Теперь разберем, что такое остановка транспортного средства и в каких случаях, сотруднику полиции предоставляется право остановки ТС и на каком основании:
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 (Права полиции) Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон «О полиции») полиция наделена правом останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления транспортными средствами, а также документы на сами транспортные средства и перевозимые грузы. В пунктах 1.2 и 2.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила), также предусмотрено, что право остановки транспортных средств с помощью соответствующих сигналов, установленных Правилами, предоставлено регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции. При этом каких либо специальных мест или условий реализации этого права Правилами не установлено. В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона «О полиции» и подпунктом 4 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, к компетенции МВД России относится нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, а также определение порядка реализации прав и обязанностей полиции.
Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (утвержден приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664) определен, в числе прочего, порядок и основания реализации установленного вышеназванным пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» права останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления транспортными средствами, а также документы на сами транспортные средства и перевозимые грузы. Полномочия по остановке транспортных средств и проверке документов на право пользования и управления ими, документов на транспортные средства и перевозимые грузы, наличия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства изначально отражены в подпункте 6.11 Административного регламента. В соответствии с пунктом 60 Административного регламента надзор за дорожным движением может осуществляться, в частности, в пешем порядке, на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении, а также на стационарном посту ДПС. При этом право предъявления сотрудником полиции требования об остановке водителем транспортного средства, предусмотренное в пункте 84 Административного регламента, не зависит от того, каким способом он осуществляет надзор за дорожным движением, равно как и от того, на каком основании им реализуется это право.
|
При этом отдельно хотелось бы выделить п. 84.13 Административного регламента. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
|
Пунктом 106 устанавливаются дополнительные основания для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, когда водитель самостоятельно остановил транспортное средство либо когда транспортное средство остановлено сотрудником по другим основаниям. Отсутствие противоречий указанных пунктов подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2018 года №АКПИ17- 1115.
Из анализа указанных правовых норм следует, что остановка ТС в соответствии с п. 84 административного регламента, никоем случаем не нарушает 27 статью Конституции РФ и право на свободное передвижение по территории РФ.
При этом если Вам при остановке ТС очередной автоюрист будет заявлять, что Вы нарушаете ст. 27 Конституции РФ, Вы не обязаны ему разъяснять все выше написанное. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Еще одним излюбленным требованием автоблогеров, является требование предъявить им на месте остановки, документы по проводимым операциям или мероприятиям, при этом оны ссылаются на п. 7 ст. 5 Федерального закона «О полиции» Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом. Как мы видим из данного пункта гражданин имеет права ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. При этом ему просто необходимо разъяснить - где и как он может это сделать: обратиться в дежурную часть, прибыть на прием к руководству в приемные дни или направить соответствующее обращение в подразделение в соответствии с 59 ФЗ.