Как успокоить тревогу у ребенка.
Современная жизнь диктует свои правила, приходиться адаптироваться к новым условиям, обстоятельствам. Всё, к чему мы привыкли очень не стабильно и постоянно меняется. Мы испытываем тревогу и волнение. Переживаем, беспокоимся. Эмоциональное состояние взрослого не может не отразиться на состоянии ребенка, не повлиять на его поведение и реакции в повседневной жизни. Нам, родителям, нельзя об этом забывать. Ведь любые трудности проходят, но не пройдет бесследно та эмоциональная нагрузка, которую мы пережили.
Одной из наиболее распространенных проблем, с которой родители обращаются к психологу, является повышенная тревожность ребенка. Вернее сказать, что обращаются с проблемами в учебе, поведении, проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, раздражительностью, скованностью и тому подобным. Причиной таких проявлений может служить высокая тревожность ребенка.
Число тревожных и беспокойных детей неуклонно растет. Как растет и число тревожных взрослых, годами накапливающих свое недовольство всем и вся - работой, материальным положением, жильем, автомобилем или его отсутствием. Дети, которых воспитывают такие взрослые, и попадают в группу риска. Они тревожны. Им трудно и страшно жить в этом мире. Им нужна срочная помощь.
Это может случится с каждым ребенком в той или иной форме – тревожность. И мы хотели бы оградить наших детей от тревожных моментов в жизни. Умение справляться со страхами – важный навык, который будет служить им в жизни. Представление о мире дети получают от окружающих людей. Если родители думают о мире с тревогой и многого боятся, то и ребенок может начать воспринимать мир так же, особенно если это чувствительный, осторожный или беспокойный ребенок. С другой стороны, если родитель подходит к тревожным ожиданиям разумно, это поможет ребенку сформировать новое мировосприятие. Поэтому, вместо того чтобы пытаться скрыть свои страхи, используйте их как возможность показать хороший пример.
|
Для тревожного ребенка окружающий мир - пугающий и враждебный, малыш постоянно ощущает себя подавленным, настороженно относится к окружающим и с трудом устанавливает новые контакты или избегает их вовсе. Ищет поддержку и защиту в значимом близком (как правило, в матери), зачастую демонстрирует свою беспомощность и несамостоятельность чтобы привлечь его внимание и получить чувство защищенности. Со временем это может перерасти в заниженную самооценку, склонность к перекладыванию ответственности и несамостоятельность, стремлению занять позицию жертвы.
Родителям важно вовремя заметить у своего малыша первые признаки формирования личностной тревожности:
- частое проявление беспокойства;
- трудности с концентрацией внимания;
- повышенный тонус мышц на лице и шее;
- раздражительность, выраженная скованность или неусидчивость;
- нарушения сна;
- проблемы с аппетитом (изменения в пищевом поведении);
- низкая работоспособность;
- неуверенность, зажатость, чрезмерное смущение (например - смущение даже среди хорошо знакомых людей);
- напряженный взгляд;
- тихий голос;
- болезненная реакция на критику;
- склонность обвинять самого себя;
Если заметили,какие-то подобные признаки, то сами не впадайте в беспокойство!
Постарайтесь спокойно и обстоятельно подойти к решению проблемы. Помните, о чем говорили выше. Дети чувствуют абсолютно всё. Переживаем мы - тревожатся и беспокоятся дети. Хочется вставить фразу из мультфильма: «СПОКОЙСТВИЕ! ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!»
|
Что можно делать родителям самостоятельно?
Например несколько приемов и техник, которые можно применить дома в моменты тревоги:
"Ты можешь нарисовать его?"
Рисование, живопись или каракули дают детям выход для своих чувств, когда они не могут использовать слова.
"Я люблю тебя. Ты в безопасности".
Для человека, которого вы любите больше всего, высказанная вами уверенность о его безопасности является для него мощным утверждением. Помните, беспокойство заставляет детей чувствовать, что их разум и тело находятся в опасности. Повторение фразы о его безопасности может успокоить нервную систему.
"Давай притворимся, что мы взрываем гигантский воздушный шар. Мы сделаем глубокий вдох и взорвем его на счет "пять".
Если вы скажете ребенку глубоко вздохнуть посреди панической атаки, скорее всего, вы услышите: "Я не могу!" Вместо этого превратите это в игру. Притворитесь, что взрываете воздушный шар, издавая смешные звуки при этом. Сделав вместе с ним три глубоких вдоха и выдоха, вы уберете стрессовую реакцию организма и, может быть, даже похихикаете в процессе.
"Я скажу кое-что, и я хочу, чтобы ты сказал это точно так же, как я: "Я могу это сделать".
Повторите 10 раз с различной громкостью. Бегуны на марафонских дистанциях все время используют этот трюк, чтобы "преодолеть стену".
|
"Почему ты так думаешь?"
Это особенно полезно для детей старшего возраста, которые могут лучше сформулировать, что они чувствуют.
"Что будет дальше?"
Если ваши дети озабочены событием, помогите им продумать это событие и определите, что произойдет после него. Тревога бывает вызвана у ребенка представлением, что после тревожного события жизнь отсутствует.
"Мы – непобедимая команда".
Разлука с родителями может вызвать сильную тревогу у маленьких детей. Убедите их, что вы будете вместе, даже если они вас не видят.
Используйте боевой клич: "Я воин!"; "Меня не остановить!"; или "Посмотри мир, я пришел!"
Есть причина, по которой фильмы показывают, как люди кричат, прежде чем отправиться в бой. Физический акт крика замещает страх выработкой эндорфинов и, как следствие, приподнятым настроением. Кроме всего прочего, это может быть весело.
"Если бы твое чувство было монстром, как бы он выглядел?"
Давая беспокойству характеристику, вы рассматриваете беспокоящие вас чувства и делаете их конкретными и ощутимыми. Когда у детей беспокойный характер, они могут поговорить со своим беспокойством.
"Положим твое беспокойство на полку, пока мы (слушаем любимую песню, бежим вокруг квартала, кушаем, смотрим фильм…). Потом мы подберем его снова".
Те, у кого есть склонность к тревоге, часто чувствуют, что им надо беспокоиться, пока то, о чем они беспокоятся, не закончилось. Это особенно сложно, когда ваши дети озабочены тем, что они не могут изменить в будущем. Отложив это в сторону, чтобы сделать что-то интересное, вы можете помочь направить их заботы в перспективу.
"Это чувство пройдет. Давай пока устроимся покомфортнее".
Акт получения комфорта успокаивает ум и тело. Было показано, что более тяжелые одеяла могут уменьшить беспокойство за счет увеличения мягкого физического давления.
"Давай узнаем побольше об этом".
Пусть ваши дети исследуют свои страхи, задавая столько вопросов, сколько им нужно. В конце концов, знание – это сила.
"Давай посчитаем до…".
Эта техника отвлечения не требует предварительной подготовки. Подсчитывая количество людей в сапогах, количество часов, количество детей или количество головных уборов в комнате, ребенок вынужден наблюдать и думать, что отвлекает его от беспокойства.
"Мне нужно, чтобы ты сказал мне, когда пройдут две минуты".
Время – мощный инструмент, когда дети беспокоятся. Наблюдение за стрелками часов дает ребенку точку фокусировки, отличную от того, что происходит.
"Закрой свои глаза. Представь, что ты находишься..."
Визуализация – мощный метод, используемый для облегчения боли и беспокойства. Управляйте своим ребенком, помогите ему представить безопасное, теплое и счастливое место, где он почувствует себя комфортно. Если он будет внимательно слушать, физические симптомы тревоги будут рассеиваться.
"Давай вытащим наш успокаивающий список".
Тревога может захватить мозг; ведите список с перечнем навыков, которые помогают ребенку успокоиться. Когда возникает такая необходимость, отталкивайтесь от этого списка.
"Ты не одинок в своих переживаниях".
Обращая внимание на других людей, которые могут делиться своими страхами и тревогами, ребенок понимает, что преодоление тревоги является универсальным.
"Скажи мне, что самое худшее может случиться".
Как только вы представили себе наихудший возможный результат, поговорите о вероятности того, что так может произойти. Затем спросите своего ребенка о наилучшем возможном результате. Наконец спросите его о наиболее вероятном исходе. Цель этого упражнения – помочь ребенку более точно мыслить во время его тревоги.
"Беспокойство иногда полезно".
Эта фраза кажется совершенно странной, но объяснение, почему беспокойство бывает полезным, успокаивает детей, и они перестают тревожиться о том, что с ними что-то не так.
"Что говорит твой мысленный пузырь?"
Если ваши дети читают комиксы, они знакомы с мысленными пузырями и тем, как они изменяют историю. Говоря о своих мыслях как сторонние наблюдатели, они могут оценить их.
"Давай найдем доказательства".
Сбор доказательств для поддержки или опровержения причин беспокойства вашего ребенка помогает ему понять, основаны ли его опасения на фактах.
"Давай поспорим".
Старшие дети особенно любят это упражнение, потому что у них есть разрешение обсуждать своих родителей. Подумайте о том, как дискутировать о причинах их беспокойства. Вы можете много узнать о своих рассуждениях в процессе.
"О чем нам в первую очередь нужно беспокоиться?"
Беспокойство часто делает из мухи слона. Одной из наиболее важных стратегий преодоления тревоги является разбиение проблемы на управляемые части. При этом мы понимаем, что не вся ситуация вызывает беспокойство, а всего лишь одна или две ее части.
"Помнишь, когда..."
Компетентность порождает уверенность. Уверенность подавляет тревогу. Помогая своим детям вспомнить время, когда они преодолели тревогу, они испытывают чувство компетентности и, таким образом, уверенность в своих способностях.
"Я горжусь тобой".
Знание, что вы довольны его усилиями, независимо от результата, избавляет от необходимости делать что-то идеально хорошо, что является источником стресса для многих детей.
"Мы пойдем гулять".
Упражнение снимает беспокойство на нескольких часов, поскольку оно сжигает избыточную энергию, ослабляет напряженные мышцы и повышает настроение. Если ваши дети не могут сейчас прогуляться, пусть они побегают на месте, поскачут на йога-шаре, попрыгают через веревочку и т. д.
"Это чувство пройдет".
Часто дети чувствуют, что их беспокойство никогда не кончится. Вместо того, чтобы закрывать на это глаза, избегать или подавлять беспокойство, напоминайте им о том, что облегчение уже в пути.
"Давайте сожмем этот стресс-мяч вместе".
Когда ваши дети направляют свое беспокойство на стресс-мяч, они чувствуют эмоциональное облегчение. Купите мяч, держите игровое тесто рядом или сделайте свой собственный домашний стресс-шар, наполнив воздушный шар рисом.
"Я знаю, что это сложно".
Признайте, что ситуация сложная. Ваша признание показывает вашим детям, что вы их уважаете.
"У меня здесь есть твой ароматный приятель".
Ароматный приятель – это ожерелье или диффузор с ароматами, которые успокаивают, особенно если вы наполняете его лавандой, шалфеем, ромашкой, сандалом или жасмином.
"Расскажи мне об этом".
Не прерывая слушайте, как ваши дети говорят о том, что их беспокоит. Высказывание об этом может дать вашим детям время для обдумывания решения, которое поможет им.
"Ты такой храбрый!"
Подтвердите способность ваших детей справляться с ситуацией, поощряйте его добиваться успеха.
"Я хочу обнять тебя".
Обнимите своего ребенка, или пусть он посидит на ваших коленях. Физический контакт дает ребенку возможность расслабиться и почувствовать себя в безопасности.
" Помнишь, как ты сделал это в прошлый раз?"
Напоминая вашему ребенку о прошлом успехе, вы поощряете его упорствовать и в этой ситуации.
Вот такими техниками снятия напряжения и тревоги мне захотелось с вами поделиться. Они разработаны психологами и очень просты. Можно взять себе на заметку наиболее понравившиеся.
Мира и спокойствия вашей семье!