г. Слушание как вид речевой деятельности.




Слушать – не только вникать в содержание речи собеседника, но и воспринимать истинное сообщение, которое может быть скрытым, вдумываться в слова собеседника, анализировать причины толкнувшие его на то или иное высказывание.

Причины по которым мы не слушаем:

-не хотим тратить время на собеседника;

-если у нас уже сложилось мнение по этому вопросу;

-если считаем себя специалистами по рассматриваемой проблеме;

-потому что боимся критики в свой адрес;

-потому что нас этому не научили.

В среднем человек тратит 30 процентов на слушание, 21 на говорение и

В деловом

Как правильно слушать:

-убрать посторонние мысли;

-в процессе слушания производить анализ скрытой информации и причин, толкнувших на разговор;

-пока говорит собеседник нельзя обдумывать контраргументы, это можно сделать в паузах, потому что скорость мысли в 4 раза быстрее скорости речи;

-стараться преодолеть желание сменить тему, особенно если разговор неприятный;

-ни в коем случае не перебивать собеседника;

-сконцентрировать свое внимание на сущности разговора.

Процесс слушания требует умственного напряжения. Нужно понять о чем говорит собеседник, проанализировать и запомнить положение его речи.

Основные трудности при восприятии:

-отключение внимания;

-избирательность внимания;

-потребность реплики.

Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия:

1)Объективные (шумы, помехи, аккустические характеристики помещения, микроклимат в помещении).

2)Субъективные (пол слушателя, тип нервной системы человека, темперамент, интеллектуальные способности).

Дополнительная способность – запоминание, вспомогательная словарный запас, уровень интеллектуальной культуры, основная – способность слушать.

В деловой беседе нужно применять следующие правила:

-быть внимательным и стараться показать что вы внимательны;

-стараться сосредоточить внимание не только на смысле того, что говорится вслух, но и на истинном сообщении, которое часто бывает скрыто;

-дать собеседнику выговориться;

-не торопиться с оценками и выводами;

-избегать говорить собеседнику «Я вас понимаю», лучше указать на то чувство которое испытывает собеседник;

-если собеседник проявляет излишнюю эмоциональность – слушайте только смысл сказанного.

-отвечая на вопрос, удостоверьтесь, что хочет узнать собеседник, иначе можете дать лишнюю или не нужную информацию;

-если цель беседы принятие решения, используйте рефлексивное слушание.

Рефлексивное слушание.

Рефлексивное слушание - это активное слушание, которое предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения.

Эмпотия – сопереживание.

Пять механизмов активного слушания:

-открытость (готовность к доброжелательной беседе);

-уточнение (помогает вызвать собеседника на откровенный разговор и глубже понять его идею; достигается с помощью уточняющих вопросов, которые требуют развернутого ответа);

-отражение (отражение эмоций, которые слушатель получает из сообщения);

-перефразирование (пересказ основной идеи другими словами,чтобы понять насколько правильно оно понято);

-отражающее перефразирование (комбинация отражения и перефразирования).

Основные ошибки:

-критика;

-защитная реакция;

-полемика;

-советы;

-концентрация внимания на самом себе.

Слушание публичного выступления.

Слушатели делятся на четыре группы:

1.Те, кто не слушает.

2.Те, кто слушает на половину.

3.Те, кто слушает с пассивным восприятием.

4.Те, кто слушает вдумчиво.

Слушать необходимо:

-чтобы получить информацию;

-для развлечения;

-для воодушевления;

-для улучшения собственной речи;

-для анализа фактов и идей.

Три этапа:

1)Информационный. Цель – дать собеседнику высказать свою точку зрения.

2)Уяснение. Цель – убедиться, что мы правильно поняли собеседника.

3)Добиться совместного решения.

Показатели:

-отношение слушателя;

-интерес слушателя (первичный (касается повседневной жизни человека),вторичный (общечеловеческие интересы), сиюминутный (интерес на данный момент));

-мотивация слушателя (самосохранение, собственность, власть, репутация, привязанность, сентиментальность, вкус);

-эмоциональное состояние слушателя.

Читающий человек зависит от напечатанного, а слушающий от оратора; читатель может остановится, а слушающий должен быть более внимательным.

Слушающий должен:

-уметь концентрироваться (причины: объективная позиция к говорящему, выключить эмоциональные блоки, подумать, чем услышанное может нам помочь, предугадать развитие речи, вспомнить что мы знаем об этом предмете, неудобное место);

-уметь анализировать содержание (выделить цель разговора);

-уметь слушать критически (связывать то, что говорит оратор со своим собственным опытом, систематизировать услышанное, анализировать и возвращаться к основным доказательствам, определить весомость, адекватность, цель доказательства);

-уметь конспектировать.

Три типа речи:

-убеждающая (требует доказательства и логического рассуждения);

-информационная;

-развлекательная.

Умение конспектировать при слушании.

Запись полезна при слушании, т.к. она помогает сконцентрироваться.

Свертывание фраз – выделение ключевых слов, составление смысловых рядов.

Слушание в ситуации деловой беседы.

Диалог, оба собеседника важны.

Типы слушателей в деловом общении:

-категорический;

-рассудительный;

-сочувствующий;

-аналитический;

-отзывчивый.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: