Love: eternal and coming




УДК 101.1:316

О.А. НЕМОВА1, Т.В. СВАДЬБИНА1

1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

Любовь: вечное и приходящее

Аннотация: В статье поднимается проблема любви как триединого целого, объединяющая три составные части: физиологическую, социальную и духовную. На эмпирическом материале показана современная картина девальвации любви, сведения ее к физиологии. Представлен обзор различных точек зрения относительно необходимости возрождения, защиты любви как единого целого. Показана опасность девальвации любви как явления, способного привести к гибели всего человечества.

Ключевые слова: любовь, социоантропный метод, семья, молодежь.

 

Love: eternal and coming

Abstract: the article raises the problem of love as a triune whole, which comprises three components: physiological, social and spiritual. The empirical material shows the modern view of the devaluation of love, information, it to physiology. An overview of the different points of view on the need for revival, protection of love as a whole. Shows the danger of the devaluation of love as a phenomena can lead to the death of all mankind.

Keywords: love, sociotropic method, family, youth.

 

Кардинальный разворот государственной политической системы от социализма к капитализму рыночного типа не мог не отразиться на духовно-нравственном состоянии российского социума. Произошла в общественном сознании массовая переоценка ценностей, форм и моделей образа жизни, поведения, стратегий личностного развития. Переоценка ценностей затронула и проблемы "любви" как ценности. В качестве констатации факта авторы статьи утверждают, что происходит массированная девальвация ценности любви, ее примитивизация, сведения ее до физиологического уровня.

Актуальность данной статьи определяется зашкаливающими показателями роста асоциального, абберантного, девиантного и делинквентного поведения в молодежной среде относительно поло-ролевого взаимодействия, отношения к любви и т.д. Так вызывает серьезные опасения коммерциализация сферы любви. Девочками-подростками выставляются на продажу не только фотографии своей обнаженной натуры, но и девственности, право первой ночи [9]. Как грибы после дождя растут дома терпимости, квартиры бардельного типа, вовлекая в свои сети все новую молодую кровь, о раскрытии которых с постоянной регулярностью сообщают местные и федеральные новостные каналы. В прейскурантах именитых развлекательных комплексов ведущих столиц и крупных городов России (Нижний Новгород не является исключением), кроме прочих услуг, легко можно заказать и услуги интимного плана. Так, например, в ресторане "Импресарио" можно за хорошее вознаграждение не только насладиться созерцанием молодой плоти, но и уединиться с понравившейся "жрицей любви" в приватной комнате[1]. На сайте вышеуказанного развлекательного учреждения можно заранее выбрать себе подходящую особу любого пола [15]. Поражает широта и размах спектра услуг любовного сектора нашей экономики: бесплатно можно посмотреть на обнаженное тело в виртуальном пространстве, а за сравнительно небольшие деньги (300 рублей) – вживую, а также осуществить мануальный контакт без совершения полового акта [3], [19]. Надо отметить, что сеть Интернет является в данном случае богатейшим эмпирическим источником для социолога. Научный интерес представляют не только сами факты институциональной девальвации любви, но отношение со стороны обывателей к данным явлениям нашей жизни.

Таким образом, мораль и духовность в сфере любви уступают место коммерческим отношениям. В условиях общества массового потребления (это еще один мощный фактор, оказавший воздействие на девальвацию ценности любви) можно купить все, что угодно. Главная проблема не морально-нравственного характера, а материальной стороны дела.

Целью написания данной статьи является исследование проблемы "любви" в трех своих проявлениях: физиологическом, социальном и духовном. Эмпирической базой исследования являются первичные и вторичные результаты социологических исследований. При написании статьи были использованы как общенаучные методы: такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-исторический, диалектический и т.д., так и специальные, в частности, социоантропный анализ. Эмпирическую базу исследования составляют данные экспертного интервьюирования, анализ содержания социальных сетей всемирной паутины (Интернет).

Чтобы понять суть процесса девальвации любви необходимо обратиться к истории вопроса, а именно, теоретически осмыслить суть, содержание, основные составные феномена "любовь". Взаимоотношения полов как особой биосоциальной структуры представлены в качестве объекта исследований в работах Ю.Б. Рюрикова [12], В.М. Розина [11], А.А. Миголатьева [7], Н.Д. Шимина [17], В.А. Кутырёва [6], а также – в замечательно изданной у нас книге болгарского автора - профессора Кирилла Василёва «Любовь» [2].

На наш взгляд, все, что написано Ю.Б. Рюриковым и К. Василёвым, может составить поистине «энциклопедию культуры и духовности интимных переживаний», особенно востребованной и актуальной в либерально-рыночных условиях российского бытия.

Социальность любви, пишет К. Василёв, состоит в осознании, оценке и регулировании индивидами сложных половых отношений. Любовь способна формировать моральное сознание человека (понимание им добра и зла, нравственного и безнравственного). Она облагораживает отношения между мужчиной и женщиной, создает красоту переживаний и наслаждений от взаимного общения. Любовь порождает социальные последствия, направляя мужчину и женщину к семейно-брачной форме отношений. Наконец, «нравственным украшением» взаимоотношений полов выступает чувство стыдливости, не известное животным, и которое возникает как необходимый продукт культуры.

В учении Фрейда, продолжает автор, тоже присутствуют две стороны любви – биологическая и социальная, но пол и сознание признаются несовместимыми. Для З. Фрейда сознание и бессознательное, красота и наслаждение, социальное и антисоциальное формируют как бы два отдельных существа в одном человеке: два противоположных, глубоко враждебных индивида в каждом индивиде. Но такую органическую раздвоенность можно отнести лишь к области патологии. В нормальном состоянии человек выступает как единство сознательных и бессознательных, биологических и социальных компонентов.

Вот, что разделяет «сексологов» и «философов» в понимании и оценке динамики личного общения мужчины и женщины, – интерпретация природы сексуальности. В.М. Розин признает только её «целостный» характер: у культурного человека половое влечение гармонирует с любовью, идеальным, а прокатившаяся у нас в стране в 90-х годах «сексуальная революция», помимо провоцирования сексуальных отклонений, привела к кризису и разрушению романтической концепции любви. Сегодня убивается тайна – сама культурная основа любви. Любовь, семья, личность – это такие универсалии, где попытки «существенно их трансформировать» могут привести к гибели не только нашей духовности, но и цивилизации [11].

В начале 90-х годов на тенденцию сведения потребности в любви к «генитальным отношениям» как разнополых, так и однополых (представляющих гомосексуализм и лесбиянство) людей обратил внимание А.А. Миголатьев [7]. Профессор в своих статьях неоднократно предупреждал о пагубности распространения данной тенденции. Спустя 30 лет тенденция не только не исчезла, но и основательно укоренилась (о чем мы писали выше). Отдельно нужно сказать про общественное движение геев, лесбиянок, трансвеститов и бисексуалов (ЛГБТ). Данное движение докатилось и до Нижнего Новгорода [13]. Одним из лозунгов организаторов гей-парадов является легализация однополых браков. Казалось бы, в чем здесь опасность, что плохого? Каждый человек в условиях демократического общества имеет право на свободу слова, мысли, самоопределения и т.д. Все так, но гомосексуальные пары – это идеальная контрацепция, они не ведут к продолжению рода. Это противоестественное новообразование, подобно раковой опухоли на социальном теле. Воспитание детей гомосексуальными парами – это путь к тиражированию гей-культуры в будущее.

К. Василёв [1] предложил терминологию, ярко демонстрирующую результаты «обновления» частной сферы взаимоотношений мужчины и женщины, в точном соответствии с вышеназванными социальными характеристиками любви:

- регулирование и сознание половых отношений сменилось «безумием страсти и вакханалий инстинкта»;

- возвышение и совершенствование морального сознания сменилось «недостатком человечности»;

- эстетизация и облагораживание интимных переживаний сменились «пошлостью и животной обнаженностью»;

- ориентация на семейно-брачный образ жизни сменилась формулой легкого времяпрепровождения;

- стыдливость и смущенность сменились беззастенчивостью и обесцениванием совестливости.

В итоге потребность человека в другом человеке не стала человеческой, место любви все больше занимает животный биологический инстинкт.

Говоря о деградации интимных чувств и преобладании «безлюбого секса», мы имеем в виду лишь одну сторону диалектического противоречия, ставшую сегодня ведущей, доминирующей, т.е. тенденцией. Этому благоприятствует переходное состояние российского общества и усилившаяся стагнация всей системы. При стабильных социально-экономических, политических, духовно-нравственных условиях развития социума значительно усиливается и также становится тенденцией другая сторона интимно-личностного общения мужчины и женщины, свойственная российской многовековой традиции с её глубоким нравственным началом и одухотворенностью межличностных отношений на всех стадиях их развития — с юных лет до глубокой старости.

Самым надежным хранителем менталитетных основ жизнедеятельности российского этноса и защитником устоявшихся, проверенных на прочность норм и принципов «частной жизни» является семья, ядром которой являются любящие друг друга муж и жена.Глубинные, основательные устои половой морали и супружеского общения россиян сломить не так-то просто. Пробовали. Отсюда все эти обвинения то в «сексуальном разгуле» и «ликвидации семьи», то, наоборот, в «сексофобии» и «насильственном подавлении сексуальных инстинктов».

В сфере частных отношений неизбежно произойдет отторжение импортируемого «свободного стиля жизни» и восстановится красота, духовность и мудрость, которыми издавна славится российская традиция взаимоотношений мужчины и женщины.

Нам есть куда возвращаться и от каких источников утолять жажду, поскольку российская традиция частной жизни не только воплощает в себе лучшие достижения народного опыта и межнациональной культуры, но и глубоко осмыслена русской философией.

Пока американские специалисты бьются над созданием «новой сексуальной этики», а международная научная общественность занята поисками духовных и нравственных ориентиров бытия, способных удержать обезумевшее человечество хотя бы на отметке «допустимого развития», в русской философии давно названо средство «всеобщего исцеления» – через величайшую «благодать любви».

П.А. Сорокин отмечал, что энергия любви способна создавать ценность и добродетель даже в субъекте, лишенном прежде и того и другого. Далее, добиваясь сознательного участия обыкновенных людей в «производстве любви», возможно будет увеличить любовь членов семьи или группы по отношению друг к другу, не увеличивая антагонистическое противостояние к другим частям человеческого универсума. Когда такое изменение произойдет, рост производства любви в каждой группе приведет к увеличению её роли в совокупной выработке любви всем человечеством. Итоговым результатом этого процесса будет количество любви-энергии, вполне достаточное для предотвращения кровавых столкновений или вражды в большом масштабе и построения гармоничного гуманистического строя более достойного и счастливого, чем какой-либо из существовавших ранее.

Неисчерпаемая качественно и количественно, проявляясь в диалектической взаимообусловленности единичного, особенного и всеобщего (субъекта – семьи – группы – общества – человечества), любовь направлена прежде всего на преобразование человека в высшей сфере идеализации.

B.C. Соловьёв считал, что смысл любви в том и состоит, что любовь спасает человека от эгоизма и одновременно развивает [15]. Возвышает его индивидуальность. В чувстве любви человек утверждает «безусловное значение другой индивидуальности, а через это и безусловное значение своей собственной». То есть «любящая сторона» не «исчезает», не «растворяется» в объекте своей любви, а, напротив, признавая высокий личностный потенциал этого «другого» человека, старается максимально развить свои лучшие черты, свойства, знания, умения, способности и т.д., чтобы быть достойной «предмета своей сердечной привязанности», на разочаровать его.

Более того B.C. Соловьёв был убежден, что истинная любовь основывается на вере: она допускает трансцендентное отношение «влюбленной стороны» к своему «другому» человеку, мысленное перенесение объекта любви в сферу Божества, признание абсолютного значения за данным лицом, безграничной веры в него, как в самого Бога. «Но предмет истинной любви не прост, а двойствен: мы любим одновременно идеальное и природное человеческое существо, поэтому любовь представляет собой величайшее наслаждение и глубочайшее страдание». Особенно восхитительна «духовная», платоническая любовь – агапэ, как наиболее сильное и глубокое чувство с элементом обожания и беспредельной преданности предмету поклонения. Но это и самая несчастная любовь, т.к. она, как правило, остается неразделенною, но главное она не реализуема в человеческой, природной страсти, довольствуясь мечтательностью и бесплодной чувствительностью.

Уже в наше время Ю.Б. Рюриковым была существенно скорректирована концепция «истинной любви». Представляющая собой слияние «трех влечений» – души, разума и тела – любовь во всех типах своего проявления предстает истинной, настоящей. Будь это эрос (страсть), или (дружба), агапэ (духовность, платонизм), сторгэ (семейная любовь, заботливость), людус (игра, флирт), прагма (расчет, рассудительность), маниа (одержимость). Человек может последовательно переходить от одного типа любви к другому или сочетать их в отношении объекта своих чувств, или испытывать одновременно к разным индивидам тот или иной тип влюбленности. Но в любом случае биология сплавлена с психологией. Ощущения при всех типах любви всегда телесны, всегда чувственны, т. к. ощущение не может жить вне тела.

Безграничные по красоте и облагораживающему воздействию духовные проявления отношений мужчины и женщины – вот резерв обновления чувств, что особенно актуально для молодых супружеских пар россиян.

 

Литература:

1. Бабаева А.В. Эволюция социальной концепции русской православной церкви во второй половине ХХ века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук/Нижний Новгород, 2003. – 178с.

2. Василев К.Д. Философия любви / М.: Прогресс, 1999.

3. Василев К. Любовь / М.: Прогресс, 1982. — 384 с.

4. Деловая сеть. Нижний Новгород URL:// https://www.ds52.ru/firms/1113902/. (Дата обращения: 12.10.16).

5. Козырьков В.П., Свадьбина Т.В., Немова О.А. Атрибутивные качества человека в условиях революции техносферы // Вестник СПбГУ Серия 17 ФИЛОСОФИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, Выпуск 2, 2016.- С.15-25.

6. Козырьков В.П. Социокультурная концепция семьи: факторы, формы и механизмы ее становления Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 1 (41). – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2016. – с.88-97.

7. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма) / М., ЧеРо, 1999. – 230 с.

8. Миголатьев А.А. О человеческих потребностях // Социально-гуманитарные знания. 1998, №6. – 45-56.

9. Немова, О.А. Бурухина, А.Ф. Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно-нравственных ценностей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2014. №1. – С.152-173.

10. Нижегородки продают свою девственность за сотни тысяч рублей. URL:// https://m.progorodnn.ru/news/63978 (Дата обращения: 12.10.16).

11. Платон Пир: Беседа о любви / Платон; пер. с греч. И. Д. Городецкого. — М.: Энергия, 1910. — 110 с.

12. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре семье и взглядах на половое воспитание / М., Логос, Высшая школа,1999. – 208 с.

13. Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви / Москва, Молодая гвардия, 2002. – 448 с.

14. Росбалт в России: новости, статьи, интервью URL: // https://www.rosbalt.ru/russia/2016/10/06/1556210.html. (Дата обращения: 12.10.16).

15. Свадьбина Т.В., Немова О.А. Пакина Т.А. Современный трафик: причин, разновидности, последствия, профилактика // Социологические исследования, 2014, №2, С.43-48 (scopus).

16. Соловьев В.С. Смысл любви /Сост. В.А. Роменец.-К.:Лыбидь-АСКИ,1991.-стр.21-32

17. Сметанина Т.А., Бабаева А.В., Спасский А.Н. Провинциальный контекст как предмет социокультурного анализа // Вестник Мининского университета. 20144. №3(7). С 9.

18. Стрипталк.ру URL: // https://www.striptalk.ru/stati-tegi/club-lyubiteley-striptiza-i-strip-clubov/39. (Дата обращения: 12.10.16).

19. Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд; перевод д-ра М. В. Вульфа с пред. проф. Ив. Дм. Ермакова. — Москва: МЦ «Система» при МК ВЛКСМ, 1989. — 83 с.

20. Шимин Н.Д. Семья как общественное явление: опыт социально-философского анализа / Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. - 190 с.

21. Pip-show URL: // https://pip-show-nn.ru (Дата обращения: 12.10.16).

 

REFERENCES

1. Babaeva A.V. Ehvolyuciya social'noj koncepcii russkoj pravoslavnoj cerkvi vo vtoroj polovine ХХ veka. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filosofskih nauk/Nizhnij Novgorod, 2003. – 178s.

2. Vasilev K. D. the Philosophy of love / Moscow: Progress, 1999.

3. Vasilev K. Love / M.: Progress, 1982. — 384 p.

4. Business network. Nizhny Novgorod URL:// https://www.ds52.ru/firms/1113902/. (Date accessed: 12.10.16).

5. Kozyrkov V. P., Sudbina T. V., Nemova O. A. Attribute human qualities in terms of the revolution of the technosphere] / / Vestnik of SPbSU Series 17 PHILOSOPHY. CONFLICTOLOGY. CULTURAL studies. RELIGIOUS studies, Issue 2, 2016.- S. 15-25.

6. Kozyrkov V. P. socio-cultural concept of the family: factors, forms and mechanisms of its formation Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. And. Lobachevsky. Series: Social science. No. 1 (41). – N. Novgorod: Publishing house NNGU im. N. And. Lobachevsky, 2016. – S. 88-97.

7. Kutyrev V. A. the Mind against a person (the Philosophy of survival in the era of postmodernism) / M, Cero, 1999. – 230 p.

8. Migalatiev of AA On human needs // Social-humanitarian knowledge. 1998, No. 6. – 45-56.

9. Nemova, O. A. Burukina, A. F. Animated films as a means of forming a family moral values, Vestn. Mosk. Univ. Ser. 18. Sociology and political science. 2014. No. 1. – P. 152-173.

10. Nizhegorodka sell her virginity for hundreds of thousands of rubles. URL:// https://m.progorodnn.ru/news/63978 (date accessed: 12.10.16).

11. Plato's Feast: a Conversation about love / Plato; transl. from the Greek. D. I. Gorodetsky. — Moscow: Energiya, 1910. — 110 p.

12. Rozin V. M. Love and sexuality in the culture of the family and attitudes to sex education / M., the Logo, the Higher school,1999. – 208 p.

13. Rurik Y. B. Honey and the poison of love / Moscow, Molodaya Gvardiya, 2002. – 448 p

14. Rosbalt Russia: news, articles, interviews URL: // https://www.rosbalt.ru/russia/2016/10/06/1556210.html. (Date accessed: 12.10.16).

15. Sudbina T. V., Nemova O. A. T. A. Person-Modern traffic: causes, types, consequences, prevention // Sociological researches, 2014, no. 2, Pp. 43-48 (scopus).

16. Soloviev, V. S. Sense of love /Comp. V. A. Romenets.-K.:Lybid PUBLISHERS,1991.-pages 21-32

17. Smetanina T.A., Babaeva A.V., Spasskij A.N. Provincial'nyj kontekst kak predmet sociokul'turnogo analiza // Vestnik Mininskogo universiteta. 20144. №3(7). S 9.

18. Scriptalk.ru URL: // https://www.striptalk.ru/stati-tegi/club-lyubiteley-striptiza-i-strip-clubov/39. (Date accessed: 12.10.16).

19. Freud, S. Essays on the psychology of sexuality / Freud; translation Dr. M. V. Wolfe pre. Professor Eve. DM. Ermakova. — Moscow: MTS "System" at MK VLKSM, 1989. — 83 S.

20. Shimin N.D. Family as a social phenomenon: experience of social-philosophical analysis / Voronezh: Publishing house Voronezh. University press, 1989. - 190 p.

21. Pip-show URL: // https://pip-show-nn.ru (date accessed: 12.10.16).

 

© Немова О.А., Свадьбина Т.В., 2016.

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Немова Ольга Алексеевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры продюсерства и музыкального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: nhl_@list.ru.   Свадьбина Татьяна Владимировна – доктор философских наук, профессор кафедры Философии и общественных наук Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: tsvadbina@mail.ru   INFORMATION ABOUT AUTHORS Nemova, Olga Alekseevna – candidate of sociological Sciences, associate Professor of film producing and music education, Nizhny Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: nhl_@list.ru. Sudbina Tatiana Vladimirovna – doctor of philosophical Sciences, Professor of the Department of Philosophy and social Sciences of Nizhniy Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: tsvadbina@mail.ru  

 


[1] Данные получены в ходе экспертного интервьюирования одного из частых посетителей данного заведения. Экспертный опрос производится в форме свободного интервьюирования. Исследование данной проблемы также осуществляется через анализ страниц социальных сетей (NN.RU, Вконтакте, Одноклассники).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: