Семинар 1. Художественный мир произведения




Задания для самостоятельной работы студентов: конспект статьи Лихачева Д.С. «Внутренний мир художественного произведения».

Подготовить ответы на вопросы:

  1. Почему Лихачев считает ошибочным принцип «верности – неверности» художественного произведения действительности?
  2. С чем связано преобразование действительности в художественном произведении?
  3. Что такое художественное время и художественное пространство?
  4. Сравните художественное время в романе Достоевского «Преступление и наказание» и романе Гончарова «Обломов».
  5. Какова роль заячьего тулупа в судьбе Гринева и Пугачева?
  6. Как мир художественного произведения отражает действительности? Приведите примеры.
  7. Как Вы понимаете выражение: «Литература «переигрывает» действительности?
  8. Что означает «сопротивление среды» во внутреннем мире произведения?
  9. Почему для русской сказки характерно малое сопротивление материальной среды?
  10. В чем особенность художественного пространства и времени в сказке?
  11. Какие черты художественного мира Достоевского выделяет Лихачев?

 

Тема 2. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Поэтическая семантика. Тропы. Классификация тропов и их моделирующая функция в художественном произведении. Класс метафор. Виды метафор. Сравнение. Олицетворение. Аллегория – эмблема – символ. Эпитет.

Класс метонимий. Синекдоха. Эвфемизм. Гипербола. Литота. Ирония как идеология и прием.

Поэтический синтаксис. Фигуры и их функции. Фигуры убавления слов (эллипс, бессоюзие, умолчание). Фигуры прибавления слов (повтор и его основные разновидности). Фигуры перемещения слов (параллелизм и его виды, инверсия). Фигуры мысли (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание).

Вопросы для обсуждения:

1. Что Томашевский называет поэтической лексикой. Как создается художественная речь.

2. Отбор слов различной языковой среды. Как используются: варваризмы, диалектизмы историзмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.

3. Что такое прозаизмы. Дайте определение процессу стилизации.

4. Что называется тропами и как слово изменяет основное значение.

5. Какие два основных вида тропов различает Томашевский.

6. Дайте определение метафоре, эпитету, сравнению, аллегории. Каковы их свойства, приведите свои примеры.

7. Дайте определение метонимии, синекдохе, эвфемизмам, перифразе. Каковы их свойства, приведите свои примеры.

8. В чем особенности поэтического синтаксиса?

9. Какие еще классификации средств выразительности Вы знаете? В чем их сходство и в чем отличие.

Вопросы для самоконтроля

1. Установите происхождение и определите основу для переносного значения слов в следующих метафорах:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

(М.Лермонтов)

Пластинкой тоненькой “жилета”

Легко щетину спячки снять.

(О.Мандельшам)

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

(Б.Пастернак)

2. Попытайтесь раскрыть смысл правки А.С.Пушкиным своих рукописей (“Евгений Онегин”):

…И, устремив на чуждый свет

Разочарованный (позолоченный) лорнет…

(I, XIX)

Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят,

Еще усталые (ленивые, проворные) лакеи

На шубах у подъезда спят…

(I, XXII)

Литература

 

1. Клинг О.А. Тропы // Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа, Изд. Центр «Академия», 1999. – с. 432 - 438

2. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996 (Гл. Поэтическая лексика и Поэтический синтаксис).

 

Семинар 3.Анализ эпического произведения

 

1. Применение понятий «сюжет» и «фабула» в анализе художественного произведения. Статья Л. С. Выготского «Легкое дыхание» И. А. Бунина. Как несовпадение сюжета и фабулы определяет смысл бунинского рассказа, превращая историю путаной жизни гимназистки в рассказ о «легком дыхании»?.

2. Анализ смыслообразующей роли композиции романа М. Ю. «Герой нашего времени».

3. Проблема композиции в статье Б. М. Эйхенбаума «Как сделана "Шинель" Гоголя».

 

Литература

 

1. Выготский Л.С. Легкое дыхание // Психология искусства. – М.: Педагогик, 1987. – 140 – 156 с.

2.. Б. М. Эйхенбаума «Как сделана "Шинель" Гоголя».

 

Семинар 4. Коллоквиум.

Обсуждение следующих работ:

Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. – любое издание.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 5. М., 1954.

Семинар 5. Основные категории стиховедения

1. Понятие о ритме. Единицы ритма (стих, метр, стопа, рифма, строфа). Ритм как конструктивный фактор стиха.

2. Системы стихосложения. Смена стихотворных систем в русской поэзии. Суть реформы М.В.Ломоносова-В.К.Тредиаковского.

3. Русское силлабо-тоническое стихосложение. Двусложные и трехсложные размеры. Вспомогательные ритмические единицы: пропуски схемных ударений, анакруза, клаузула, цезура, строчные переносы.

Вопросы для самоконтроля

1. Как эволюция чувства в стихотворения А.С.Пушкина “К***("Я помню чудное мгновенье…")” сопровождается изменением его пространственно-временных координат, реализованных в тексте?

2. Какую смысловую роль играет строчный перенос в стихотворении М.Цветаевой:

Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Ты, меня любивший – дальше

Некуда! – За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени – десницы! –

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах.

3. Среди стихотворений, входящих в цикл И.Бродского “Часть речи”, есть стихотворение, размер которого отличается от других. Найдите это стихотворение и определите его размер.

Семинар 6. Контрольное занятие – выполнение тестов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: