СВОБОДНАЯ ИГРА С ДЕТЬМИ. ТАНЕЦ ЛИНИЙ. Александр Цвелик
Как научиться играть в танец линий самим и делать это для детей и вместе с ними.
Нужно найти 2-3 коротких стишка, для самых маленьких. Лучше коротеньких, с минимумом смысла. Например, подойдут такие:
«Ули-ули люленьки, прилетели гуленьки, стали гули ворковать, нашу деточку качать».
Или: «Скок-скок, поскок,/ Молодой дроздок, /По водичку пошел, /Молодичку нашел».
«Мы капусту рубим, рубим, /Мы капусту мнем, мнем, /Мы капусту солим-солим, /Мы капусту трем, трем…»
Третий - что-то нейтральное - вроде «Из-за леса, из-за гор /Едет дедушка Егор…»
Лучше запастить 2-3 стишками, - один плавный, распевный, другой более бойкий, ритмичный, третий - нейтральный
0. Подготовка. Сначала вы произносите стишок, просто вслушиваясь в звуки, и «просмаковывая» их. Задание - «найдите самые вкусные звуки».
1. Делаем движения под звуки речи - проговариваем стоя, двигаясь всем телом,и руками в воздухе. Проговариваем, сопровождая речь импровизационными движениями. Очень помогает двигаться, если закрыть глаза. И под звуки и ритм стишка двигаться, как в танце. Постарайтесь именно только лишь слушать звук и сопровождать его движением, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ НА СОДЕРЖАНИЕ. Не нужно изображать руками предметы, - то, о чем говорится в стишке- голубей, дрозда. Руки двигаются за потоком и /или прыжками звуков. Только музыка звука, и его импульс.
Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что довольны тем, как получается, движение, и что вы помните и можете повторить найденное. При этом проговаривать нужно не торопясь, прочувствованно произнося и расслышивая отдельные звуки, придавая самым рельефным из них даже отдельный жест, специальное движение.-
|
2.Второй шаг - попробуйте то же самое повторить только одной рукой. Кисть руки и локоть. (Можно для навала делать и двумя руками, если трудно сразу одной). Как будто вы показываете движение в кукольном театре. Представьте, что рука - это кукла; она высунулась из-за ширмы и танцует. Вы стали рукой. Делайте, пока не понравится - три, четыре, пять раз… Ищите динамику, слушайте звуки. Содержание, смысл - несущественно. (Никуда оно от вас не денется, будет сидеть на шее все время, не отвязаться…)
Что-то в движениях нужно взять из предыдущего шага, когда вы двигались всем телом, но что-то теперь придется и менять - рука вносит свои особенности.
3. Третий шаг - представьте, что у вас остался один только палец, и экранчик ваш - размером с большой лист бумаги (потом это движение и перейдет на лист, как вы можете догадаться.) Как будто пальчик танцует, как фигурист на льду, вычерчивает в воздухе что-то под звуки речи и ее ритм. Также повторяем несколько раз, пока не придет ощущение легкости и удовольствия.
Образы, которые встречаются в стишке, не должны играть особой роли. Поэтому чем меньше содержания, тем лучше. Если вы начнете тренировку с "Энер-берер-рес-квинтер-финтер-жес" или "Ули-ули-люленьки, прилетели гуленьки" - то это гораздо лучше, чем стишок с ярким образом, типа "Мишка косолапый по лесу идет". Там образ сразу гипнотизирует вас, сковывает, блокирует вслушивание в звуки речи. И моментально приводит к штампу - вас тут же тянет рисовать медведя. Или просто раскачивание… А движение, заложенное в звуках теряется; образ овладевает воображением, и в звук больше уже не вслушиваются…
|
4. Найденные движения над листом бумаги (не менее А3) сделать пальцем. Их НЕ НАДО делать "в строчку" (взрослых тотчас тянет рисовать этакие -заборы - графики- электрокардиограммы! Слева направо, не прерывая линию, тянут ее, как из-под самописца.) Это ведет к однообразию и скуке.
Стоит себя на этом поймать - и позволить себе самое широкое разнообразие: и отрываться от бумаги, и перепрыгивать на другое место листа, прерывать скольжение по листу, обрывать линию.
5. И, наконец, все сделанное пальцем - проводим на бумаге мелком!
Восковой мелок, просто толстый карандаш… Но не фломастер!
Не надо бояться ошибиться… Надо провести раз, другой, третий… Не жалейте бумагу. Танцуйте! Проводить надо ОБЯЗАТЕЛЬНО - ВМЕСТЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ! Движение - максимально свободное, никаких рисунков предметов из стишка. - Можно отрывать от бумаги, прыгать на другой край листа, стучать, черкать….
Хорошо также делать большие движения.
ПРИМЕР:
"По-бе-жа-ли в о-го-род! - ВООТ!" - мелкие движения на "побежали"; а на "огород" - речь начинает замедляться и - вжжих! -раскручиваться наружу, вокруг всего нарисованного, как спираль.
А на "ВО-ОТ!" - уже описывается огромный круг вокруг всего нарисованного.
Можно пересекать линии, мперечеркивать... Делать тычки, точки, резкие срывы линии с бумаги, закручивания в спираль до точки... -
Вобщем, все, что душе угодно. А чтобы душе было угодно - надо хорошенько, смачно, ВКУСНО проговаривать звуки. ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ВЫПРОИЗНОСИТЕ, уже несут в себе разнообразные движения! Почувствуйте это - ртом, языком, горлом! И рука будет одарена танцем, прилетевшем с языка…
|
Начало с движения, делаемого всем телом, очень поможет. Не пренебрегайте этим, не садитесь сразу же за стол!
(Мы же умные, что тут клоуна изображать… Мало ли что А.М. напридумывал. Это для тупых… А я и так справляюсь… У меня и так все получится… да…да… -)
А.М. Ц - Ничего у вас хорошего так сразу за столом не получится. Скучно и противно получится. И бросите вы это все уже сегодня - ерунда это все… Пойду лучше раскраски ребенку куплю…
Например, вы в этом начальном "танце" топнете ногой. - Значит, скорее всего, в дальнейшем - уже в рисунке -в этом месте появится точка, штрих, или удар мелком по бумаге. -
Пробуйте сначала сами, БЕЗ ДЕТЕЙ! - порепетируйте сами! Не спешите делиться, надо войти во вкус, довести до игры, до СВОЕЙ радости - только тогда за вами пойдут!
6. После того, как возникнет первый вариант уже на бумаге, пройдите его несколько раз пальцем, ОБЯЗАТЕЛЬНО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ.
Найдите неудачные моменты, где хочется сделать движение по-другому: сложнее, или шире, или еще как-то - вобщем, устраивайтесь поудобнее в своем рисунке!…
Типичные ошибки:
- Однообразие. Разные слова переданы одинаковым, стандартным автоматическим жестом. Волны, зубцы, петли - все одного размера и калибра. Это значит, что начинает затягивать тупой ритм. Тогда перестают слушать разницу звуков, и танец превращается просто в маршировку, в забор. Можно прислушаться к себе и заметить, что кроме "туда-сюда" обязательно есть разница в звуках.
Например "Скок-скок-поскок, Молодой дроздок". -Часто рисуют просто пилу - скок-скок-поскок.. Но слышна разница:
Скок-скок - это короткие, отрывистые движения, как зубцы, быть может; "поскок" - это уже пО-Оскок- длиннее, продолжительнее. Движение больше похоже на дугу, как будто дроздок перелетает с места на места, подлетывает... А уж "моолоо- дой" - точно не пила, а скорее что-то типа дуги с петелькой в конце... Конечно, если забивать гвозди, то будет «мо! -ло!-дой!- и все распалось на маршировку, звуки убиты тактом…