Изучение служебных слов в школе.




Билет 46.

1. служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Разряды их по образованию, составу, значению.

Предлоги — это служебные слова, выражающие различные отношения между двумя объектами, между объектом и действием, между объектом и признаком в составе словосочетания. В качестве названий объектов выступают имена существительные (включая субстантивированные слова), местоимения, числительные (примеры не представлены): в годы золотые, взор из-под платка, плат до бровей. Предлоги служат для выражения падежных значений. Эти значения они передают в сочетании с именами в форме косвенных падежей.

В семантике предлогов органически слиты их лексические и грамматические значения. Падежные значения — это их грамматич е с к и e значения, а семантические элементы, связанные с пространственными, временными и т. п. отношениями, составляют их лексические значения. Поэтому разные предлоги, соче­тающиеся с одной и той же падежной формой имени, обладают спо­собностью выражать неодинаковые значения. Ср. формы родительного падежа, образуемые с помощью разных предлогов: плат до бровей, взор из-под платка. Эти сочетания отличаются друг от друга именно лексическими значениями предлогов, _

Предлоги, как и другие слова, могут быть однозначными и многозначными. Однозначными чаще всего являются производные, обычно «молодые» предлоги. Так, предлог вследствие (единст­венное значение — «по причине») в русском языке появился в середине XVIII — первом десятилетии XIX в.

Разнообразные значения отношения, выражаемые предлогами, сос­тавляют обширную и сложную систему. Перечислим лишь основные типы отношений: 1) пространственные (локальные) отношения: в расхлябанные колеи, в дали дорожной; 2) в р ем e н н ы e (темпоральные) отношения: в годы золотые; 3) объектные отношения:?; 4) целевые отношения:?; 5) причинные отношения:?; 6) отношения срав­нения:?; 7) отношения лишения, удаления: за исключением брата; сюда же: кроме, вместо, сверх, вопреки, в отличие от и др.; 8) отношения орудия:?; 9) определительные от­ношения: взор из-под платка, плат до бровей; 10) отношения образа действия: смеяться от души, стараться изо всех сил, говорить с восторгом, налить через край и др.

Предлоги используются для выражения падежных значений. Сами падежные формы имен (существительных, числительных, местоимений) выражают лишь самые общие значения отношения (места, направления, времени, цели, причины и т.п.). Предлоги же конкретизируют, уточняют эти отношения.

По образованию и строению предлоги не составляют однородной группы системы предлогов образуют

н e пр о и з в о д н ы е (пер­вообразные) предлоги без (безо), в (во), для, до, за, из (изо), к(ко), между (меж), на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед (пе­редо), пред (предо), по, под (подо), при, про, ради, с (со), у, через (чрез). Сюда же относятся близ, вместо, вне, вопреки, кроме, среди, сквозь, которые обычно рассматриваются в составе так называемых наречных предлогов, хотя в современном русском языке нет омо­нимичных им наречий. Слова из-за, из-под также следует рассматривать как непроизводные. Их значения не складываются из семантики двух предлогов из + за, из + под. Они выступают как немотивированные слова.

Среди непроизводных предлогов преобладают односложные слова. Двусложность их объясняется или наличием беглого о на конце (ср.: об этом - обо мне, к дому - ко мне), или полногласием (ср.: предперед, чрезчерез), или наречным происхождением (кроме, среди и др.). Трехсложными являются только предлоги вопреки, передо (пе­редо мной).

Непроизводные предлоги характеризуются тем, что: а) после них иеред местоимениями 3-го,лица употребляется вставное н: для неё, перед ним, среди них', б) между непроизводными предлогами и падеж­ными формами имени обычно невозможно употребление частицы же, между тем как производные предлоги допускают такую вставку (на­встречу же весне, посреди же комнаты).

Непроизводные предлоги являются безударными: за горой, над го­рой, у горы, до города, вне дома. Если они становятся ударными, то лишается ударения падежная форма имени: без вести, за год, за душу (берет), на зиму, под гору.

Среди производных предлогов принято выделять нареч­ные, отыменные и деепричастные.

Наречные предлоги: вблизи, вдоль, внутри, внутрь, возле, вокруг, впереди, вслед, изнутри, кругом, мимо, навстречу, наискось, накануне, наперекор, напротив, около, поверх, позади, подле, после, по­перек, посреди, посредине, прежде, против, сбоку, сверх, сверху, сзади, сквозь, снизу, подобно, относительно, согласно, сообразно, соответственно, соразмерно Отыменные предлоги: ввиду, в виде, в деле, в период, во время, в, заключение, в продолжение, в течение, в ходе, в кругу, в меру, в области, в отношении, в лице, в начале, в рамках, в силу, вследствие, в свете, в целях, за исключением, за неимением, за счет, по части, с помощью, по причине, на путях, по пути, по линии, по мере, по поводу, А со

Деепричастные предлоги: благодаря, включая, выключая, исключая, не считая, начиная, кончая, спустя и др. Их особенностью „ является сохранение системы глагольного управления. В предлоги обычно переходят деепричастия несовершенного вида (исключение составляет только спустя), которые не имеют ярких выразителей залоговых и видовых значений (постфикса -ся, суффиксов -ыва, приставок и т.д.).

Союзы — это служебные слова, выражающие синтаксические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями: Не пропадешь, не сгинешь, И лишь забота затуманит твои прекрасные черты. Лес да поле. Союзы и, но соединяют однород­ные члены предложения: Тебя жалеть я не умею и крест свой бережно несу. Союзы но и соединяют части сложного предложения.

Союзы занимают строго определенное место в предложении, но не являются членами предложения. Как и предлоги, они выражают разно­образные синтаксические отношения.

Граммати­ческое (категориальное) значение союзов — это общее указание на связь синтаксических единиц, на характер синтаксической связи между ними. По грамматическим значениям союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Лексическое значение союзов — это указание на конкретные типы синтаксических отношений. Таковы пространствен­ные, временные, целевые, причинные, определительные, сравнитель­ные и т.п. значения и их оттенки. Например, в словаре С. И. Ожегова союз или характеризуется так: «1. разделительный. Связывает два или несколько предложений, а также однородных членов предложения, находящихся в отношениях взаимоисключения. Он или я. Или она уйдет, или ты меня больше не увидишь... 2. присоединительный. Употр, при присоединении последнего члена перечисления, при дополнении предшествующего. Поищи хорошенько на столе, на полках или в шка­фу. 3.Противительный. Иначе, в противном случае. Уйди, или наговорю тебе лишнего. 4. вопросительный. Употр. в начале предложения в знач. разве, неужели (разг.). Или ты не знаешь об этом?.. 5. поясни­тельный. Употр. для соединения разных названий одного понятия в знач. «иначе». Аэроплан, или самолет».

По значению сочинительные союзы делятся на: 1) соедини­тельные, выражающие отношения перечисления (и, да, и...и, ни...ни также, тоже):Эй, противительные, выражающие от­ношения противопоставления, различия, несоответствия (но, а, да, зато, же, все же, однако): Прошло уже не семь, а целых двенадцать лет (Тургенев). ŞI слышу речь не мальчика, но мужа (Пушкин);,3) разделительные, выражающие отношения взаимоисключения (либо, или, либо...либо, или...или, то...то, не то...не то, то ли...то ли): тому времени все, кто мог и хотел уйти из Краснодона и ближайших районов, ушел или выехал на восток (Фадеев); 4) со постав и-т e л ьн ы e (как...так и, не только...но и): В Сибири много особен-ностейкак в природе, так и в людских нравах (Гончаров); 5) п р и с ое д инительные (и, да и, да и то): Напомнила взять тазик и кисточку для бритья. И крем для сапог. И щетку (Панова); 6) п о я с-нитёльные (то есть, как-то, или, а именно), выражающие от­ношения уточнения между членами предложения, частями слож­ного предложения и самостоятельными предложениями: Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями (Тургенев).

Подчинительные союзы выражают отношения: Î) временные (когда, как, пока, едва, лишь, только, как только, после того как, с тех пор как, прежде чем и др.): Приятно, когда есть насеете люди, кото­рым хочется помочь (Павленко). Перед тем как они спустились & блиндаж, он еще успел заметить,'::кШ::&Ьаць^.. отняли от стволов ка-кие-то тяжёлые части (Фадеев); 2) изъяснительные (что, чтобы, как, будто): Морозка понял?.. что. разговор окончен (Фадеев). Марийка не слышала, как позади окрикнула дверь (Бубеннов); 3) це-левые (чтобы, дабы): Комфмольцы расставили всех собравшихся вдоль поля, чтобы каждый1тог видеть работу новой земледельческой машины (Первенцев); 4);п р и ч и н и ы e (потому что, так как, ибо, ввиду, того что, из-з&тоёо что и др.): Следует почаще менять девчат на постах, потому что к,вечеру мороз крепчает (Б. Полевой). Нель­зя жить только Сегодняшним, ибо оно чаще всего незаконченное вчераш­нее (Павл£Йко); 5) условные (если, ежели, раз, кабы, коли, когда, как скоро и др.): Если не было дождей и туманов, кровать Воропаева вы­катывалась наружу, во двор (Павленко); 6) уступительные (хотя, пусть, пускай, а то, даром что, между тем как, несмотря на то что и др.): Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый, тя­желый снег (Семушкин); 7) сравнительные (как, будто, как будто, словно, точно и др.): В ушах верещало, будто в них возились' сверчки (Бубеннов); 8) следствия (так что, до того, что): Лед на реке уже истончился и посинел, а местами уже и тронулся, так что идти на лыжах было опасно (Павленко).

Многозначные союзы выражают несколько типов отношений и со­ответственно входят в несколько групп по значению. Так, союз когда Выражает временное и условное значение: Когда стемнело, снова по­дошли двоеВаря и еще кто-то (Фадеев). Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет (Крылов).

Один и тот же союз может употребляться и как сочинительный (в простом предложении), и как подчинительный (в сложном предло­жении). Ср.: Он хотя и маленький, но вполне хороший. Хоть видит око, да зуб неймет (пословица).

Типы союзов по структуре. По своему строению союзы де­лятся на простые и составные. К простым относятся слова а, и, но, или, то, как, что, когда, потом, едва, только и т. п. С о с т а вн ы ми являются союзы ввиду того что, в связи с тем что, после того как, с тех пор как, перед тем как, в силу того что*, между тем как, в то время как, по мере того как, с целью того чтобы, вследствие того что, подобно тому как, несмотря на то что и др. Этот разряд союзов активно пополняется.

ЧАСТИЦЫ

Частицы — это служебные лова, которые сообщают разнообразные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные значения словам, частям предложения или всему высказыванию, например: 1) Значения частиц. В отличие от предлогов и союзов, которые выполняют грамматические функции, частицы обслуживают различ-ые семантические потребности слов, членов предложения или целых предложений. При этом они не только повышают информативные возможности этих единиц, но и делают их более точными и выразительными, эмоционально и экспрессивно насыщенными. Эти свойства частиц заложены в их лексических значениях. Лексические значения частиц разнообразны. Семантика частиц связана с отношением говорящего к сообщаемой информации. При помощи частиц высказывании что-то уточняется, выделяется, отрицается, выражается омнение в чем-то, восхищение, удивление по поводу сообщаемого, так ли иначе оценивается содержание высказывания.

Частицы, как и слова других частей речи, могут быть однозначными многозначными. Так, частицы неужели, ишь однозначны, а частица а в словаре С. И. Ожегова зафиксирована в шести значениях.

Большинство частиц многозначно. Полисемия не характерна для составных частиц типа отнюдь нет, отнюдь не, далеко не, куда там, то за и др.

Разряды частиц по значению. Частицы очень разнообразны о семантике. Принято выделять: 1) частицы, имеющие смысловые значения (указательные, определительные, выделительно-ограничительные); 2) эмоционально-экспрессивные частицы; 3) модальные частицы.

Частицы, имеющие смысловые значения

1. Указательные частицы: вот, вон, это, оно, во. Частица от употребляется, когда необходимо указать на что-либо находящееся близи: (Алеша) направился в школу... Вот школьный забор. Вот парадный подъезд (Горбатев). При указании на что-нибудь находящее еся вдал и употребляется частица вон: Вон вдали огни, где жгут. уголь, вон огонь от пожара (Чехов).

-2. Определительно-уточняющие частицы: точно, именно, ровно, как раз, подлинно, почти, приблизительно, чуть не и др. При помощи этих частиц уточняется, определяется смысл слов или "словосочетаний в предложении: Подготовку к выпуску начи­нать, гораздо ранее, приблизительно в февралемарте (Ма­каренко)

3. Выделительно-ограничительные частицы: лишь, только, только Лишь, разве лишь, все, исключительно, единствен­но всего, всего-навсего, хоть, хоть бы, хотя бы и др. Они логически вьь дёляют слова или словосочетани я или

Эмоционально-экспрессивные частицы

К этому типу относятся частицы, которые усиливают выразитель­ность, эмоциональность высказывания: что за, как, вот так, куда, где там, куда там, куда как, что там, то-то, вот, ну и, о и др. Примеры: И что это за жизнь была! (Гарин). Где тебе тягаться со мною, Со мною, с самим Балдою? (Пушкин).

Модальные частицы

Модальные частицы выражают отношение к достоверности фактов, явлений, сообщаемых в высказывании: возможность, необходимость, сомнение, подтверждение, наличие и отсутствие чего-либо и т. п.

1.Утвердительные частицы: да, так, точно, определенно, как же, ага, угу и др. В лице Анатолия было выражение душевной силы, да, именно силы (Фадеев).—? (Вересаев).

2. Отрицательные частицы: не, ни, нет, вовсе не, отнюдь не, отнюдь нет и др. Никак не можем помириться с тем, Что люди умирают не в постели, Что гибнут вдруг, не дописав поэм, Не доле­чив, не долетев до цели (К. Симонов). Скала, у который мы стали на якорь, защищает нас только от северных, но отнюдь не от южных ветров (И. Гончаров).

3. В о просительные частицы: ли, разве, неужели, ужели, что, а, да% что ли и др. Рашелы Неужели вы воспользуетесь моим, по­ложением,? Не верю! (Горький). Досужее: Отчего ж ты пешком? Лоша­дей, что ли, у вас нет? (А. Островский). Небось я уже надоел вам, а? (Чехов).

4. Сравнительные частицы: как, как бы, словно, будто, как будто, будто бы, точно, вроде и др. Значение сравнения в них орга­нически слито со значением модальности. Примеры: Мария подошла ко мне, взяла за руку, волосы поправила, и сразу мне вроде легче стало (Б. Полевой). Где-то вдали от опушки Будто бы слышно: ку-ку (Фет).

5. Частицы, указывающие на чужую речь: -де, дес­кать, мол, якобы. Частицы этого разряда могут выражать сомнение в истинности чужих высказываний, несогласие говорящего с содержа­нием этих высказываний: Говорили, что вот-де какой молодой, а как себя хорошо держит (Гайдар). Раз... к ней пришли и сказали, что князь, мол, убит на дуэли (Апухтин).

Строение частиц. Частицы делятся на непроизвод­ные (а, и, же, даже, не, ни, вон, вот и др.) и производные (именно, почти, лишь, это, все, оно, прямо, точно, ровно, куда, как, исключительно, определенно, единственно, приблизительно, подлинно, решительно, всего и др.).

Изучение служебных слов в школе.

Предлоги. Задачей же изучения этого раздела в VI классе является обобщение и закрепление ранее пройденного, т. е. правил о раз­дельном написании предлогов с другими частями речи, о разли­чении омонимичных предлогов и приставок, о правильном упо­треблении предлогов в речи.

Ошибки учащихся обычно заключаются:?

б) в неправильном построении сочетаний с предлогами (не с тем падежом, которого требует данный предлог; «согласно правила» вместо согласно правилу «благодаря хорошей погоды»
вместо благодаря хорошей погоде; диалектное — «ради тебе» вместо ради тебя); в) в pазличении многозначных предлогов («просил за тебя» в значении о тебе и «кричал за тебя» вместо тебя).

Орфографические ошибки, связанные с написанием сочетаний с предлогами (большей частью грубые), заключаются вслитном написании предлогов со словами, с которыми они должны писаться раздельно, и в написании сложных предлогов (и з-под) без дефиса.

При устранении названных выше речевых и орфографические ошибок существенную помощь могут оказать упражнения типа:

1. Выписать из книг и придумать по два своих примера на употребление предлогов в, на, за, с, под с разными падежами. В выписанных предложениях подчеркнуть предлоги и слова, с которыми они употребляются. Рядом: в скобках записать вопрос к слову с предлогом и указать падеж.

Образец. Кто с мечомч e м? — творительный падеж) к нам (к кому? — дательный падеж) войдет, тот от меча (от ч e г о? — родит. п.) и Погибнет. (А. Невский.)

2. Из данных учителем примеров-предложений (количеством от трех до шести) выписать сочетания слов с предлогами и придумать с этими же предлогами свои примеры.

Хороша доля с колхозного поля. В колхозном поле колосится высокая рожь. Наши прадеды и деды завещали нам в бою насмерть биться до победы за Россию за свою.

Союзы.

При этом могут быть использованы в качестве вспомогатель­ных методических приемов такие, как:

1) перестановка или опущение слов в предложениях типа Что бы вы могли еще сделать для подшефного колхоза? Что вы могли бы еще сделать для подшефного колхоза? За то пальто уплачено сто рублей и За пальто уплачено сто рублей;

2) сопоставление союзов с омонимичными сочетаниями: Я не допускаю, чтобы вы ничего не могли сделать для подшефного колхоза и Я знаю, что бы вы могли еще сделать для подшефного колхоза.

В связи с письменными упражнениями, изложениями и сочи­нениями и устными ответами необходимо следить за правильным употреблением учащимися союзов в речи. Надо предупреждать неоправданное повторение одних и тех же союзов, когда, напри­мер, каждое (или почти каждое) следующее предложение начи­нается одним и тем же

Частицы

В ходе анализа беседы по теме необходимо показать, что частицы: а) это служебные слова; б) употребляются только с дру­гими словами; в) придают отдельным словам и речи в целом определенные оттенки значения; г) что значения частиц разнообразны и устанавливаются из контекста; д) что среди них нужно различать частицы, которые выражают отношение говорящего к тому, что говорится в предложении, и частицы, при помощи которых образуются новые слова или их формы, и, наконец, е) что частицы по их значению и роли в предложений группируются в разряды. Это частицы формообразующие, отрицательные и модальные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: