ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ
Наименование практики
«Тьюторство. Практика подготовки воспитателя будущего»
Аннотация
Практика представляет опыт тьюторства в процессе прохождения студентом профессиональной (производственной) практики в дошкольных образовательных организациях.
Практика описывает цели и задачи, организационные аспекты и условия реализации.
Практика может быть интересна образовательным организациям среднего профессионального образования как опыт профессионально-личностной подготовки будущих педагогов дошкольного образования.
Место реализации практики
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Ярославский педагогический колледж, 150029, г. Ярославль, ул. Маланова,14; контактное лицо: Виноградова Елена Викторовна, заведующий отделом по инновационной деятельности, e-mail: elwik2008@yandex.ru, т. 8 (4852) 74-61-92.
Актуальность
Совокупность профессиональных компетенций и личностных характеристик педагога играет фундаментальную роль в становлении личности каждого ребенка, пришедшего в дошкольное образовательное учреждение.
Профессиональная успешность будущего педагога во многом зависит от форм и инструментов образовательного процесса, которые должны быть направлены как на освоение профессиональных компетенций, так и на учет и развитие личностных качеств и мотивации будущего педагога.
Тьюторство, как форма наставничества, ориентированного на индивидуализацию образовательных траекторий в период прохождения производственной практики, с учетом личностных характеристик и возможностей студентов – подход, которой обеспечивает полноценную профессиональную и личностную готовность студента реализовывать ответственную профессиональную миссию.
Создание условий для раскрытия и реализации способностей и возможностей, обучающихся в процессе индивидуализированного наставничества – тьюторства, является приоритетной задачей федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование».
Цель и задачи
Цель:
формирование прикладных профессиональных компетенций, развитие личностных качеств и мотивации будущих педагогов дошкольного образования в период прохождения производственной практики на основе технологии тьюторства.
Задачи:
- оценка, развитие личностных качеств и профессионально-педагогической мотивации студентов;
- формирование индивидуальных профессиональных траекторий в период прохождения производственной практики;
- формирование института тьюторства в образовательной организации.
Средства и способы реализации практики
Условиями реализации практикиявляются:
- сетевое взаимодействие организаций среднего профессионального, дополнительного и дошкольного образования по реализации технологии тьюторства;
- алгоритм разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов студента в ходе подготовки и прохождения профессиональной (производственной) практики;
- реализация дополнительной образовательной программа по подготовке студентов к чемпионатам WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание» как дополнительный инструмент развития мотивации и прикладных профессиональных компетенций будущего педагога дошкольного образования;
- система внутреннего тьюторства в рамках образовательной организации - студенты выпускных курсов выступают в роли наставников обучающихся младших курсов, передавая опыт работы на производстве (в дошкольных образовательных организациях).
Организационные аспекты реализации производственной практики
Технология тьюторства в период прохождения производственной практики предполагает формирование рабочего тандема «тьютор-практикант». В качестве тьютора привлекается представитель дошкольной образовательной организации.
Алгоритм реализации практики:
1. Подготовительный этап: а) формирование перечня студентов для включения в программу практики на основе оценки актуальной необходимости по заданным критериям; б) формирование реестра тьюторов; в) формирование рабочих пар «тьютор-практикант».
2. Организационный этап: формирование совместно с тьютором индивидуального образовательного маршрута практики студента на основе диагностики личностных и профессиональных характеристик.
3. Этап сопровождения: реализация индивидуального образовательного маршрута под руководством тьютора.
4. Заключительный этап: анализ, оценка результатов тьюторского сопровождения; создание тьютором «поля рефлексии» для осознания обучающимся личностных приращений, обогащения индивидуального профессионального опыта; осмысление, коррекция и проектирование дальнейшего профессионального развития.
В процессе производственной практики формируется обязательный пакет документов, включающий в себя: индивидуальный профиль студента; индивидуальный образовательный маршрут практики; дневник практики; отчет по практике.
В дополнение к обязательным мероприятиям производственной практики в соответствии с сформированными образовательными маршрутами, так же проводится «День тьютора», который предполагает реализацию таких мероприятий, как педагогические консилиумы, консультации, социально-педагогические и социально-психологические тренингах, на которых тьюторы, их практиканты, а также привлечённые специалисты могут обсудить промежуточные результаты совместной деятельности и определить способы дальнейшего развития взаимодействия.
Участие в Чемпионатах WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание» так же предполагает составление индивидуального образовательного маршрута подготовки к конкурсу, мастер-классы и тренинги для педагогов и студентов по активным формам обучения, использованию инновационных технологий и оборудования в образовательном процессе; привлечение студентов к проведению методических мероприятий для педагогов дошкольных образовательных организаций (семинаров, форумов и т.д.).
Требования, предъявляемые к тьюторам:
- уровень профессиональной квалификации;
- личностные характеристики, позволяющие осуществлять эффективное руководство работой команды;
- технологическая подготовка в вопросах тьюторства.
Требования, предъявляемые к практикантам:
- высокие результаты в учебной деятельности;
- стрессоустойчивость;
- коммуникабельность;
- быстрая обучаемость.
Для формирования рабочего тандема «тьютор-практикант» применяется инструмент «ситуация выбора», который предполагает возможность знакомства и взаимодействия потенциальных тьюторов и студентов на специальных практических занятиях. Далее, на основе результатов диагностики межличностных отношений формируется вывод о возможности создания рабочих тандемов.
Критерии результативности
Критерии результативности практики:
- доля трудоустроенных выпускников;
- результативность участия студентов в чемпионатах WorldSkills Russia «Молодые профессионалы»;
- динамика роста участников (практикантов, тьюторов) практики.