Практическое занятие № 1
Литература "потерянного поколения" на примере романов Э.Хемингуэя и Э.М.Ремарка
1. Литература "потерянного поколения" как явление, рожденное под непосредственным воздействием первой мировой войны. «Прощай, оружие!» Э.Хемингуэя и «На западном фронте без перемен» Э.Ремарка как романы литературы «потерянного поколения».
2. Изображение войны в романе; война и любовь. Философия романа и героя. Кодекс чести хемингуэевского героя. Проблема выбора
3. Черты поэтики Э.Хемингуэя. Традиции и новаторство.
4. Э.Ремарк как представитель литературы "потерянного поколения".Тематика романа «На западном фронте без перемен».
5. Образ главного героя. Соотношение героя и автора в романе «На западном фронте без перемен».
6. Тема войны в романах Э. Хемингуэя, Э.М. Ремарка и А. Барбюса (сравнительный аспект).
Тексты для чтения:
Э. Хэмингуэй. «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол»
Э.М. Ремарк. «На западном фронте без перемен», «Три товарища» (1 на выбор).
ЛИТЕРАТУРА
Уоррен Р.П. Эрнест Хемингуэй // Уоррен Р. Как работает поэт/Пер. с англ./ - М., 1988.- С. 98 – 127.
Орлова Р. русская судьба Хемингуэя // Вопр. лит.- 1989. - № 6.-
С. 77 – 107.
Вайль П., Генис А. Интервенция: Глава из книги «60- е. Мир советского человека» // Иностр. лит. – 1991. - № 2. – С. 224 – 249.
Соловьев Э.Ю. Цвет трагедии белый // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. – С. 236 – 285.
Кашкин И. Эрнест Хемингуэй: Критико – биографический очерк.– М., 1966. – С. 68 – 101.
Маянц З. Человек один не может…- М.: Просвещение, 1977. - С.5- 16, 229 – 309.
Старцев А. Молодой Хемингуэй и потерянное поколение // Старцев А. От Уитмена до Хемингуэя. – М., 1975. – С. 281 – 301.
|
Финкельштейн И.Я. Хемингуэй – романист: Годы 20 – 30-е. Горький: Волго – Вятск кн. изд-во, 1974. – С.48-94.
Петрушкин А.И. В поисках идеала и героя: Творчество Эрнеста Хемингуэя в 20 – 30-е годы. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1986. – С. 58-68.
Хемингуэй в воспоминаниях современников /Пер. – М.: Худож. лит., Терра, 1994.
Практическое занятие № 2
Жанр «субъективной эпопеи» в творчестве Марселя Пруста
- Общая характеристика жизни и творчества.
- Роман "В сторону Свана" как новый жанр "субъективной эпопеи"
- Реализация принципов модернизма в романе М. Пруста.
- Особенности композиции и сюжета романа. Время и пространство в романе Пруста.
- Роль памяти и "потока сознания".
- Связь метода М. Пруста с декадансом, импрессионизмом, с новыми веяниями в психологии, философии и искусстве ХХ века.
Тексты для чтения:
М. Пруст. «В сторону Свана»
Литература
1. Андреев Л. Г. Импрессионизм. М.: Изд-во МГУ, 1980. 249 с.
2. Экспрессионизм. М.: Искусство, 1966. 156 с.
3. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1973.
4. Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-60-х гг. М., 1982.
5. Великовский С. В поисках утраченного смысла. М., 1979.
6. Зарубежная литература ХХ века: Учеб. для вузов/ Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др.; Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; 2004.
7. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2-х т. - М., 1997.
8. История всемирной литературы. – М., 1989.
9. История зарубежной литературы ХХ века, 1917-1945: Учеб. для студентов пед. ин-тов.
/Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990.
|
10. Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Составление и общ. Редакция Н. П. Михальской и Л. В. Дудовой. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004.
11. Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. Под ред. Харитонова В. А.; предисловие к русскому изданию Битова А. Г. – М.: Издательство Независимая газета, 2000.
12. “Французская литература XIX-XX вв. – М.: Кивин, 2002 г.
Практическое занятие № 3
Роман Джеймса Джойса «Улисс» как предтеча постмодернизма
- История написания и публикации "Улисса".
- "Улисс" как роман "потока сознания". Философские корни "потока сознания" (У.Джеймс, З.Фрейд, К.Юнг, А.Бергсон).
- Роль мифа в романе «Улиссе». Слово и "текст" как герои романа.
- Вклад Джойса в развитие повествовательной техники и жанра романа в ХХ веке.
- Реализация принципов модернизма в романе Д. Джойса. Роман «Улисс» как предтеча постмодернизма.
- Анализ 1 главы романа «Улисс»: особенности композиции, мифологический подтекст, идея, тематика; художественные приемы (САМОСТОЯТЕЛЬНО!).
Тексты для чтения
Д. Джойс. «Улисс».
Литература
- Андреев Л.Г., Карельский А.В., Павлова Н.С. и др. Зарубежная литература XX в./ под ред. Л.Г. Андреева.-2 изд., испр, доп.-М.:Высш. шк., Academia, 2000.
- История зарубежной литературы XX в. (1917 – 1945) / под ред. В.Н. Богословского, З.Т.- 4е изд., доп.- М.: Просвещение, 1990.
- Дудова Л.В. Гражданской.- Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учеб. пособие.- 2е изд., испр.- М.: Наука, 2000.
- Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Худож. лит.. 1973.
- Корнуэлл Н. Джойс и Россия / пер. с англ. СПб.: Академич. проект, 1998.
- Современный роман: Опыт исследования. М.: Наука, 1990.
- Соловьев Вл. Идея сверхчеловека // Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 626-634.
Практическое занятие № 4
|
А. Камю и Ж.-П. Сартр как представители экзистенциализма
в литературе первой половины 20 века
- Экзистенциализм в зарубежной литературе 20 века: истоки и философия.
- "Немотивированное" поведение свободного героя и его столкновение с официальной моралью в романе А. Камю «Посторонний».Камю и классическая литературная традиция.
- Своеобразие философского романа Сартра "Тошнота".
- Рокантен как герой абсурдного мира; тошнота - состояние героя, обнаружившего бессмысленность реальности и свою абсолютную свободу.
Тексты для чтения:
А. Камю. «Посторонний».
Ж.П. Сартр. «Тошнота», «Мухи»