Общение как основа педагогической деятельности.




Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность педагогического общения.
  2. Функции и средства общения.
  3. Стили общения и стили педагогического руководства.
  4. Педагогический такт.

СРС:

  1. Прочитайте материал главы 3 учебного пособия «Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов» и ответьте на поставленные вопросы.
  2. Проведите самодиагностику с целью выявления своего стиля педагогического общения, а также отношения к людям и профессии. Какие выводы Вы можете сделать о себе на основе анализа результатов самодиагностики?
  3. Приведите примеры соблюдения педагогического такта, которые Вы наблюдали во время педагогической практики.

Основная литература:

  1. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – Глава 3.

Дополнительная литература:

  1. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2005. – Глава 3. (С. 97-144).
  2. Мурашов А.А. Учитель как речевая личность (эпоха катастроф): Учебное пособие. – М., 2008. (Серия «Библиотека студента»).

Приложения

Тест 1. Самодиагностика.

Проанализируйте свое отношение к педагогической профессии (да, нет).

  • Считают ли другие, что вы человек обидчивый, ранимый, уязвимый в общении (ответ на критику, замечание).
  • У вас долго в душе сохраняется осадок от разного рода переживаний, возникающих в общении (досады, радости, печали)?
  • У вас часто бывают подъемы и спады настроения?
  • Вы долго и тяжело переживаете критику в свой адрес?
  • Вас очень утомляет шумная, веселая компания?
  • Вы заметно испытываете затруднения, стесняетесь, когда приходится знакомиться с новыми людьми?
  • Вам легче и приятнее узнать о чем-либо из книг, чем спросить об этом других?
  • Вы часто испытываете желание отдохнуть в одиночку, побыть в тишине?
  • Вы долго подыскиваете нужные слова, когда вам приходится разговаривать?
  • Вы предпочитаете узкий круг постоянно знакомых широкому кругу новых знакомых.

Если вы на большинство вопросов ответили утвердительно, то, по-видимому, вы будете испытывать большие сложности в процессе общения с детьми, учителями и сверстниками. (Источник: Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.-С.33.)

 

Тест 2. Стили педагогического общения.

Выберите 20 педагогических сужде­ний, которые Вы принимаете безоговорочно.

  1. Нет от природы идеальных детей.
  2. Наказания — испытанный способ преодоления пороч­ных наклонностей детей.
  3. Школьникам свойственна справедливость в оценке зна­ний одноклассников.
  4. Чтобы ученик не зазнавался, надо откровенно говорить о его недостатках в коллективе.
  5. Терпимость, склонность к компромиссу с детьми про­фессионально необходимы учителю.
  6. Уважать ребенка — значит предъявлять высокие требо­вания.
  7. Важно не столько регулировать поведение школьников, сколько побуждать их к саморегуляции.
  8. В одобрении педагога больше нуждаются слабые, а не сильные учащиеся.
  9. Без требовательности ни обучать, ни воспитывать детей нельзя.
  10. Чем агрессивнее ребенок, тем больше он нуждается в требовательности учителя.
  11. Ложь школьника должна разоблачаться публично.
  12. Уступчивость учителя не вредит воспитанию сильного характера.
  13. При рассаживании учащихся в классе нужно учитывать их успеваемость и поведение.
  14. Чтобы мальчик рос мужественным, нужно стыдить его, когда он проявляет слабость.
  15. Хотя у детей и небольшой жизненный опыт, учителю необходимо чаще с ними советоваться.
  16. Школа и семья должны предъявлять к учащимся единые педагогические требования.
  17. Любой педагогический конфликт может быть разрешен без насилия над ребенком.
  18. Индивидуальная беседа предназначена для того, чтобы убедить школьника в допущенных ошибках.
  19. Соблюдение дистанции в общении с детьми таит опас­ность их отчуждения.
  20. Учитель, избегающий конфликтов со школьниками, проявляет профессиональную слабость.
  21. В личностном плане учитель не лучше ученика.
  22. Конфликт — способ закалки характера ученика.
  23. Учителю нужно не послушание ребенка, а развитие спо­собности возражать.
  24. За каждый серьезный проступок школьник должен быть наказан.
  25. Уважающий ребенка учитель тот, кто считается с его потребностями, желаниями, настроением.
  26. Главное на уроке — порядок и дисциплина.
  27. Только равнопартнерский диалог побуждает ребенка са­мостоятельно мыслить.
  28. Если не делать детям замечаний, добиться дисциплины затруднительно.
  29. Учитель призван ограждать детей от дистрессов.
  30. Нельзя потакать желанию учащихся носить в школу ук­рашения и приходить не в форме.
  31. Если ученик плохо учится, у него отсутствует положи­тельная мотивация.
  32. Необходимо требовать, чтобы все дети при входе учите­ля немедленно вставали.
  33. Главное в гуманистической педагогике — это искусство диалога с ребенком.
  34. Разболтанность школьников — следствие неумения учи­теля быть требовательным.
  35. Все дети богато одарены природой, но каждый по- своему
  36. Педагог не имеет права на ошибки ни в учебной, ни в воспитательной работе.
  37. Хороший учитель возвышает личность ребенка, укреп­ляя веру в свои силы, плохой — разрушает ее.
  38. Чтобы школьник не рос эгоистом, он должен подчи­няться коллективу.
  39. Восприятие ребенка таким, каков он есть, помогает предвидеть развитие его личности.
  40. Плохо посещают школу нерадивые, ленивые дети.
  41. Насилие деформирует личность ребенка.
  42. В процессе воспитания необходимо поощрять детей за хорошие поступки и наказывать за плохие.
  43. Авторитарность учителя оборачивается рабской психо­логией ребенка.

За каждое суждение с нечетным номером — 2 балла, с чет­ным номером — 1 балл. Если в сумме Вы набрали 15 и более баллов, налицо склонность к демократическому стилю обще­ния с детьми, а если менее 15 — к проявлению авторитарно­сти. (Источник: Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн., 1998. – С.201-202.)

 

Тест 3. Конфликтная компетентность учителя.

Выберите 10 педагогических суждений, которые на Ваш взгляд бесспорны:

  1. Оберегаю детей от стрессов
  2. Не боюсь на уроке говорить школьнику самые нелице­приятные вещи. Только так можно бороться с недостатками.
  3. Если чувствую отчуждаемость ученика, стараюсь понять причину.
  4. Справедливое наказание укрепляет детский характер.
  5. В случаях разногласий со школьниками предпочитаю ид­ти на компромисс.
  6. Учитель, уступающий учащимся, теряет педагогический авторитет.
  7. Корректность во взаимоотношениях со старшеклассни­ками никогда не вредит.
  8. Всегда помню проступки каждого школьника и умею в нужный момент напомнить о них. Это предупреждает повторе­ние ошибок.
  9. Если ошибаюсь, всегда прошу прощения у детей.
  10. Если потакать капризам детей, они "садятся на голову".
  11. Радуюсь, когда конфликт разрешается изящно, без нер­вотрепки.
  12. На ученические проступки нужна педагогическая реак­ция, пресекающая их.
  13. Не обижаюсь, если школьники замечают мои ошибки.
  14. Когда ученик нарушает дисциплину, объясняю необхо­димость наказания тем, что он мешает не мне, а классу.
  15. Разрешая конфликт с учеником, всегда думаю, какое влияние оказываю на других ребят.
  16. Строго наказываю школьника за сознательно совершен­ный проступок.
  17. Если ребенок нарушил порядок, могу сделать вид, что ничего не заметил.
  18. На трудных подростков предпочтительней действовать через коллектив.
  19. Когда возникает конфликт, никогда не разрешаю его за счет унижения достоинства ребенка.
  20. Испытываю удовлетворение, когда не я, а класс осужда­ет ученика за леность и разболтанность.
  21. Учитель всегда неправ, если ребенок уходит с урока в слезах.
  22. Беспрекословное выполнение педагогических требова­ний — залог успеваемости и дисциплины.

Подсчитайте сумму полученных баллов: четный номер — 10, нечетный — 20 баллов. Набравшие 140 и более баллов имеют склонность к компетентным, конструктивным решениям, на­бравшие менее 140 баллов — к проявлению конфликтогенности.

 

1.5. Видеокейс (культпоход в кинотеатр)

Примерные вопросы для обсуждения:

· Охарактеризуйте стиль педагогической деятельности учителя. Каковы, на Ваш взгляд, преимущества и недостатки данного стиля?

· Какие методы (способы действий) применяет учитель при изучении учебного материала? Что он делает в случаях, когда учащиеся не понимают или не хотят изучать данный материал?

· Как учитель реализует индивидуальный подход к учащимся?

· Какие способы дисциплинирования использует учитель? Оцените их эффективность.

· Как учитель решает задачу сплочения детского коллектива? Почему он уделяет этой задаче особое внимание?

· От каких факторов зависит успех каждого ученика? Какую роль среди них играет личность учителя?

· Ваш вопрос, которого нет в списке…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: