Интернет-риски
В современном мире, где действительность разделена на две плоскости: виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возрастает, т.к. часть из них присутствует в реальной действительности, а часть обнаруживается в виртуальной. Часто мы информируем детей о реальных рисках на улице, среди людей, забывая, что подобные риски могут угрожать им и в виртуальном пространстве. Информационная безопасность ребенка на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своему ребенку, как и соблюдение дорожной безопасности, сохранение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.
Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном?
Ø Чрезмерная увлеченность Интернет пользованием, компьютерными играми, «серфингом», онлайн казино;
Ø риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;
Ø риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты;
Ø риск встретиться с агрессией, грубостью или травлей в социальных сетях;
Ø риск попадание на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию ребенка.
Как защитить ребенка от интернета рисков?
Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет рисками необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является ваше участие в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, «онлайн мир» ребенка. Зачастую, родитель не хочет разбираться в том, что же на самом деле делает ребенок, находясь за компьютером, и предпочитает, отстранившись, прочитать нотации или грубо пресечь попытки использования Интернета ребенком.
|
Такое родительское поведение усугубляет желание ребенка углубиться в свою увлеченность, где «родитель ничего не понимает». Нежелание родителя понимать причины, подталкивающие ребенка к чрезмерному пользованию Интернетом, воспринимается ребенком как нежелание вести диалог с ним, отказ от общения, отказ понимать его. При этом ребенок чувствует себя непонятым своим родителем, думает, что родитель не хочет, не желает, не может общаться с ним. Нередко такие мысли сопровождаются чувствами печали, одиночества, досады, от которых ребенок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный ему виртуальный мир, где замыкается этот круг непонимания. Как разорвать и выйти из этого круга, наносящей урон состоянию и поведению ребенка.
Что делать нельзя:
Ø вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен!»);
Ø обвинять, ругать и стыдить ребенка (например, фразы: «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);
Ø угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений;
Ø сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!»,
Ø «А вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).
Избегайте осуждающих комментариев в таких сферах как:
Ø современные технологии и интернет;
Ø игры и их производители;
Ø интернет- серверы;
Ø друзья ребенка и другие дети;
|
Ø родители друзей ребенка;
Ø школа;
Ø гены.
Что делать нужно:
Ø наблюдайте за своими детьми внимательно и с интересом;
Ø постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят;
Ø поставьте себя на их место;
Ø искренне интересуйтесь тем, что вовлекает их в игру;
Ø искренне интересуйтесь что им нравится в играх.
Родителям необходимо понимать:
Ø Что их детям нравится в играх?
Ø Какие приложения и технологии используются для этого?
Ø Какие игры сейчас современны?
Ø Как играть в эти игры?
Ø Сколько времени дети проводят, играя в эти игры?
Ø Когда их дети играют в игры?
Ø Где они играют? С кем они играют?
Найдите ответы на следующие вопросы:
Ø Каким образом Интернет и онлайн игры служат моему ребенку? (дают ему чувство заботы о нем, свободы, принадлежности, цели и т.д.)
Ø Что ему/ей нравится в виртуальном пространстве и играх?
Ø (мастерство, дружба, структура, сообщество, проблемы, конкуренция и т.д.)
Ø Чем в эмоциональном и психологическом плане привлекательно общение в виртуальном пространстве и игры для него/нее? (сообщество, отношения, чувство волнения и радости и т.д.
Ø Чего он/она может пытаться избегать в мире реальном? в собственном мире (проблемы со школой, семьей, друзьями, восприятием своего тела, отношениями с противоположным полом);
Ø в эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка);
Ø в духовном (духовная опустошенность, экзистенциальная вакуум, вопросы бытия);
Ø Каковы могут быть другие причины обращения к Интернету?
|
Способы поговорить с ребенком:
Ø Проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн жизни; Присоединитесь к ним в их интересах;
Ø Не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь);
Ø Не уменьшайте важность Интернета и других передовых технологий. Это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать;
Ø Не запрещайте Интернет (если это вообще возможно);
Ø Договоритесь о временных лимитах, и доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей.
Ø Обучите детей навыкам самоконтроля, чтобы они могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома.
Ø Предлагайте «оффлайновые» действия (вне Интернета), которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо!) онлайн деятельности.
Присоединяйтесь к своему ребенку:
Ø Попросите его ее показать Вам, что ему/ей нравится в Интернете. Проявляйте уважение к их интересам.
Ø Просите, чтобы они показали Вам, как это работает.
Ø Если Вы готовы, играйте онлайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас. Примечание. Это может показаться отталкивающим, или склоняющим к интернету зависимости, но это также может быть каналом для начала диалога с ребенком.
Ø Ведь Вы как взрослый можете установить время для игры, можете объяснять все опасности и трудности, поджидающие играющего в интернете, а, значит, можете контролировать и учить этому ребенка!