Вопросы для обсуждения:
- Сущность педагогического общения.
- Функции и средства общения.
- Стили общения и стили педагогического руководства.
- Педагогический такт.
СРС:
- Прочитайте материал главы 3 учебного пособия «Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов» и ответьте на поставленные вопросы.
- Проведите самодиагностику с целью выявления своего стиля педагогического общения, а также отношения к людям и профессии. Какие выводы Вы можете сделать о себе на основе анализа результатов самодиагностики?
- Приведите примеры соблюдения педагогического такта, которые Вы наблюдали во время педагогической практики.
Основная литература:
- Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – Глава 3.
Дополнительная литература:
- Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2005. – Глава 3. (С. 97-144).
- Мурашов А.А. Учитель как речевая личность (эпоха катастроф): Учебное пособие. – М., 2008. (Серия «Библиотека студента»).
Приложения
Тест 1. Самодиагностика.
Проанализируйте свое отношение к педагогической профессии (да, нет).
- Считают ли другие, что вы человек обидчивый, ранимый, уязвимый в общении (ответ на критику, замечание).
- У вас долго в душе сохраняется осадок от разного рода переживаний, возникающих в общении (досады, радости, печали)?
- У вас часто бывают подъемы и спады настроения?
- Вы долго и тяжело переживаете критику в свой адрес?
- Вас очень утомляет шумная, веселая компания?
- Вы заметно испытываете затруднения, стесняетесь, когда приходится знакомиться с новыми людьми?
- Вам легче и приятнее узнать о чем-либо из книг, чем спросить об этом других?
- Вы часто испытываете желание отдохнуть в одиночку, побыть в тишине?
- Вы долго подыскиваете нужные слова, когда вам приходится разговаривать?
- Вы предпочитаете узкий круг постоянно знакомых широкому кругу новых знакомых.
Если вы на большинство вопросов ответили утвердительно, то, по-видимому, вы будете испытывать большие сложности в процессе общения с детьми, учителями и сверстниками. (Источник: Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.-С.33.)
Тест 2. Стили педагогического общения.
Выберите 20 педагогических суждений, которые Вы принимаете безоговорочно.
- Нет от природы идеальных детей.
- Наказания — испытанный способ преодоления порочных наклонностей детей.
- Школьникам свойственна справедливость в оценке знаний одноклассников.
- Чтобы ученик не зазнавался, надо откровенно говорить о его недостатках в коллективе.
- Терпимость, склонность к компромиссу с детьми профессионально необходимы учителю.
- Уважать ребенка — значит предъявлять высокие требования.
- Важно не столько регулировать поведение школьников, сколько побуждать их к саморегуляции.
- В одобрении педагога больше нуждаются слабые, а не сильные учащиеся.
- Без требовательности ни обучать, ни воспитывать детей нельзя.
- Чем агрессивнее ребенок, тем больше он нуждается в требовательности учителя.
- Ложь школьника должна разоблачаться публично.
- Уступчивость учителя не вредит воспитанию сильного характера.
- При рассаживании учащихся в классе нужно учитывать их успеваемость и поведение.
- Чтобы мальчик рос мужественным, нужно стыдить его, когда он проявляет слабость.
- Хотя у детей и небольшой жизненный опыт, учителю необходимо чаще с ними советоваться.
- Школа и семья должны предъявлять к учащимся единые педагогические требования.
- Любой педагогический конфликт может быть разрешен без насилия над ребенком.
- Индивидуальная беседа предназначена для того, чтобы убедить школьника в допущенных ошибках.
- Соблюдение дистанции в общении с детьми таит опасность их отчуждения.
- Учитель, избегающий конфликтов со школьниками, проявляет профессиональную слабость.
- В личностном плане учитель не лучше ученика.
- Конфликт — способ закалки характера ученика.
- Учителю нужно не послушание ребенка, а развитие способности возражать.
- За каждый серьезный проступок школьник должен быть наказан.
- Уважающий ребенка учитель тот, кто считается с его потребностями, желаниями, настроением.
- Главное на уроке — порядок и дисциплина.
- Только равнопартнерский диалог побуждает ребенка самостоятельно мыслить.
- Если не делать детям замечаний, добиться дисциплины затруднительно.
- Учитель призван ограждать детей от дистрессов.
- Нельзя потакать желанию учащихся носить в школу украшения и приходить не в форме.
- Если ученик плохо учится, у него отсутствует положительная мотивация.
- Необходимо требовать, чтобы все дети при входе учителя немедленно вставали.
- Главное в гуманистической педагогике — это искусство диалога с ребенком.
- Разболтанность школьников — следствие неумения учителя быть требовательным.
- Все дети богато одарены природой, но каждый по- своему
- Педагог не имеет права на ошибки ни в учебной, ни в воспитательной работе.
- Хороший учитель возвышает личность ребенка, укрепляя веру в свои силы, плохой — разрушает ее.
- Чтобы школьник не рос эгоистом, он должен подчиняться коллективу.
- Восприятие ребенка таким, каков он есть, помогает предвидеть развитие его личности.
- Плохо посещают школу нерадивые, ленивые дети.
- Насилие деформирует личность ребенка.
- В процессе воспитания необходимо поощрять детей за хорошие поступки и наказывать за плохие.
- Авторитарность учителя оборачивается рабской психологией ребенка.
За каждое суждение с нечетным номером — 2 балла, с четным номером — 1 балл. Если в сумме Вы набрали 15 и более баллов, налицо склонность к демократическому стилю общения с детьми, а если менее 15 — к проявлению авторитарности. (Источник: Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн., 1998. – С.201-202.)
Тест 3. Конфликтная компетентность учителя.
Выберите 10 педагогических суждений, которые на Ваш взгляд бесспорны:
- Оберегаю детей от стрессов
- Не боюсь на уроке говорить школьнику самые нелицеприятные вещи. Только так можно бороться с недостатками.
- Если чувствую отчуждаемость ученика, стараюсь понять причину.
- Справедливое наказание укрепляет детский характер.
- В случаях разногласий со школьниками предпочитаю идти на компромисс.
- Учитель, уступающий учащимся, теряет педагогический авторитет.
- Корректность во взаимоотношениях со старшеклассниками никогда не вредит.
- Всегда помню проступки каждого школьника и умею в нужный момент напомнить о них. Это предупреждает повторение ошибок.
- Если ошибаюсь, всегда прошу прощения у детей.
- Если потакать капризам детей, они "садятся на голову".
- Радуюсь, когда конфликт разрешается изящно, без нервотрепки.
- На ученические проступки нужна педагогическая реакция, пресекающая их.
- Не обижаюсь, если школьники замечают мои ошибки.
- Когда ученик нарушает дисциплину, объясняю необходимость наказания тем, что он мешает не мне, а классу.
- Разрешая конфликт с учеником, всегда думаю, какое влияние оказываю на других ребят.
- Строго наказываю школьника за сознательно совершенный проступок.
- Если ребенок нарушил порядок, могу сделать вид, что ничего не заметил.
- На трудных подростков предпочтительней действовать через коллектив.
- Когда возникает конфликт, никогда не разрешаю его за счет унижения достоинства ребенка.
- Испытываю удовлетворение, когда не я, а класс осуждает ученика за леность и разболтанность.
- Учитель всегда неправ, если ребенок уходит с урока в слезах.
- Беспрекословное выполнение педагогических требований — залог успеваемости и дисциплины.
Подсчитайте сумму полученных баллов: четный номер — 10, нечетный — 20 баллов. Набравшие 140 и более баллов имеют склонность к компетентным, конструктивным решениям, набравшие менее 140 баллов — к проявлению конфликтогенности.
1.5. Видеокейс (культпоход в кинотеатр)
Примерные вопросы для обсуждения:
· Охарактеризуйте стиль педагогической деятельности учителя. Каковы, на Ваш взгляд, преимущества и недостатки данного стиля?
· Какие методы (способы действий) применяет учитель при изучении учебного материала? Что он делает в случаях, когда учащиеся не понимают или не хотят изучать данный материал?
· Как учитель реализует индивидуальный подход к учащимся?
· Какие способы дисциплинирования использует учитель? Оцените их эффективность.
· Как учитель решает задачу сплочения детского коллектива? Почему он уделяет этой задаче особое внимание?
· От каких факторов зависит успех каждого ученика? Какую роль среди них играет личность учителя?
· Ваш вопрос, которого нет в списке…