К СУДЬБЕ ДЕРЖАВЫ ПРИКОСНУЛСЯ КАЖДЫЙ




Павел Рыженко родился в 1970 году в Калуге. В 1982 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. Затем поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника СССР Ильи Глазунова и окончил ее в 1996 году.

Но овладеть секретами мастерства для такой мощной, глубокой личности, как Павел Рыженко, еще не означало стать живописцем. Осмысливая судьбу родной страны, ее прошлое и настоящее, он искал ответы на болевые вопросы с помощью веры, в монастыре, на Афоне, работая в архивах, путешествуя по святым местам. Он признанный мастер диорам.

Сам художник говорил: «Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа. Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а может быть, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь».

Экспозиция «Судьба державы» разместилась в краевом художественном музее имени Ф. А. Коваленко на двух этажах. Здесь была представлена серия большеформатных холстов, на которых изображены сцены тысячелетней российской истории от князя Святослава до Дня Великой Победы – 9 мая 1945 года.

Погружение в историю древних времени начинается с полотен о Князе Киевском Святославе, который возглавлял Древнерусское государство в 945-972 годах. Полотна называются «Святослав. Последний бой на порогах Днепра» и «Святослав. Цимисхий». И зритель словно ощущает образ будущего Руси, видя плененного русского князя Святослава и размышляющего византийского императора Иоанна Цимисхия, который приходит к выводу после сражения с русичами: «Этот народ примет крещение, очень скоро».

Гениальные картины автора уводят нас в историю самых судьбоносных и решающих событий родного Отечества. «Я пленю твою землю», - самонадеянно предрек предводитель шведов Биргер в послании Великому князю Александру, который этой бумажкой вытер свой меч и ошеломил врага внезапностью произошедшего сражения за свою веру, духовный суверенный мир русского человека, за Святую Русь! И победил!

Художник развивает тему образов святого князя - талантливого полководца в полотнах «Сартак» и «Александр Невский».

Экскурсию по залам художественного музея проводит искусствовед Екатерина Юрьевна Исакова, родственница художника. От картины к картине нас ведет стройная, изящная, глубоко верующая русская женщина, переживающая судьбу державы, как свою. С точки зрения православия, гражданина и патриота, она эмоционально, с сердечным участием проживает каждый миг судьбы нашего Отечества, изображенный на картинах. Знание православия, исповедание веры, глубокие исторические познания, даты, архивные факты, присущие художнику, стали неотъемлемыми чертами и нашего экскурсовода.

…И вот мы уже в северных лесах, где основал свою обитель игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Он благословляет князя Дмитрия на битву с войском Золотой Орды под предводительством Мамая. Русь готовилась к этому сражению как к «воскресению из мертвых». «Ты победишь», - сказал преподобный князю, благословляя его на сражение. Художник смог написать не просто лицо, а духовный лик монаха, взгляд которого пронизывает толщу веков и прозревает будущее России.

Каждый из нас всматривается в картины «Молитва Пересвета» и «Ослябя». На них изображены молящиеся монахи, принявшие великую схиму, перед поединком с богатырями Мамая. И стучат наши сердца, видя, как без кольчуги, в одном схимническом одеянии несется на коне духовный богатырь Александр Пересвет. «Молитва Пересвета»

«Ослябя»

Талантливо и неповторимо создана живописная композиция «Победа Пересвета», которую даже не с чем сравнить в современной живописи. А «Поле Куликово», где в центре полотна хоругвь с изображением Иисуса Христа, напоминает нам истину – всемогущ Бог наш, и Он не оставляет своих.

«Победа Пересвета»

 

«Поле Куликово»

Куликовское сражение окончено. Нет уже старой Руси, вместе с ее язычеством и междуусобными войнами. Русь покаялась, через боль, унижение, кровь и страдания смыла с своего державного организма греховные струпы. Теперь православие стало основой нашего исторического бытия. Сколько мыслей и чувствований порождает цикл живописных полотен «Стояние на костях», «Сергий» и другие. Но особенно потрясла картина «Безмолвие». После победы вернулись домой воины и князь Московский Димитрий, прозванный Донским. И прибыл он в обитель к своему наставнику преподобному Сергию, который своей молитвою «удерживал» поле боя. После великой победы князь и игумен, сидя рядом на скамейке под деревом погрузились в сокровенное безмолвие…

И опять болью сжимается сердце за родную Русь и ее настоящего и православного Государя Иоанна Грозного, оболганного и оклеветанного врагами нашей Отчизны. Холст под названием «Царево молчание» показывает нам православного, замечательного русского царя, сидящего после церковного Богослужения на скамье, кормящего стайку разных птичек и погруженного в молитвенное созерцание. Молчание первого русского Государя, было неким внутренним состоянием русского народа. Но Запад решил заглушить его проклятием и клеветой, ненавистью, завистью и злобой. Совершенно в новых смысловых красках предстоит перед зрителями также оклеветанный врагами России Малюта Скуратов на полотне «Царский указ».

«Царево молчание»

«Царский указ».

Далее идет галерея русских императоров. Картины «Тайна царева. Государь Феодор Иоаннович», «Царь Алексей Михайлович (Тишайший) и другие открывают характер православных монархов, их веру, их русские черты. На полотне Александр III ловит рыбу, заморские послы ждут. «Пока Царь русский удит рыбу, Европа может подождать», - именно тогда родился этот девиз самодержавной монархии в России. И вот минуло 100 лет со дня Бородинского сражения. В России праздновали юбилей. Все приглашенные вместе с последним русским царем Николаем II и его семейством разместились на природе для фотографии на память. Часть полотен посвящена Государю Николаю, в годы правления которого Российская империя достигла небывалого подъема. Будущий святой страстотерпец запечатлен художником в момент рождения авиации, в госпитале с ранеными солдатами…

«Царь Алексей Михайлович (Тишайший)»

«Пока Царь русский удит рыбу, Европа может подождать»

Особенно удивительны и трогательны полотна с изображениями русских святых. Это сказы в красках о преподобном батюшке Серафиме, его стоянии на камне тысячу дней и ночей, когда наполеоновские полчища подступили к деревне Бородино. Силуан Афонский, на мгновение остановившийся в полдень у колодца и задумавшийся о своем пути, ведущим его к великому покаянию и Богу. На картине «Братия» изображены афонские монахи – люди не от мира сего, чтобы следовать всю свою жизнь за Тем, Кто любовью победил мир.

Без слез, без боли, без страдания невозможно смотреть на работы гениального художника Павла Рыженко. Это картины о самом ужасном и трагическом моменте нашей истории – свержении Царя и гибели его и семейства. «Прощание с конвоем», первый арест «В Александровском дворце», «Ипатьевский дом», «Наследник».

Но русский дух, русская душа все перенесет, все перетерпит, если в нем жива еще вера во Христа. Вот и картина об эмигрантах «Пасха в Париже» вызывает даже у нас до сих пор не проходящую ностальгию по той ушедшей России.

«Прощание с конвоем»

«В Александровском дворце»

 

 

«Ипатьевский дом»

«Пасха в Париже»

И опять взор художника снова устремляется к монахам. Из-под кисти художника выходят несколько картин о трагической судьбе человека, душа которого могла восстать из глубины греха. Кто-то нечаянно тронул веревку, и раздался «Удар колокола». Красноармеец вдруг вспомнил свою прежнюю жизнь, когда он был верующим, и ясно понял, что о нем звонил колокол, о его погибающей душе. Художник показывает его возвращение домой, когда он повесил на могильный крест своей жены «Веночек» из полевых цветков и глубоко задумался… В его душе начинается великое покаяние, и он уходит в монастырь. Теперь уже старец, сидит в лесу и молится по четкам. Печально смотрит на «Муравейник», который представляется ему горестным бытием его души и суетной, греховной жизни. Один из холстов посвящен есаулу императорских казачьих войск, который вместо эмиграции избрал монашество на Афоне. И последняя картина этой тематики очень пронзительна и трогательна. Бывший советский комдив после взятия Берлина сумел преодолеть собственную духовную гибель. Он уехал на Афон и принял монашество. Полотно «9 МАЯ» - это день Пасхи на Афоне.

«Удар колокола».

«Муравейник»

«9 МАЯ»

Участники выставки делились друг с другом: «Потрясающе! Гениально! Чудо! Гордость за Россию! Это настоящее открытие! Какие батальные сцены! Сколько новой информации сообщила экскурсовод Екатерина Юрьевна! Вот где надо проводить уроки истории для школьников! На такие выставки надо обязательно приглашать молодежь! Здесь история в красках, без лжи и фальсификаций!» Из высказывания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: «Он действительно великий художник современности, и своим творчеством вписал особую страницу в истории русского искусства».

Закончилась встреча с прекрасными творения великого российского художника Павла Рыженко. При прощании мы пообщались с художником - реставратором, искусствоведом, членом правления Фонда Павла Рыженко Дмитрием Игоревичем Исаковым. Он подарил монастырю несколько репродукций художника и коснулся вопроса открытия исторической памяти народа. Игумен монастыря «Крестовая Пустынь» отец Лев подчеркнул, что именно такие живописные произведения могут сподвигнуть на главную добродетель – покаяние.

Павел Рыженко - живописец, философ, историк. В его реалистичных и исторически достоверных картинах присутствует глубокий религиозный и философский символизм, зримое и земное открывает зрителю нематериальное, духовное, приподнимая завесу перед реальностью иного, горнего мира. Павел Рыженко прожил очень короткую жизнь – всего 44 года. Он погиб не на поле брани, но вся его жизнь была битвой добра со злом.

Текст подготовила монахиня Елисавета /Грачева/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: