Актуальность - исходныйимпульс в поиске темы проектирования или научного исследования, идущий от реальной жизни, строительной практики, преподавания, культурных и проч. нужд общества (социальный заказ). Социальный заказ, задающий направление в поиске темы, может иметь официальное подтверждение на уровне государственного заказа для научных исследований или находиться в латентном (скрытом) виде.
Например, программа финансирования реконструкции рекреационных пространств города по запросу населения «Комфортная среда»
Область исследования – широкий охват материала, связанного с темой. Область исследования «захватывает» внешние связи объекта исследования.
Например, проблемы экологии городской среды могут быть частично решены за счет новых приемов (или модификации старых) озеленения в структуре плотной городской застройки. Таких приемов сегодня достаточно много в мировой практике – вертикальное озеленение, озеленение крыш, создание многослойной архитектуры в состав которой входят несколько слоев зеленых поверхностей, «закопанная архитектура», реконверсия пром сооружений и пром-зон для создания зеленых зон, создание подземных парков….В результате обзора широкого спектра направлений исследователь получает возможность использовать наиболее эффективные методики, технологии архитектурно-ландшафтной организации среды, которые уже применяются или еще не применялись в связи с выбранной темой.
Границы области исследования – выделяют определенный фактор, влияющий на решение интересующей нас проблемы. Этот выбор отсекает все остальные факторы, влияющие на проблемную ситуацию, т.е. ставит первичные границы сбора объектного материала для исследования.
|
На экологию ГС влияет: транспорт, плотность застройки, соотношение зеленой и застроенной площади в городе, промышленность, климатические факторы и т.д. Мы выбираем только озеленение городской среды – это границы по области исследования. Или мы выбираем все возможные а-л приемы для благоустройства компактных многофункциональных пространств. Или нас интересуют все возможные приемы использования воды в организации архитектурной и городской среды.
Проблема исследования – формулируется через противоречие выявленное в ходе предпроектного анализа.
1. Есть актуальная задача проектирования, но нет возможности решить ее существующими методами проектирования
2. Есть явление в реальной жизни (явно или неявно наметившиеся тенденции в развитии объекта проектирования), которые не получили осмысления с позиции философско-эстетической как новое направление в проектировании
3. Есть исследования в смежных науках, которые надо адаптировать к нашей проектной области в связи с существующими актуальными социально-культурными заказами.
4. Есть опыт проектирования, который никак не отразился на методиках подготовки специалистов - проблема профессионального образования.
И т.п.
Для нас м.б. еще:
- проблемой исследования может стать - экологические и эстетические проблемы городской среды как результат отсутствия системного подхода в использовании инновационных методов озеленения при формировании стратегии развития города.
- проблема адаптации к конкретным (социальным, культурным, ландшафтным, климатическим и экономическим) условиям существующих зарубежных проектных методик.
|
Гипотеза решения проблемы – предварительный вариант решения, выдвинутый априори (без развернутого доказательства) исходя из предположения исследователя. Задает направление поиска решения проблемы.
Предполагаемое решение проблемы, не требует развернутого доказательства, но возможно только на основе широкого обзора опыта проектирования (отечественного и зарубежного), сбора материала смежных наук, в области новых технологий и т.д.. Т.е. на основе ваших знаний в области исследования можно что то предполагать действительно конструктивное. Для этого вы и делали анализ существующих исследований – что бы быть в теме.
Объект исследования – что именно собираешься исследовать? Так называемый «объектный материал»- то что можно фотографировать, измерять, обмерять, взвешивать, трогать….нечто материальное, как правило.
Границы по объекту исследования – определяют подбор материала для исследования.
Например, в случае исследования озеленения города - границами по объекту может стать рассмотрение только крупных городов, т.к. именно там проблема озеленения в плотной городской застройке стоит наиболее актуально.
Предмет исследования - что именно собираешься выявить в ходе исследования? Как правило, это «принципы», «закономерности», «особенности»…
К примеру, предметом исследования могут быть – «закономерности формирования системы озлённых пространств в плотной городской застройке», или «принципы горизонтального озеленения в плотной городской среде», или «особенности применения вертикального озеленения в застройке 70-80-х годов»……
|
Аспект – угол зрения на проблему исследования. Например, композиционный, функциональный, экологический, колористический, конструктивный…..и т.д.
Например, мы можем сосредоточиться на композиционных (эстетических) качествах городской среды, которые она приобретет при внедрении многослойного озеленения, или на экологической эффективности применения этих технологий в условиях повышения плотности городской застройки.
Границы по предмету: включает только необходимые для данного исследования аспекты, отсекают все остальные, упрощая тем самым процесс исследования.
Например, исследуется не все композиционные характеристики, а только цвето-фактурные, не все экологические характеристики, а только влияние на микроклимат…
Изученность вопроса (теория) и практический опыт решений (зарубежный и отечественный) - систематизировать существующие исследования в этой области и смежных областях, выделить наиболее важные (опорные) для твоего исследования труды. Именно наличие этих исследований делают реальным решения твоей исследовательской задачи.
Научная новизна – на основе анализа изученности вопроса выявлен пробел в исследованиях.
Например:
- отсутствие исследований именно в твоем аспекте
- качественное изменение самого объекта исследования, которое требует другого подхода к проектированию т.к. старые методики не учитывают эти новые качества объекта
- или новые соцально- культурные требования к объекту проектирования не имеют отражения в приемах проектирования…..
Практическая новизна. Это новизна практических (проектных) решений, которая основана на предлагаемых принципах, методиках проектирования, выявленных закономерностях…. До тебя ни кто не систематизировал приемы…, до тебя ни кто не учитывал фактор…, до тебя ни кто не рассматривал эти факторы в комплексе….
Цель исследования – (всегда одна) доказать справедливость гипотезы.
Задачи исследования – (несколько) определяют последовательность действий по решению поставленной цели (доказательство гипотезы). Количество задач определяют структуру текста диссертации и количество выводов + еще один (первый), как ответ на доказательство гипотезы в целом и решения цели исследования.
Методы исследования - системный, структурный, комплексный, функциональных аналогий и т.д.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Если три задачи – то три главы, если -4 задачи, то это 4 главы.
Названия глав должно быть связано с задачей.
ВЫВОДЫ
Если у вас три задачи (и три главы), то у вас три вывода + еще один (самый первый и главный), который связан с целью исследования. Итого четыре вывода. Если у вас 4 задачи – то выводов 5.
В первом выводе вы собственно отвечаете на вопрос – верна ли была ваша исследовательская гипотеза!? Ведь именно гипотеза – это предположение каким образом решить проблему. Это и определяло цель исследования - доказать или опровергнуть это предположение.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
Список ВАШИХ публикаций – это НЕ список литературы. Прошу не путать!
Публикаций должно быть не менее трех. Одна из них из списка изданий ВАК, или приравненных к ним.
Объем автореферата не должен превышать 24 стр (40 000 знаков).
В качестве ориентира вам следующее распределение объема текста:
Введение – не более 6-8 стр.
Основная часть – 14 - 12 стр (если три главы то по 4 – 5 стр.)
Выводы – 4-5 стр.