Название и датировка
Первыми стали выделять греко-персидские войны как исторический период в истории Эллады немецкие историки XIX—начала XX века. В частности, Г. Бузольт в разделе «Персидские войны» описывает взаимоотношения греков с Лидией, Персией и Карфагеном с VII века до н. э. и до изгнания Ксеркса из Греции в 479 году до н. э.[2] К. Ю. Белох в своей «Греческой истории» описал войны греков и персов начала V века до н. э.[3] В отличие от немецких историков, британские учёные этого же времени не выделяли отдельного периода греко-персидских войн, а под «Персидской войной» понимали только поход Ксеркса в 480 году до н. э. Во второй половине XX века Э. Бёрн писал, что греко-персидские войны начались с завоевания Ионии Киром в 546 году до н. э. и закончились последней кампанией Кимона на Кипре[4]. Позднее он изменил свою точку зрения и связал начало войн с началом Ионийского восстания в 499 году до н. э.[5] Эта точка зрения в середине XX века стала более распространённой. Одни историки датировали греко-персидские войны 500/499—449 годами до н. э., другие — 500—479 или даже 490—479 годами до н. э.[6]
Геродот первым из античных писателей называет греко-персидские войны термином τα μιδικα, который впоследствии станет одним из общепринятых для обозначения этого конфликта[7]. Это название встречается у «отца истории» один раз и впоследствии стало применяться в значении хронологического ориентира, как и Троянская война[8]. Фукидид также использовал в основном это понятие для обозначения конфликта. Этот термин является сокращением от τα μιδικα πραγματα, что означает «мидийские дела» (или «дела с мидянами», «отношения с мидянами»). Переводят это понятие в изданиях Геродота и Фукидида по-разному. У Фукидида это выражение подразумевает битву при Марафоне 490 года до н. э. и поход Ксеркса 480—479 годов до н. э.[9] Таким образом, окончание войн он относил к 479 году до н. э. и не включал в него события пентеконтаэтии[10]. В IV веке до н. э. этот термин продолжает сохраняться (оно используется в сочинениях Андокида, Ксенофонта и Аристотеля), несмотря на то, что появляется общая тенденция перехода от восприятия персов как мидян к восприятию их как персов[10]. Определение ο μιδικος πολεμος («мидийская война») впервые употребляет Фукидид, подразумевая поход Ксеркса. Диодор Сицилийский относил окончание войны к взятию Сеста в 479 году до н. э.[11] Один раз Фукидид использует термин το μιδικο («мидийское дело»), подразумевая только военные действия против Ксеркса в 480 году до н. э.[12]
|
В IV веке до н. э. появилась общая тенденция перехода от восприятия персов как мидян к восприятию их как персов. В связи с этим греческие авторы, в частности, Исократ и «Платон», стали называть мидийские войны персидскими[12]. В эллинистический и римский периоды греческие писатели, в частности, Плутарх и Павсаний, стремясь подражать авторам классической эпохи, активно употребляли термин «Мидийские войны»[13]. Один раз Фукидид использует определение «Эллинская война», вероятно, для обозначения действий Делосского союза против Персии после 478 года до н. э.[14] Таким образом, древние греки ограничивали греко-персидские войны 490 и 479 годами до н. э.[15]
|
Основные этапы
В историографии греко-персидские войны принято делить на две: (первая — 492-490 до н. э., вторая — 480-479 до н. э.) или три войны (первая — 492 до н. э., вторая — 490 до н. э., третья — 480-479 (449) до н. э.).
· Восстание Милета и других городов Ионии против персидского владычества (500/499—494 до н. э.).
· Вторжение Дария I на Балканский полуостров, окончившееся его поражением при Марафоне (492—490 до н. э.).
· Поход Ксеркса I (480—479 до н. э.).
· Действия Делосского военного союза против персов в Эгейском море и Малой Азии (478—459 до н. э.).
· Афинская экспедиция в Египет и окончание греко-персидских войн (459—449 до н. э.).
Предпосылки
На протяжении Тёмных веков большое количество людей из древнегреческих племён ионийцев, эолийцев и дорийцев переселились на побережье Малой Азии. Ионийцы поселились на побережье Карии и Лидии, а также островах Самос и Хиос, где основали 12 городов[20]. Милет, Миунт, Приена, Эфес, Колофон, Лебед (англ.)русск., Теос, Клазомены, Фокея, Эрифры, Самос и Хиос, осознавая свою этническую близость, воздвигли общее святилище Панионий (англ.)русск.. Таким образом, они основали культурный союз, постановив не допускать в него другие города, в том числе населённые ионянами. Как отмечает Геродот, союз был достаточно слаб, и никто, кроме Смирны, туда не стремился[21][22]. Во время правления царя Крёза Иония была завоёвана и вошла в состав Лидии. Крёз предоставил грекам управление внутренними делами и требовал лишь признания своей верховной власти и умеренной дани. Ионийцы приобрели ряд выгод, в связи с чем легко смирились с потерей своей независимости[23].
|
Правление Крёза завершилось полным завоеванием его царства Киром II Великим, основателем империи Ахеменидов. Во время войны с Крёзом персы отправили ионийцам предложение отложиться от Лидии. Оно было отвергнуто всеми городами, за исключением Милета[24][25]. После взятия главного города Сарды и пленения Крёза к Киру было отправлено посольство от эллинов, проживавших на побережье Малой Азии. Ионийцы соглашались подчиниться новому властителю на тех же условиях, что и предыдущему[24][26]. Предложение было отвергнуто: Кир ответил послам притчей о рыбаке, который сначала безуспешно пытался игрой на флейте заманить рыбу на сушу, а, поймав её неводом, приказал бьющейся на земле рыбе «прекратить свою пляску», так как она прежде не захотела плясать под флейту[24]. Согласно Диодору, Кир через своего полководца Гарпага потребовал полного подчинения Персии[27]. Ионийцы не могли принять условий персов и начали готовиться к войне. Договор Милета и Персии, по-видимому, должен был предоставить милетянам автономию в составе Персидской державы[28], но после воцарения Дария I «особый статус» Милета был отменён[29].
Спарта, ставшая к тому времени одним из самых могущественных полисов Греции, поддерживала тесные отношения с Лидийским царством, своеобразным итогом чего стал лидийско-спартанский союзный договор, заключённый около 550 года до н. э.[30]. Это событие произошло ещё до начала войны лидийцев с Персией, и с точки зрения спартанцев, договор не был направлен против какого-либо конкретного врага[31]. После начала войны и битвы при Птерии Крёз обратился к спартанцам с просьбой о военной помощи[32]. Спартанцы решили оказать помощь лидийцам, но не успели: во время приготовлений пришла весть о том, что Сарды пали, а Крёз взят в плен[33].
В 545 г. до н. э. на собрании ионийских греков в Панионии было решено обратиться к Спарте с просьбой о военной помощи[24]. Ионийскому посольству было отказано в помощи[34]. Вероятно, спартанцы опасались выступать против доселе незнакомого противника, победившего могущественное, как казалось, царство Крёза[35]. Но они, желая сохранить свою репутацию, решили действовать дипломатическими способами. Спартанский посол заявил от имени спартанских властей, что персы не должны начинать военные действия против полисов Ионии и Эолиды[34], но Кир отверг это предупреждение[36][37]. После непродолжительного сопротивления все города эллинов на западном побережье попали в полное подчинение к персам[38].
Во время царствования Камбиза персам подчинились греческие города Кипра[39], а также Кирена[40]. В первые годы правления Дария персы захватили Самос[41].
В 513 г. до н. э. из Азии в Европу переправилась большая персидская армия, возглавляемая царём Дарием I. Двигаясь против скифов, персы покоряли греческие города во Фракии. Большинство правителей этих городов, понимая невозможность сопротивления, добровольно признавали зависимость от персов и присоединялись к походу против скифов[42]. Оставленный в Европе с войском Мегабаз приводил к покорности местные города, отказавшиеся подчиниться персам, действуя в районе Геллеспонта и Пропонтиды и по всему северному побережью Эгейского моря, вплоть до Фессалии[43][44]. Отан, ставший преемником Мегабаза в должности сатрапа Даскилия, продолжил подчинять греческие города на азиатском и европейском берегах Геллеспонта и Пропонтиды[45].
Отношения Афин и Персии осложнялись следующим обстоятельством: персы приняли изгнанного афинского тирана Гиппия. Афинский лидер Клисфен, опасаясь нападения спартанцев, отправил в 508/507 г. до н. э.[46] посольство в Сарды к персидскому сатрапу и брату царя Артаферну. Целью посланников было обеспечение оборонительного союза против спартанцев. Персы потребовали от афинян «земли и воды»[47]. Послы согласились. Этот символический акт означал формальное признание своего подчинения. Хотя по возвращении домой послы подверглись «суровому осуждению», персы стали считать афинян своими подданными, подобно ионийским грекам. Около 500 года до н. э. афиняне отправили новое посольство к Артаферну. Предметом обсуждения было пребывание в стане персов Гиппия, который, согласно Геродоту, предпринимал антиафинскую пропаганду и стремился подчинить город себе и Дарию. Артаферн потребовал вернуть бывшего тирана на родину[48]. Это условие афиняне не могли принять, а требование вернуть Гиппия способствовало возрастанию антиперсидских настроений в Афинах[49].
Битва при Марафоне
Силы сторон
Греческие силы
У Геродота не приведены данные о численности армии греков, участвовавшей в битве при Марафоне. Корнелий Непот[38] и Павсаний[39] говорят о 9 тысячах афинян и тысяче платейцев. Римский историк III века н. э. Юстин пишет о 10 тысячах афинян и тысяче платейцев[40]. Эти цифры сопоставимы с количеством воинов, которые, согласно Геродоту, участвовали в битве при Платеях через 11 лет после описываемых событий[41]. В своём сочинении «Описание Эллады» Павсаний при рассказе о марафонской долине указывает на наличие на ней братских могил — афинян, платейцев и рабов, которых во время битвы впервые привлекли к военным сражениям[42]. Современные историки в целом соглашаются с приведённой в античных источниках численностью участвовавших в битве эллинов[43][44].
Армия персов
Согласно Геродоту, изначально флот персов составлял 600 кораблей. При этом он не указывает численности непосредственно войска, говоря лишь о том, что оно было «многочисленным и прекрасно снаряжённым»[45]. Для античных источников характерно завышение численности армии своего побеждённого противника. Это делало победы эллинов ещё более героическими. В диалоге Платона«Менексен»[46] и «Надгробном слове» Лисия[47] указывается 500 тысяч. Живший намного позже римский историк Корнелий Непот оценивает численность армии Датиса и Артаферна в 200 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников[48]. Наибольшая цифра в 600 тысяч встречается у Юстина[40].
Современные историки оценивают вторгшуюся на территорию Эллады армию в среднем в 25 тысяч пеших воинов и одну тысячу всадников (хотя встречаются и цифры в 100 тысяч)[49][50][51][52][44].
Битва
Немецкий историк-антиковед Эрнст Курциус на основании анализа и сопоставления описаний битвы при Марафоне и предшествующих ей событий объясняет, почему Мильтиад атаковал вражеское войско утром 12 сентября 490 г. до н. э., не дождавшись идущего на помощь спартанского войска. Он обращает внимание на то, что во всех дошедших до нас источниках отсутствует описание действий конницы, на которую персы возлагали большие надежды. На определённых этапах сражения она могла бы сыграть решающую роль. Также у Курциуса вызывает удивление быстрота, с которой якобы была произведена посадка персидского войска на корабли. В условиях полного разгрома это является маловероятным. Исходя из этого, немецкий историк приходит к выводу, что персы, видя укреплённые позиции афинян и платейцев на горных склонах, отказались от мысли идти на Афины через Марафонский проход. Они предпочли предпринять высадку в более удобном для манёвров месте, где не было бы горных проходов и единственной хорошо укреплённой дороги. Курциус делает вывод, что Мильтиад предпринял своё нападение только тогда, когда персидское войско разделилось и конные отряды уже были погружены на суда. Таким образом, он напал на войска, оставленные позади и прикрывавшие отъезд армии. При данных предпосылках становится понятным, почему афиняне не дождались выступивших в поход профессиональных воинов спартанцев[55].
Расстояние между греками и персами составляло не менее 8 стадий[56] (около 1,5 километра). Мильтиад выстроил своё войско в боевом порядке — на правом фланге расположились афиняне под командованием Каллимаха, на левом — платейцы, в центре находились граждане из фил Леонтиды и Антиохиды под командованием Фемистокла и Аристида[35][57]. Боевая линия эллинов оказалась равной по ширине персидской, однако её центр составлял всего несколько рядов в глубину. Именно в центре войско греков было слабее всего. На флангах боевая линия была выстроена значительно глубже[56].
После построения греки начали наступление. Согласно Геродоту, все 8 стадиев они пробежали[56]. Современные исследователи подчёркивают невозможность такого наступления для тяжеловооружённых воинов без нарушения боевого порядка[58]. Делается предположение, что первую часть пути афиняне и платейцы прошли маршем и лишь после достижения расстояния, когда до них стали долетать вражеские стрелы (около 200 м), устремились бегом[59]. Для персов нападение стало неожиданным. Как подчёркивает Геродот[56]:
Битва длилась долго. В центре боевой линии, где стояли отборные отряды армии Датиса и Артаферна — персы и саки, а греческая линия была слабой, эллины начали отступать. Персы прорвали ряды афинян и стали их преследовать. Однако на обоих флангах победу одержали греки. Вместо преследования отступающих врагов они повернули и атаковали прорвавшие центр войска. В результате среди персов началась паника, и они стали беспорядочно отступать к кораблям[60]. Грекам удалось захватить семь вражеских судов[61].
Согласно Геродоту, потери греков составили всего 192 афинянина[62], среди которых были полемарх Каллимах и брат Эсхила Кинегир[63]. Потери персов «отец истории» оценивает в 6400 человек[62]. Судьба одного из главных военачальников империи Ахеменидов Датиса разнится в различных античных источниках. Так, согласно Геродоту, Датис возвратился обратно в Азию[64]. Согласно использовавшему персидские летописи Ктесию, Датис погиб во время сражения. Более того, греки отказались выдать персам тело их военачальника[65].
Значение битвы для дальнейшего хода греко-персидских войн
Значение битвы по-разному оценивалось воюющими сторонами. Для эллинов она стала первой победой над войском империи Ахеменидов[1]. Для персов поражение их армии не имело больших последствий. Их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте[2] в 486 году до н. э. В том же году Дарий умер. Его трон занял Ксеркс[3]. Подавив египетское восстание, молодой царь продолжил подготовку к походу на Грецию[4].
Битва при Саламине
Перед битвой
Эвакуация Афин. Декреты Фемистокла
После поражения греков под Фермопилами путь на Афины и Пелопоннес для персов был открыт[44]. Воины из пелопоннесских городов стали в спешном порядке собираться на Коринфском перешейке и укреплять его[45]. От Артемисии союзные корабли отплыли к острову Саламин. У Фемистокла возник план действий, который в конечном итоге обеспечил победу греков над персами. Чтобы воплотить его в жизнь, ему пришлось проявить всю свою хитрость и ораторский дар.
Незадолго до вступления персов на территорию Аттики афиняне отправили послов в Дельфы, чтобы спросить у оракула о дальнейших событиях. Пророчество оказалось самым мрачным и предвещало неминуемую гибель[46]. Такой ответ оракула глубоко опечалил послов. Они решили вернуться к оракулу в качестве «умоляющих бога о защите». Следующее прорицание пифии оказалось ненамного лучше. Однако оракул содержал фразы, которые затем успешно использовал Фемистокл для того, чтобы убедить афинян переселиться на расположенный рядом с Афинами остров Саламин[46]:
Фемистокл сумел на народном собрании убедить афинян, что «деревянные стены» — афинские корабли[47], а «гибель сыновей» относится к персам, так как в ином случае оракул сказал бы «несчастный Саламин», а не «божественный». В 1960 году была найдена и опубликована табличка с декретами Фемистокла. Её содержание во многом совпадает с записями античных классиков. В ней говорится о мобилизации всего мужского населения, об эвакуации женщин, стариков и детей на остров Саламин и в Трезен, о возвращении изгнанных из Афин граждан для общей борьбы[48][49].
Во время всеобщей неразберихи из храма пропала как священная змея, так и драгоценная эгида Афины. Фемистокл и эти события сумел использовать для воплощения своих планов. Он объяснил пропажу змеи тем, что богиня покинула город и указывает афинянам путь к морю[50]. Для поиска драгоценности Фемистокл приказал обыскивать поклажу граждан и изымать чрезмерное количество денег, которые убегающие из города жители увозили с собой. Эти средства переходили в общественное пользование, и ими выплачивалось жалованье экипажам кораблей[51].
Силы сторон
Греческий флот
Общее число кораблей союзного греческого флота в разных античных источниках существенно отличается. Наименьшее число приводит живший более чем через 100 лет после описываемых событий ученик Платона Гиперид — 220 трирем[61]. Наибольшее же количество в 700 кораблей (из них 110 афинских) встречается в «Персидской истории» древнегреческого историка Ктесия, который длительное время жил в государстве Ахеменидов и использовал персидские архивные документы[4].
Участвовавший в бою Эсхил в трагедии «Персы» пишет о 310 кораблях[8]. В «Истории» Геродота приводится детальное описание состава эллинского флота. Среди них были как корабли городов, которые изначально вступили в войну с персами, так и триремы, отправленные с подконтрольных персам островов на помощь Ксерксу, но перешедшие на сторону греков[9]. В это число не входит корабль или корабли, с которыми Аристид прибыл к грекам за день до битвы[62].
Флот Ксеркса
Данные о количестве кораблей во флоте Ксеркса, которые принимали участие в битве при Саламине, также разнятся. Геродот пишет о том, что в самом начале похода флот империи Ахеменидов состоял из 1207 триер[6] (схожее число «более 12 сотен кораблей» приводит Диодор Сицилийский[5]). По пути часть кораблей погибла во время бури около Магнесии[70], 200 — на восточном побережье Эвбеи[71][72]; также во время битвы при Артемисии греки захватили не менее 30 кораблей[73].
Ктесий пишет о флоте в более чем 1000 кораблей[4], а участвовавший в сражении Эсхил — о 1207, из которых 207 были «особой быстроходности»[3]. Современные исследователи оценивают флот Ксеркса, который принимал участие в морском сражении, в 500—800 кораблей[2][74]. Вне зависимости от действительного числа, персы обладали численным преимуществом.