот несложный инструмент делает выступление гораздо интереснее. Главное, от волнения его не забыть.
6. Очевидность. Очень часто услышав начало доклада, зритель знает, что произойдет в финале. И ему в ту же секунду становится неинтересно. Для того, чтобы этого не происходило, необходимо все время увлекать зрителя за собой. В этом помогут слова-маркеры «Об этом чуть позже, «Мы забежали вперед, об этом в самом конце», «Есть небольшое исследование, о его результатах расскажу после того как озвучу эти данные». Там самым вы создаете интригу. И зрителю все время хочется узнать, что же будет дальше. В докладах больше 20 минут стоит намечать план: «сначала поговорим об этом, потом о том-то, а потом…!». В финале должно быть что-то самое «вкусное» из доклада.
7. Сухость фактов. Почему-то докладчики очень любят цифры. А зрители не умеют их воспринимать на слух. «В 19…» основана компания, вместо 20 лет назад, «528 тыс 225» вместо более 500 тыс. и тд. Чаще всего зритель даже не знает, как понимать эти цифры: много это или мало, т.к. ему сложно их себе представить. Цифры обуздать очень легко. Нужно их с чем-то сравнить. Например, не 66 тонн продукции, а вагон, или 90*130, а размером с футбольное поле, высотой не 20 метров, а с пятиэтажный дом. Зрителю становятся понятны эти факты, и он легко понимает, о чем идет речь.
6.Роль заключения в «послетекстовом» диалоге. «Закон края».
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАЧАЛА И КОНЦА РЕЧИ (ВЫСКАЗЫВАНИЯ).
Вступление к любому жанру имеет психологические, содержательные и структурные функции.
Задача оратора при этом — установить контакт со слушателями, вызвать расположение и доверие, привлечь внимание, заинтересовать темой. Психологические функции такого начала заключаются в разжигании положительных эмоций: удивления, интереса. Как утверждает А.Ф. Кони, "этих зацепляющих "крючков" — вступлений — может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к слову ни к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п. Чтобы открыть такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью". (А.Ф. Кони. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1959.)
Конец высказывания — "разрешение" речи. Это должна быть мысль, подводящая итоги сказанному, особенно тому, что
выдвинуто как "зацепляющее".
7.Типология речей в зависимости от цели: информирующая, убеждающая, этикетная, развлекательная. Отличительные признаки каждого типа речи.
Целью данной главы является ориентация будущего оратора в главных типах публичных выступлений, описанных в единстве традиций и современного видения. Речи эти представляют собой «великие инструменты» стабильности общества и перемен — ради его развития. Читатель может сам продолжить типологию, анализируя современную ораторскую реальность, например, он увидит речи ради само-пиара, провокационные, догматически-утешающие и пр.
Цели оратора
Каждый человек, говоря, преследует какую-либо цель, даже если он сам не отдает себе в этом отчета. Речь оратора в этом смысле является речью необычной: она - плод большой подготовки; обычно она опирается на группу мотивов, и, разумеется, оратор сам ставит перед собой вполне осознанные цели. Цели эти культурно обусловлены, т. е. оратору не приходится придумывать, сочинять их каждый раз заново, готовясь к новому выступлению; ему приходится лишь выбирать из тех целей, которые «за него» и до него формулировались многими и многими его предшественни ками, исследующими проблемы человеческой речи вообще и ораторской речи в частности. Однако он обязательно должен определять для себя и конкретные цели, исходя из ситуации, типа аудитории и т. п.
Здесь можно напомнить, что человечество, чтобы выжить, было вынуждено вырабатывать для себя правила, которые обычно делят на две группы: законодательные правила и правила этикета. Правила первой группы служат для ограничения, запрета на некоторые человеческие действия, а правила второй группы чаще носят рекомендательный характер, они не столь жестко прописаны, обычно передаются через демонстрацию реальных образцов поведения, иногда через определенные тексты. И те, и другие правила служат для формирования умений людей сосуществовать в социуме, цивилизованно решать неизбежно появляющиеся проблемы в общении людей друг с другом.
Человек в качестве биологического и одновременно социального существа в значительной мере эгоистичен, преследуя цели выживания, продолжения рода и др. Однако многие его потребности, также связанные с самосохранением, с познанием, с саморазвитием, могут быть осуществлены исключительно в группе, в сообществе ему подобных. Именно поэтому человечество развивало (и продолжает это делать) правила, способы и приемы общения как единственный путь к тому, чтобы сберечь свой род.
Прежде, чем приступить к характеристике отдельных типов речей, напомним, что цель — это идеальный образ результата деятельности, это один из важнейших и смыслообразующих ее элементов, а значит, и обслуживающего ее общения. Именно поэтому целеполагание конкретной речи — это очень ответственный этап в ее конструировании. К сожалению, далеко не все коммуниканты (даже среди ораторов) отдают себе отчет в том, зачем они говорят сегодня, в этот момент. В таком случае они лишь формально исполняют определенные ритуальные действия, общаясь в соответствии с предписанными кем-то нормами.
Уже античные риторы понимали значение и важность поставленных оратором целей, выделяли среди них цели убедить слушателей, взволновать их, усладить их слух. Если первые две цели в наше время не потеряли своей актуальности, то услаждение как эстетический аспект любой речи в наше время далеко не все исследователи и тем более практики считают обязательным. Мы не можем согласиться с таким утверждением, поскольку чувство прекрасного является одной из сущностных черт человека, только один он из всех живых существ им обладает. Кроме того, нравственное и эстетическое начала в человеке взаимосвязаны. Связаны и потребность в восприятии и порождении красивой, изящной, чистой, адекватной ситуации речи, и потребность в общении, отвечающем моральным нормам.
Но мы продолжаем помнить, что красота ораторской речи не является для оратора только самоцелью; она и средство приведения аудиторию в состояние, благоприятное для осуществления РВ (речевого воздействия). В более поздние по сравнению с античностью времена исследователи речи добавили цели информировать (или просвещать) аудиторию. Теперь с ростом объема и качества знаний эти цели становятся все более насущными и вместе с тем трудно осуществимыми.
В соответствие с теорией речевого воздействия каждый оратор в конечном итоге должен в определенной мере изменить сознание и поведение слушателей, повлиять на их дальнейшие действия. По причине большой ответственности оратора ему необходимо глубоко осознать, сформировать и сформулировать как общую цель своего общения, выступления (например, проинформировать, убедить и т. д.), так и ряд конкретных целей. Как мы уже писали, конкретная цель представляет собой идеальный образ результата, формируемый вначале самим оратором для себя, а потом реализуемый им в произносимой речи.
Например, оратор хотел бы, чтобы после его речи на предвыборных мероприятиях депутатов Государственной думы слушатели предпочли бы Петра Ивановича Сидорова. Но одновременно оратор должен ставить перед собой не только эту цель, но и цели пропаганды определенных ценностей и идеалов, цели информирования о тех задачах, которые сможет решить только его избранник. В конечном итоге оратор должен убедить потенциальных избирателей, что, посылая Сидорова в Государственную думу, они решают свои проблемы.
Другой оратор хотел бы добиться, чтобы его слушатели стали бы более активными в вопросах экологии, в частности, более активно влияли бы на решения правительства относительно ввоза в страну отходов от работы атомных электростанций. Если он будет убеждать аудиторию только в этом, его речь будет восприниматься как голословная. Поэтому оратору придется самому узнать очень много о возможных последствиях от такого ввоза, в частности, о конкретном вреде для здоровья населения, о качествах и свойствах отходов и т.д., а затем сообщить эти сведения слушателям. Таким образом, хотя окончательная цель будет состоять в убеждении аудитории действовать определенным